Азума Макото и его снимки растений в открытом космосе

Азума Макото и его снимки растений в открытом космосе

Тяга к детальной тщательности определила всю японскую культуру. Настоящие мастера не спешат, упорно стремятся к совершенству и даже в ремесленном деле поднимаются на уровень высокого искусства. Так стало и с цветочными, растительными композициями японского флориста, которые путешествуют по миру и даже побывали на границе космоса.

Скромные размеры растения не должны никого запутать: любимой карликовой сосне Азумы Макото уже около полувека, и за последнее время она успела окунуться в море в Японии, «посетить» заброшенную электростанцию в Бельгии, покрасоваться в центре заброшенного стадиона в Болгарии и даже побывать в стратосфере. Почти десять лет сосна-бонсай сопровождала художника в поездках по всему миру, став живым произведением искусства.

Высота 30 000 метров Высота 30 000 метров Закрепленная в углепластиковой раме карликовая сосна поднялась в стратосферу на надувном шаре. «Красота растений раскрывается с изменением фона», — говорит художник.

Сосна-путешественница

Впрочем, интерес к флоре у Азумы Макото проявился раньше, когда подростком он подрабатывал продавцом на рынке цветов в Токио. Здесь он познакомился с икебаной и бонсаем, а в 2002 году открыл собственный цветочный магазин вместе с фотографом Шииноки Шунсуке, другом, который вскоре станет и правой рукой в художественных экспериментах Азумо Макото. Втроем — флорист, фотограф и бонсай — они и отправились в долгое путешествие по миру, которое продолжалось с 2005 по 2015 год.

В конце 2015 года серия крупноформатных снимков подвела итог поездкам, превратившись в большую выставку «Шики: пейзаж и дальше», многие фотографии с которой широко разошлись по интернету. Деревце среди песчаных дюн и морских рыб, на краю горного водопада или у горячего гейзера в Исландии, «Шики и заброшенный памятник», «Шики и ледник»… Деревце, подвешенное в центре кубической стальной рамы со стороной 1,5 м, повидало больше, чем доведется большинству людей и цветочных композиций, и стало героем тысяч эффектных кадров.

Но главное — по словам самого Азумы Макото, серия позволила ему расширить границы искусства, превратив в элементы икебаны и бонсая весь пейзаж, на фоне которого растение смотрится совершенно особенно. Художник поясняет, что квадрат в центре каждой такой картинки задает границы искусственного пространства, ограниченные рамки вмешательства человека. Фоном же идет открытое и естественное пространство природы — уже не ограниченное ничем, кроме краев самого изображения и фантазии зрителя. «Это создает своего рода «трение», — сказал Макото. — В каждой моей работе есть это «трение». Если такой шероховатости в чем-то нет, то из него ничего и не получится».

Другие дороги, другие цветы

Стоит сказать, что историей с «путешествующим деревом» художник себя не ограничивал. Подыскивая и выбирая новые подходящие цели для путешествий, Макото успел провести десятки выставок, создать композиции по заказу ботанических садов, музеев и фестивалей, нашуметь целым рядом необычных арт-проектов. Он пробовал силы в создании абстрактных, кубических растений из металла, эффектно замораживал цветочные композиции в кусках прозрачного льда и водружал огромные четырехметровые скульптуры из растений и цветов на платформе посреди океана.

«Меня интересуют цветы, а не кисти и краски. Думаю, мне вообще не слишком интересны вещи, которые сохраняются надолго. Цветы не вечны, их красота длится только определенное время — эта мысль питает мое творчество».

Заметный интерес вызвала инсталляция «Цветочная коробка» 2015 года, которая в исключительно ярких красках демонстрировала долгий процесс деградации и разложения, пока композиция медленно, но эффектно теряла форму и цвета. Но все же главным событием года для художника стало новое — и самое грандиозное — путешествие все той же карликовой сосны. Вместе с Джоном Пауэллом, инженером, энтузиастом стратосферных полетов и основателем JP Aerospace, Азума Макото отправил свой бонсай на высоту, недоступную даже пассажирам авиалайнеров.

Дерево в стратосфере

Полет на наполненном гелием шаре продлился больше полутора часов и состоялся после целой серии неудачных попыток. «Нам надо было сделать фотографии и снять видео на высоте 30 000 м, при температуре — 50 °C [строго говоря, температура в этом полете падала до -58 °С. — «ПМ"]. При этом у нас были жесткие ограничения на вес, — рассказал Макото в интервью Designboom. — Это был долгий процесс проб и ошибок, выбора аппаратуры и «доводки» конструкции — с учетом полученного опыта и с оценкой все новых и новых неизвестных факторов».

На холоде На холоде В стратосферу отправлялись и цветочные композиции, а фотокамера снимала, как они рассыпают соцветия и листья, замерзнув и падая обратно на Землю.

В итоге шесть компактных камер GoPro закреплялись на надувном баллоне и, направленные к центру, снимали полет сосны со всех сторон. Сама композиция крепилась на раме из углепластика, более прочного и легкого, чем обычная для этого проекта Азумо Макото стальная. На ней же размещался GPS-трекер, по данным с которого бонсай был найден после возвращения на землю. В другом полете и другой серии снимков использовался роскошный букет ярких цветов — не только японских, со всего света, — которые, по словам художника, создали впечатляющий контраст с бело-сине-черной пустотой стратосферы. Именно здесь, считает Макото, они обретают некое новое звучание жизни.

«Внизу, на Земле, деревья укоренены в почве, они подчиняются силе гравитации. Корни, почва, гравитация — связывая живые процессы, разве могут они породить нечто действительно «красивое»? — спрашивает Азумо Макото. — Зато в жестких условиях, на высоте многих километров и на холоде, растения превращаются в экзобиоту, внеземную жизнь. Сосновое дерево добирается до границы планеты. Букет цветов направляется к Солнцу, свободный от всех оков. Растения летят в космос».


Азума Макото

Год рождения: 1976
Город: Токио, Япония
Профессия: художник-флорист
«Сосновое дерево добирается до границы планеты. Букет цветов направляется к солнцу, свободный от всех оков. Растения летят в космос».

Статья «Путешествующий бонсай Азумы Макото» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2017).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.