В мире существует множество телевизионных и кинематографических премий, отмечающих достижения актеров и режиссеров. Имена лауреатов у всех на слуху. А можете ли вы назвать тех, кто в буквальном смысле слова создавал миры и образы главных героев на экране? Конечно, есть «Оскары» за спецэффекты, монтаж и даже грим, но мы хотим большего. Инновационные камеры, потрясающие декорации, неожиданное использование законов физики и, конечно же, большие взрывы — вот чем занимаются люди, которым мы намерены воздать должное.
Готовимся к «Оскару»: самые крутые технические киноистории 2016/17

В очередной раз «Популярная механика» с гордостью представляет кинопремию за лучшие визуальные эффекты, технику съемок, изобретательность и остроумие при создании фильмов.

Самое живое дерево: «Голос монстра»

3.jpg «Нам был нужен монстр, который выглядит как дерево, но очень выразителен», — рассказывает супервайзер по визуальным эффектам Феликс Бергес. При решении этой задачи очень помог Лиам Нисон, актер, озвучивающий персонажа. Дерево-монстр даже движется немного как Нисон. Но это все же не человек, а здоровенная орясина, и от нее следует ожидать иной моторики: «Мы хотели, чтобы монстру трудно было сделать даже шаг. Он абсолютно жесткий. Тщательно расписали все его позы, устройство суставов, придумали особые способы моделирования, чтобы создать деревянные мышцы», — говорит Бергес. Эволюция с этим не справилась, а потому настоящие деревья остаются неподвижными.

Самые смешные модели: «Дэдпул»

2.jpg Начальные титры «Дэдпула» показывают супергероя, его друзей и антагонистов на гиперреалистичных замедленных кадрах во всевозможных заварушках. Нашей редакции больше всего приглянулся кадр с весьма изобретательным использованием автомобильного прикуривателя. Саркастические титры представляют персонажей как «Идиот божьей милостью», «Классная телка», «Британский злодей» и даже «Созданный на компьютере персонаж». Режиссер Тим Миллер рассказывает, как создавался этот шедевр.

Неторопливое вступление «Когда компьютерный персонаж застыл в пространстве, вы можете сделать его образ невероятно детальным, что вряд ли получится с анимированной моделью. У качественной CGI-модели на «теле» есть ткань, которая колышется в такт движениям, есть лицо, которое должно иметь очень сложный набор элементов управления. Не забудем про волосы на голове, которые нужно моделировать отдельно. С другой стороны, движение помогает скрыть какие-то неровности или отсутствие деталей. Чтобы выписать наших «актеров» как следует, группе из 12 художников пришлось работать в течение трех месяцев».

3D-шутки «Мы начали превизуализацию (создание грубых набросков сцен) еще до того, как у нас появился бюджет и даже были выбраны актеры. Фрэнк Болсон, директор производственной компании Blur, вставил черновые модели в первый вариант титров, просто чтобы развлечь команду. И всем так понравилось, что они попали в итоговый вариант фильма».

Убойная погоня в Вегасе: «Джейсон Борн»

4.jpg В пяти фильмах киносаги о шпионе в отставке Джейсоне Борне было много автомобильных погонь. Но ту, которая проходит по главной улице Лас-Вегаса, режиссер Пол Гринграсс считает лучшей. Координатор трюков Гэри Пауэлл и режиссер второй съемочной группы Саймон Крейн быстро нашли общий язык. «Мы оба были абсолютно уверены, что это должен быть Стрип, — говорит Пауэлл. — Иначе было бы бессмысленно ехать в Лас-Вегас». Идея требовала разрешений, которые Лас-Вегас выдает редко. «Мы должны были продумать все последствия перекрытия Стрипа: сколько это стоит, какие отели будут сотрудничать с нами. Нам повезло, почти все пошли нам навстречу. Скорости, на которых мы снимали, и количество разбитых автомобилей — такого Лас-Вегас еще не видел», — улыбается Пауэлл. Городские власти закрыли главную магистраль с 22:00 до 6:00 на две недели. У съемочной группы было около 200 статистов и 55 водителей-каскадеров. Компьютерные эффекты почти не использовались. Когда микроавтобус спецназа таранит всех подряд, можете быть уверены — в кадре гибнут настоящие машины. Впрочем, без маленьких кинематографических хитростей не обошлось. На автомобиль-убийцу установили специальный плуг, чтобы подбрасывать машины-жертвы в воздух. Те тоже были слегка доработаны. «Мы сняли с них двигатели, чтобы они стали легче и взлетали как пушинки», — делится секретом Пауэлл. Он и Крейн как раз придумывали для погони эффектный финал, когда стало известно, что отель Riviera планируют сносить: «Если его все равно собираются разрушить, не будет ничего страшного в том, чтобы въехать на машине в главные двери, не так ли?» 10.jpg Почти вся сцена погони создана с использованием естественных спецэффектов. Разве что подретушировали здания на заднем плане и удалили плуг для подбрасывания машин с фургона спецназа.

Наиболее полезный труп: «Человек — швейцарский нож»
13.jpg Специалист по пластическим эффектам Джейсон Хеймер создал силиконового двойника Дэниела Рэдклиффа в натуральную величину. Что с ним вытворяет Пол Дано, сыгравший отчаявшегося одиночку на необитаемом острове, это надо видеть! Герой Рэдклиффа бездвижен, поскольку он труп, и лишь изредка издает странные звуки. Зато у него множество полезных функций: компаньон, гидроцикл, водяная скважина, топор, ружье и крайне неуместный компас.

Самая креативная операторская работа: «Хардкор»

6.jpg У российского сценариста и режиссера Ильи Найшуллера был опыт съемок от первого лица до работы над «Хардкором». В 2013 году он снял музыкальный клип, где сам сыграл главную роль. Но клип длился менее пяти минут, и использованная в нем техника была довольно незатейливой. «Я снял немалую часть видео, держа во рту обмотанную тряпкой камеру GoPro, надеясь, что слюны будет не слишком много», — улыбается Илья. Для «Хардкора», полностью снятого от первого лица, компания GoPro предоставила свое лучшее на то время оборудование — камеры GoPro Hero3 — с тогда еще не выпущенным на рынок программным обеспечением, которое позволило Найшуллеру управлять диафрагмой и фокусом. Илья не вставлял камеры актерам в рот, а использовал легкий пластиковый шлем с магнитной стабилизацией (между прочим, напечатанный на 3D-принтере). Две камеры GoPro были установлены на уровне скул: «Когда камера на лбу, как принято в экстремальных видах спорта, это выглядит ужасно. Ощущение, что мы смотрим глазами страуса или жирафа». Потом возникла задача натренировать актеров фокусировать взгляд на камере, а не на глазах человека в шлеме. «Это базовый человеческий инстинкт — смотреть в глаза при беседе, — объясняет Найшуллер. — Мы купили смешные лыжные очки в стиле 1980-х с желтыми светоотражающими стеклами и нарисовали на них красные стрелки, указывающие на камеры». Главного героя по имени Генри играли 13 операторов, включая Найшуллера. Съемочная группа загубила около дюжины GoPro Hero3. Большинство были разбиты тяжелыми ботинками — для достоверности режиссер требовал от участников боевых сцен, чтобы удары в лицо Генри наносились как можно ближе к камерам. И если кулаки еще как-то можно было контролировать, то удары ногами частенько заканчивались крушением выводов камеры. Но ни одна не была потеряна из-за слюней. 7.jpg

Самый продуманный интерьер звездолета: «Пассажиры»

11.jpg Художник-постановщик Гай Хендрикс Диас верит, что каждая вещь или помещение должны иметь свои назначение и цель, — о чем он и позаботился при проектировании корабля для фильма про долгое путешествие в космосе: «Нет никакого смысла придумывать красивые интерьеры, если нет логичного представления, чем в них будут заниматься люди». Диас объясняет, откуда что взялось на корабле «Пассажиров».
Корпуса «Корабль представляет собой систему из трех корпусов, вращающихся вокруг общего центра. Это создает центробежную силу, заменяющую гравитацию. Каждый корпус служит для разных целей. Один отдан под склад, в другом размещены капсулы для сна, третий предназначен для торговли».
Шпангоуты «При создании огромных литых ребер обшивки источником вдохновения стали решетки гоночных автомобилей 1930-х. Сначала были сделаны чертежи в САПР, затем вырезали полномасштабные модели из дерева. Для большей убедительности каждый элемент конструкции скреплен с другими массивными замковыми креплениями».
Масштаб «Нам нужно было передать чувство одиночества и ужаса, охватывающего героев, затерянных в пустом пространстве корабля. Мы могли бы снимать актеров на фоне зеленых экранов, но так им было бы труднее передавать свои эмоции. Поэтому мы работали в гигантских съемочных павильонах, от 9 до 12 м высотой и 240 м длиной».
Навигация «Чтобы во вращающемся космическом корабле перейти из одного корпуса в другой, придется пройти через центральное ядро. Там вы будете находиться в невесомости, поэтому мы спроектировали лифт, в котором нужно пристегиваться ремнями. При удалении от центра сила тяжести постепенно возвращается».
Освещение «В большой грибовидной структуре над капсулами для сна размещены ультрафиолетовые лампы. Те, кто проектирует подобные аппараты для фантастических фильмов, редко вспоминают, что кожа — это живой, дышащий орган. Ей нужен свет так же, как растениям, иначе мы просто умрем».
Модули «В каждом из обитаемых модулей размещается восемь человек. Группируя их, вы можете сэкономить энергию и прочие ресурсы для отслеживания основных жизненных показателей. А если случится авария, то вы потеряете лишь часть пассажиров, как бы жестоко это ни звучало».
8.jpg

Статья «Невероятный кадр » опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).