Южная Дакота — сердце Среднего Запада. Это ковбои и фермеры, поля и пастбища, полные стадами бизонов и быков. Это смутная память о схватках с воинственными индейцами сиу — и окаменелые кости динозавров, которые некогда царили на его Великих Равнинах. Все это ушло в землю, возвращаясь лишь иногда, в виде бесчисленных историй, которые ковбои так любят рассказывать, сидя у костра.
Роман Фишман

Скульптор Джон Лопес здесь у себя дома. Вся его жизнь, как и жизнь поколений его предков, сосредоточена на фермах и ранчо вдоль берегов Гранд-Ривер, притока великой реки Миссури. Здесь вел борьбу знаменитый вождь Сидящий Бык, отказавшийся подчиняться власти «бледнолицых». Здесь переселенцы, впервые повстречавшие целые моря бизонов, безжалостно забавлялись стрельбой по этим могучим животным — и, оставляя горы их тел, двигались дальше, туда, куда манила их очередная «золотая лихорадка». Выбеленные временем кости копытных здесь насыпаны поверх окаменелых останков тираннозавров.

Имя: Джон Лопес // Возраст: 45 лет // Город: Леммон (Южная Дакота, США) // Образование: Государственный университет Блэк-Хилс

В скульптурах Лопеса прошлое повторяется, и над пространством Великих равнин снова поднимаются рога бизонов и зубастые пасти древних ящеров. Их тяжеловесные фигуры, сваренные из старых металлических деталей, покрыты грубой ржавчиной и выглядят как памятники — не только животным, но и поколениям людей, которые жили и трудились в прерии.

Сидящий Бык Сидящий Бык Бок могучего животного украшает бюст легендарного Сидящего Быка, который в XIX веке возглавил восстание местных индейских племен и попортил американским властям немало крови. Некогда ковбои Среднего Запада не могли говорить о нем без страха и ненависти — сегодня Сидящий Бык стал героем десятков историй, из которых складывается большая история Великих равнин.

Лошади

остаются одним из символов этих мест, а порода морган — гордостью всего Среднего Запада. Это одна из первых пород, выведенных в Северной Америке, красивая, универсальная, подходящая и для работы в поле, и для битвы. В годы Гражданской войны в США ее использовали и конфедераты, и южане — как ездовых, упряжных и кавалерийских лошадей. Упряжным конем служил и легендарный Блэк Хоук, производитель, ставший родоначальником целой ветви морганов и в лучшие годы пробегавший с повозкой по 50 миль ежедневно. Да вот он — полтора века спустя — в грубом металле скульптуры. «"Блэк Хоук» — наверное, одна из самых важных моих работ, — рассказал нам Джон Лопес. — Это «рабочая лошадка», тянущая плуг: голова опущена, чувствуется, что конь вкладывает в труд весь свой вес… Скульптура вызвала большой отклик у публики, сейчас она стоит в Нью-Гэмпшире, у входа на фермерский рынок".

«Фризская лошадь» «Фризская лошадь» Живущий в Южной Дакоте фермер Джордж Бернс был крупным собирателем старых тракторов и антикварной техники John Deere. Случайный пожар уничтожил коллекцию, и останки достались Лопесу. В них скульптор и нашел детали для фигуры, изображающей эту экзотическую вороную породу.

Такие образы, знакомые скульптору с детства, стали главной темой его творчества, и первое признание Лопес получил благодаря серии бронзовых композиций на темы американского Среднего Запада. «Вырос я на западе штата, на ранчо, где разводили овец и лошадей. Детство провел, ухаживая за жеребятами и готовя их к ежегодной осенней выставке-продаже, — продолжает Джон Лопес. — Но уже тогда рисовал очень много, почти постоянно, и много возился в мастерской».

Но главная находка скульптора оказалась связана с другой историей, уже печальной. После смерти тети Эффи дядя Джено попросил его установить на ферме надгробный памятник, позволив использовать любой скопившийся под навесом мусор. Повинуясь случайной мысли, Лопес стал отбирать и сваривать вместе старые металлические детали, так же износившиеся на работе, как изнашиваются и стареют фермеры Великой равнины. Железо оказалось именно тем «своим» материалом, который скульптор долго искал. Текстурой, позволяющей передать силу, упорство и несгибаемость здешних людей — и животных.

Быки

всегда содержались в стадах Лопесов наряду с лошадями и овцами. «Отец называл их «рогатыми заводилами», — вспоминает скульптор, — они всегда впереди стада, ведут остальных и на пастбище, и на водопой». Но по-настоящему они его «зацепили» намного позднее, после того как Лопес побывал в Техасе и увидел стада могучих животных породы лонгхорн. Поэтому и скульптура, созданная по следам этой поездки, вышла «техасская», с одинокой звездой на боку, с толстой передаточной цепью, которая создает впечатление плотной выделанной кожи, с гитарой и другими узнаваемыми символами южного штата. Зубья старой сеновязалки, разрезанные горелкой, были сварены в гордые размашистые рога.

Техасские лонгхорны считаются потомками коровы, привезенной в Новый Свет Колумбом и первыми испанскими колонистами в 1493 году. Сегодня они такой же узнаваемый символ Техаса, как ковбойские шляпы. Даже рабочее название проекта по созданию операционной системы Windows Vista выбрано в честь этих животных – Longhorn. Техасские лонгхорны считаются потомками коровы, привезенной в Новый Свет Колумбом и первыми испанскими колонистами в 1493 году. Сегодня они такой же узнаваемый символ Техаса, как ковбойские шляпы. Даже рабочее название проекта по созданию операционной системы Windows Vista выбрано в честь этих животных — Longhorn.

Материал, с которым работает скульптор, не мрамор и медь, а ржавое железо. Поэтому и резцом Лопеса стала плазменная горелка, с помощью которой он придает деталям нужную форму. А его главный художественный инструмент — аппарат для дуговой сварки в инертном газе, не позволяющий расплавленному металлу взаимодействовать с воздухом. Отдельные бронзовые детали соединяются с помощью сварки с вольфрамовыми электродами.

«Приступая к работе, я создаю макет, который затем использую для оценки размеров будущей скульптуры и подбора подходящих запчастей, — рассказал нам Лопес. — У меня полно знакомых соседей, фермеров и скотоводов, и у каждого есть своя свалка старых металлических деталей, железяк, сломанных машин и т. д. Людям нравится, когда что-то из этого становится частью скульптуры, желательно — достаточно большой».

Динозавры,

большие и не очень, когда-то были обычными жителями на просторах Северной Америки. Для памяти человечества эта эпоха головокружительно далека, ведь даже сам континент тогда выглядел совершенно иначе. Но земля Великих равнин то и дело напоминает о ней. Слои осадочных пород, отходя, обнажают кости. На Среднем Западе немало ценных местонахождений со множеством останков древних ящеров — прежде всего, конечно, тираннозавров. Самые крупные и полные останки их были найдены именно в Южной Дакоте. В штате работает и палеонтологический Институт Блэк-Хиллс, а возглавляющий его Питер Ларсон — в душе потомственный ковбой. Поэтому с Лопесом, задумавшим скульптуру тираннозавра, они быстро нашли общий язык. «Раз уж один из лучших в мире экспертов по тираннозаврам оказался в паре часов езды, глупо не проконсультироваться с ним, — объясняет скульптор. — Так что я пригласил Пита к себе, чтобы уточнить детали анатомии и других элементов скульптуры».

Великие Равнины – «родина тираннозавров»: первые образцы останков этих двуногих хищников древности были найдены в Монтане в 1902 году, а в 1990-м в Южной Дакоте Сью Хендриксон обнаружила уникальный, почти полный скелет тираннозавра. Великие Равнины — «родина тираннозавров»: первые образцы останков этих двуногих хищников древности были найдены в Монтане в 1902 году, а в 1990-м в Южной Дакоте Сью Хендриксон обнаружила уникальный, почти полный скелет тираннозавра.

Пит оказался действительно «своим парнем» и подарил Лопесу старые металлические инструменты, которые когда-то использовались им при раскопках крупнейших в мире останков тираннозавра Сью, и даже модель настоящего черепа древнего ящера. Все они стали частью скульптуры, как сами динозавры стали частью Великих равнин, как стали ею и произведения Лопеса. Каждая их деталь имеет свою историю, и вместе эти истории — про печального дядю Джено, про индейцев и лошадей породы морган, про динозавров и фермеров — складываются в большую и долгую историю Великих равнин.

Статья «Средний Запад Джона Лопеса» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2016).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.