Энди Грейси: биологические эксперименты как искусство

Энди Грейси: биологические эксперименты как искусство

На настоящего художника Энди Грейси не очень-то похож. Он ничуть не растеряется, услышав слово «полимераза», отлично программирует и разбирается в химии. Он постоянно следит за новинками науки и техники, общается с генетиками и специалистами по искусственному интеллекту. Каждая его работа — это сложный, грамотно задуманный и умело поставленный художественный эксперимент. Тема его исследований — феномен жизни и отношения живого с неживым.

Обучаясь профессии художника, Энди успел прекрасно освоить техники, традиционные, проверенные веками приемы и подходы, позволяющие погружать зрителя в происходящее на картине. Однако уже к концу учебы в институте он резко сменил жанр, обратившись к новым актуальным направлениям — перформансу и инсталляции. Получив диплом, Энди устроился на работу художником в странствующий цирк, где его новое увлечение получило дополнительный импульс. Эхом того времени осталась любовь к звуку: световое, музыкальное и шумовое сопровождение до сих пор присутствует во всех работах художника.

Прототип глубоких данных №2 Прототип глубоких данных №2
Начало: 2012 год. Цель: Выведение растений, адаптированных к жизни на планетах и спутниках Солнечной системы.


Материалы и методы

В восьми контейнерах создается освещение с интенсивностью и спектром, характерными для солнечного света у поверхности Земли, Луны, Венеры, Марса и Титана. Почва засевается семенами резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana). Используется естественная мутантная линия NW67, рост которой зависит от спектра освещения.

По словам Энди, первой его серьезной инвестицией в карьеру стала покупка компьютера Mac 5320 с пакетом для создания приложений на языке Max, популярном среди медийных художников. От цирковых перформансов Энди перешел к созданию сложных и, как любят выражаться критики, «иммерсивных» аудиовизуальных инсталляций. В этом не было бы ничего интересного, если б одна из них не помогла ему найти собственный и необычный творческий язык.

Это была система, собирающая данные о состоянии атмосферы и активности Солнца, которые затем превращались в звук и транслировались в режиме реального времени. На фестивале DigitalSummer в Манчестере инсталляция пользовалась большим успехом, а сам Грейси осознал, что представления и методы современной науки в соединении с художественной интуицией — это настоящая взрывчатая смесь, обладающая огромным потенциалом для творчества.

Drosophila titanus Drosophila titanus Начало: 2011 год. Цель: Выведение мушек, способных жить на спутнике Сатурна Титане.


Материалы и методы

На Титане, как на Земле, есть полноценный круговорот жидкости, только роль нашей воды там играют углеводороды, прежде всего метан. Энди Грейси соглашается, что полностью достичь цели эксперимента вряд ли получится. Однако работа ведется по стандартным методикам селекции. Drosophila melanogaster подвергается искусственному отбору, поколение за поколением существуя при пониженной температуре и повышенном давлении, в атмосфере «полуземной, полутитановой», с продолжительностью светового дня, характерной для далекого спутника Сатурна.

Однако активное использование технологий и науки потребовало от художника совершенно новых знаний и навыков. Энди пришлось плотно заняться самообразованием сразу по многим направлениям — программированию и искусственному интеллекту, электронной инженерии и робототехнике, биологии и биотехнологиям. Устроившись в группу мультимедийного и цифрового искусства в Университете Хаддерсфилда, он получил дополнительный опыт, освоил новые подходы. Художник считает, что именно эти знания дают ему надежный фундамент для фантазии, позволяют создавать нечто по‑настоящему значимое и сложное. Он уделяет немало времени тому, чтобы оставаться в курсе самых последних и актуальных тенденций в науке и технологии. «Понимание биологических и других концепций и практик, — говорит Энди, — имеет для моего творчества абсолютную важность».


Впрочем, и этого оказалось недостаточно: «Работы, которые я стараюсь создавать, требуют куда большего уровня подготовки, чем та, на которую я способен, причем в самых разных областях, — признался он в беседе с критиком и блогером Региной Дебатти. — По счастью, с этим мне помогают люди куда более талантливые, чем я. Особенно хочу отметить Гэри Бернса, обладателя бесценных знаний по электронике, и Брайана Ли-Юн Роуэ, настоящего мастера программирования и работы с искусственным интеллектом». Вся деятельность Грейси и его единомышленников построена как у коллектива сотрудников какой-нибудь научной лаборатории. Главная тема их художественных исследований — отношения живого с неживым, поиски границы жизни на Земле и способов ее существования в космосе.

«Рыба, растение, робот» «Рыба, растение, робот» Начало: 2004 год. Цель: Создание квазисимбиотических отношений между растением, животным и машиной.


Материалы и методы

Главный орган чувств нильского слоника — это нижняя губа, где сходятся нейроны, производящие и регистрирующие слабые электрические импульсы. ИИ-система DharmAi обрабатывает их, управляя роботом, который поддерживает рост растения в гидропонной установке. Комфортно ли растению, робот сообщает лампочками и звуком, — а рыба молчит, но ожидается, что она «бессознательно выработает» поведение, способствующее хорошему самочувствию соседа.

Эти произведения часто описывают как опыты по созданию новых «информационных потоков» между живыми организмами и окружающим миром, по манипуляции их взаимоотношениями. Они эксплуатируют концепцию умвельта — индивидуальной среды, в которой существуют животные и растения — и шире, биосемиотики, довольно необычной области знаний, исследующей свойства знаков в живых системах. Однако художественные эксперименты Грейси и его соавторов идут еще дальше биосемиотики. Он работает с живыми и неживыми объектами, с естественным интеллектом человека и искусственным интеллектом компьютерных программ, со средой Земли и соседних небесных тел. «"Информационные потоки» и символы в их органическом восприятии остаются центральной концепцией всех моих исследований, — говорит Грейси, — хотя они и расширяются постоянно, охватывая новые и новые области знаний".


Энди Грейси

Страна: Великобритания

Образование: Ливерпульский политехнический институт

«Моя художественная практика — это глубокое погружение в научный метод, в саму природу эксперимента, и как обретения нового знания на базе серии опытов, и как попытки испытать неизвестное».

Статья «Ученое искусство Энди Грейси» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2017).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.