С 21 по 23 июня в деревне Никола-Ленивец прошел ежегодный фестиваль «Архстояние 2017», крупнейший в России фестиваль лэнд-арта и ландшафтных арт-объектов. В этом году темой мероприятия стал вопрос «Как жить?». «Популярная механика» пообщалась с архитекторами и подготовила для вас пять самых интересных ответов от любителей и профессионалов.

Заметим, что «Архстояние» ежегодно видоизменяется: какие-то старые объекты остаются на своих местах, какие-то демонтируются, появляются новые объекты и так далее. Мы обратили внимание на объекты, построенные специально для фестиваля 2017 года — возможно, не безумно зрелищные, но как минимум новые и оригинальные в плане концепта.

Быть вместе

Юлия Абзалтдинова В утренней дымке деревянные звери выглядят как алтари примитивных северных культов

«Быть вместе» — это следующая стадия проекта под общим названием «Ментальные дрова», который, появившись на свет еще в 2015 году, ежегодно дополняется новыми деталями. Огромное поле усеяно сотней самых разных скульптур: необычные, слегка сюрреалистические животные принимают самые разнообразные позы. Материалом для их изготовления послужили фрагменты отслуживших свое деревянных конструкций, и неспроста.

Алексей Мартинс, автор проекта, поделился с нами историей создания столь необычной композиции: «Древесина — это материал, который должен дарить тепло и объединять людей. Впервые мы выставлялись в Сибири, а для сибиряков очень важно, чтобы искусство было максимально полезным. Так мы пришли к концепции «ментальных дров»: с одной стороны, посетители получают ментальное тепло от знакомства с произведением; с другой, каждый человек мог забрать себе скульптуру и сжечь ее, чтобы получить тепло вполне материальное. Важный момент в моей практике — это эстетика, искусство взаимодействия, когда материальная его концепция заменяется на взаимодействие с людьми и формирование микросвязей внутри общества».

Юлия Абзалтдинова Гори, гори ясно!

Алексей рассказал, что инсталляция в Никола-Ленивце была построена только для того, чтобы быть сожженной в конце. Ее настоящая цель — создать в поле сотню ярких костров, у которых вечером могли бы посидеть вместе и обсудить то, как же надо жить, множество самых разных людей — родственников и друзей, знакомых и незнакомых.

Кибитка

Юлия Абзалтдинова Дом на колесах не имеет ярко выраженных передней и задней части

Творческий тандем архитектора Рустама Киримова и драматурга Юрия Муравицкого породил удивительное сооружение — дом, который существует без фундамента, представляя собой постоянно движущуюся платформу (построенную, что забавно, на базе автобуса ПАЗ-3205). Стены выполнены из прозрачного стекла, а потому каждый может видеть то, что происходит внутри. На время фестиваля в «Кибитке» поселилась команда актеров, которые своим примером демонстрируют, что в доме-на-колесах и в самом деле могут комфортно обитать сразу несколько человек.

Рустам Киримов с воодушевлением заверил нас, что это не просто арт-объект, а действительно полноценное жилище: «Все это существует совершенно автономно! Как там будут жить люди — пока непонятно. Пока там обживаются актеры, но они машут руками, они довольны. Это полноценный дом, там есть кухня, гардероб, туалет, множество спальных мест. При этом человеку не обязательно базироваться где-то в одном месте, жители могут переползать по всему дому. С одной стороны — это, конечно, еще и творческий эксперимент Юрия, который уговорил актеров пожить в нашей Кибитке на время фестиваля. С другой — это попытка выяснить, как архитектура может менять менталитет человека. Мы не только наблюдаем за жильцами, но и собираем материал, записываем звук и видео».

Мы предположили, что эта история напоминает передачу «За стеклом», и художник подтвердил это: «Именно так. По сути, это и есть своего рода мир за стеклом, в котором живут актеры, у которых есть своя задача — поставить спектакль. Мы будем смотреть не просто за взаимоотношениями людей, мы смотрим на творческую лабораторию, которая должна породить какой-то продукт».

Юлия Абзалтдинова От зрителей актеров отделяет панель из прозрачного стекла

— Будет ли «Кибитка» доступна другим людям?

— Безусловно. Человек или группа людей смогут ее снять, расположиться на каком-нибудь живописном месте и весело проводить время. Это уже не машина, это полноценный дом, вернее, даже мобильный фундамент дома. Управление им происходит с помощью навигатора, так что у «Кибитки» нет транспортных ограничений.

— ГАИ пока не заинтересовалась таким необычным транспортным средством?

— *смеется* Пока на большие трассы мы не выезжали, но, думаем, инспектры будут удивлены!

Юрий Муравицкий поделился планами на фестиваль: по его задумке, команда актеров должна будет поставить самую настоящую пьесу Чехова «Три сестры». Опытные актеры, среди которых есть и театральный режиссер, могут создать внутри стеклянного дома своего рода «замкнутый цикл» и делать там различные перфомансы.

Конура

В Конуре уютнее всего вдвоем с другом Юлия Абзалтдинова В Конуре уютнее всего вдвоем с другом

Пожалуй, самым необычным новым объектом «Архстояния» стал проект «Конура», представляющий собой комфортное и естественное укрытие для человека и животного. По словам автора проекта, Виктории Чупахиной, победительницы Open Call 2017, Конура — это попытка приблизить человека к животному, поселив обоих в своего рода конуре. Шарообразное гнездо «свито» из веток и собачьей шерсти.

«Это своего рода дом, минимальная капсула, необходимая для совместного комфортного проживания человека и животного. Собачья шерсть взята из зоосалонов и вычесана у друзей-собачников. Не могу сказать точно, какой объем шерсти ушел на постройку, но весь мой балкон в свое время был буквально завален мешками с ней!»

— А почему собачья шерсть, а не, к примеру, овечья?

— Собака — преданное животное, которое может жить только вместе с человеком. Оно абсолютно коммуникабельно, в некотором роде это почти человек. Я считаю, что если человек приблизится к пониманию мира глазами собаки, то он многое обретет.

— Вы верите, что в этом можно жить?

— Не просто верю, я сама пробовала укрываться от дождя в «Конуре» и сидела там не одна, а вместе со своей собакой! Там тепло, сама конструкция не промокает — мне было очень комфортно.

Штаб

Юлия Абзалтдинова Штаб представляет собой функциональный гибрид дома и скейт-площадки

Группа «Алыча» — это не профессиональные архитекторы, а молодые художники, которые придумали очень функциональный проект. Первоначально Штаб был всего лишь идеей спрятанного от всех скейт-спота, куда скейтеры могли бы приезжать, кататься и общаться, не отвлекаясь на все лишнее. За основу была взята рампа, которая напрямую пересекается с пространством для жизни. Создатели необычного дома поделились своим взглядом на проект:

«Идея началась с того, что около двух лет назад мы приехали в Николо-Ленивец и как-то утром встретили группу ребят, гуляющих по лесу. Мы случайно услышали фразу: «Как было бы круто, если бы здесь был еще и скейт-парк!». Это навело нас на мысль, что из этого в самом деле могло бы получиться что-то забавное. Поначалу мы думали совсем в другом направлении и хотели успеть на тему прошлого фестиваля («Убежище»), но в итоге решили представить проект в 2017 году. «Штаб» находится на стыке конструктивизма, скейтбординга и, как нам кажется, в нем есть немного Японии».

Юлия Абзалтдинова

— А что представляет из себя дом изнутри?

— Нашей целью было создание единого пространства для жизни. Несмотря на то, что визуально дом выглядит двухэтажным, на самом деле этажей в привычном понимании этого слова в нем нет. Внутренний мост связывает два разных уровня высот, а в свободном пространстве натянута сетка — на ней можно отдохнуть и посмотреть, как катаются люди. На самом верхнем, втором-с-половиной этаже есть спальня, но туда скейт-пространство мы не установили, иначе не обойдется без травм.

В рамках фестиваля, в «Штабе» прошел перфоманс с дополненной реальностью, где от участников требовалось сыграть в подвижную игру — разумеется, используя для передвижения скейтборд. Помимо этого, создатели охотно обучали азам скейтбординга всех желающих и изъявили желание открыть такие же скейт-точки и в других городах.

Дом с люстрой

Юлия Абзалтдинова По ночам люстра озаряет окрестности мягким светом, а днём просто возвышается над домом.

Этот проект, пожалуй, больше всего похож на классический дом, каким мы привыкли его видеть. Простая деревянная конструкция, установленная на сваях — четыре стены без окон, дверь и крыша с отверстием. Сквозь него отлично видно главное (и единственное) украшение Дома — роскошная люстра, подвешенная на всеобщее обозрение на крышку стеклянного колпака. Авторы проекта, архитектурное бюро «Хвоя», объяснили нам, в чем именно заключается шарм столь обыденной, классической постройки.

— Внутреннее пространство дома — это простая рабочая среда: лавки, стол, свет над головой. Когда посетитель заходит внутрь, автоматически зажигается люстра и всем вокруг видно, что дом обитаем и что в нем кто-то есть. Таким образом, человек опосредованно взаимодействует с прохожими. Первоначально дом должен был находиться на центре пруда, и посетителям, которые захотели бы в нем пожить, приходилось бы путешествовать на лодочке — и о его присутствии внутри говорил бы только свет лампы.

Ждём «Архстояния-2018»!