РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голографические люди: 3D-инсталляции Джэкетс и Хельсона

Полоска берега, которая временно обнажается отливом, а потом снова уходит под воду. Голографические трансляции из заброшенного горного убежища. Космические зонды, «Звездные войны» и квантовая механика: шотландские художники Крис Хельсон и Сара Джэкетс исследуют темные уголки науки и человеческого одиночества.
Тэги:
Голографические люди: 3D-инсталляции Джэкетс и Хельсона

Она — бакалавр изящных искусств, профессиональный танцор и хорео­граф. Он — дипломированный специалист по 3D-моделированию, инженер с опытом участия в разработке газотурбинных установок. Вместе Сара Джэкетс и Крис Хельсон работают уже 15 лет: начав с создания экспериментальных видеоклипов и авангардных инсталляций, с каждой новой работой они используют все более сложные технические решения. «У нас есть возможности для дизайна и инженерии, создания веб-сайтов и трехмерных моделей, графики, анимации и спецэффектов», — перечисляют художники в автобиографии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Имя: Крис Хельсон / Сара Джэкетс // Город: Ньютон-Стюарт (Уигтауншир, Шотландия) // Образование: Манчестерский городской университет / Колледж Тауэр-Хэмлетс

Опираясь на эти возможности, Хельсон и Джэкетс погружаются все глубже в странные отношения со­вре­мен­ной науки и человека, который, все теснее окружая себя сложными техническими устройствами, остается по-прежнему одиноким. «Мы создаем машины и скульптуры, используем видеопроекции и технологии, — пишут художники, — чтобы исследовать тайны пространства, причин и следствий, порядка и хаоса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Устройство, управляющее видеопотоком в инсталляции «Мир Дейзи», авторы назвали «Машиной О», в честь одного из первых компьютеров, над которым работал Алан Тьюринг.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На границе». Переходные состояния

Впервые инсталляция была смонтирована 18 мая 2013 года в заливе Солуэй-Ферт на северо-западе Англии, ровно на половине пути приливной волны, и проработала примерно полтора часа. «Это побережье — 200-мильная лента земли, которая не является ни морем, ни сушей, — прокомментировал работу куратор фестиваля искусств Galloway Arts Festival Сид Эмброуз. — Это перешейки и шхеры, отмели, пещеры, террасы, лиманы, дюны и лагуны. Я хотел, чтобы художники сделали нечто, что заставило бы природу раскрыть свою суть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой инсталляцией стала 8-метровая сфера, круглый экран для проекции видеоизображения, установленный в литоральной зоне, во время прилива затопляемой водой и осушаемой отливом. «"На границе" — это исследование переходных состояний, — поясняли Хельсон и Джэкетс. — Инсталляция существует лишь временно, на линии суши, которая ненадолго обнажается отливом, на территории, постоянно находящейся в изменении, в переходном пространстве, дезориентирующем и опасном».

Летом 2015 года работа стала одной из инсталляций, украсивших всемирно известный музыкальный фестиваль Kendal Calling на северо-западе Англии в рамках проекта «Потерянный рай». Для этой темы «На границе» подошла как нельзя лучше: ночью, когда отлив открыл береговую пойму, на сферу проецировались съемки местной природы, сосен и скал. Но как только вода вернулась, картинка погасла, показывая мимолетность всего, что нас окружает и на что мы привыкли полагаться как на незыблемое и вечное. Литоралью, полным пещер и лагун переходным пространством оказывается что угодно — всё.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дейзиуорлд». Самозарождение гармонии

Большая кубическая конструкция состоит из 12 независимо управляемых 6-метровых башен, которые служат вращающимися экранами для четырех «умных» проекторов. Каждый из них демонстрирует свою собственную картинку, запуская световые волны, разбегающиеся от углов к центру, «интерферируя» друг с другом и с волнами от соседних проекторов. Каждая из четырех систем оснащена камерой и управляющим компьютером, который оценивает получившуюся на его экране картинку, стараясь поддержать ее неизменной, несмотря на постоянные помехи со стороны соседей. Четыре изображения вместе пытаются нащупать хрупкий динамический баланс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так нестабильные, вечно изменчивые организмы создают порядок жизни, так гармония возникает из хаоса эволюции. И четыре автономно работающие системы, образующие эту машину, со временем приходят к упорядоченному чередованию полос света и тени, хотя изначально задаются исключительно «эгоистичной» задачей поддерживать стабильность своей собственной картинки. «Дейзиуорлд» превращается в простую модель Геи — Земли как суперорганизма, для которого живые существа — лишь одна из систем, как для нас нервная или кровеносная. Такую фантастическую концепцию в 1970-х сформулировал британский химик и эколог Джеймс Лавлок — о связи с его теорией говорит название проекта. «Дейзиуорлд», или «Маргаритковый мир» — так назвал Лавлок собственную компьютерную модель для доказательства гипотезы Геи-Земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Название «Оби, помоги» в английском варианте (Help me obi) отсылает еще и к магии.

«Эта экспериментальная работа, — поясняют художники, — осмысляет и некоторые концепции теоретической физики, такие как теория волны-пилота, динамика комплексных систем и возникновение порядка из хаоса». Теория волны-пилота — одна из малоизвестных интерпретаций квантовой механики, которая, в отличие от общепринятой Стандартной модели, пытается описать ее как детерминированную теорию, в которой нет места принципу неопределенности. По словам Хельсона и Джэкетс, их захватила парадоксальная, непонятная вне квантового мира связь между волнами, частицами и их взаимодействиями. |photo-15

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Оби, помоги». Одиночество коммуникаций

В 2015 году на Архитектурной биеннале Хельсон и Джэ­кетс провели первый в истории сеанс «живой» голографической видеосвязи между зданием венецианского Арсенала и заброшенной лачугой в дебрях Шотландии. Завороженные зрители обходили небольшие, парившие в воздухе фигуры, изображавшие предметы еще более далекие, включая космический аппарат Voyager 1, который находится от нас на расстоянии больше 12 млрд километров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект, конечно, вдохновлен культовой сценой появления движущейся голограммы-сообщения принцессы Леи из «Звездных войн». Его идея вполне прозрачна: «Он исследует удаленные отношения, взаимодействие на расстоянии, вопросы изолированности и близости», — пишут Хельсон и Джэкетс. Голографическое изображение объектов может достигать размеров до 30 см, и, парящие в воздухе, они производят сильный эффект. Чтобы добиться этого, Хельсон сконструировал собственную систему отображения движущихся голографических изображений. Правда, это не «настоящая», видимая по-разному с разных сторон голограмма, с которой принцесса Лея обратилась за помощью к Оби Ван Кеноби. Аппарат демонстрирует одну и ту же объемную картинку для всех зрителей, независимо от направления, с которого на нее смотрят. «Мы используем слово "голограмма" просто потому, что других подходящих слов для этого нет», — соглашается Хельсон. Тем не менее художники считают, что такая система может иметь большое будущее и в индустрии развлечений, и в связи, подарив людям возможность еще более реалистичного общения. На создание технически сложного проекта ушло семь лет, и за это время у Криса и Сары родился сын. Пятилетний мальчик, который общается с голографическим младенцем — своим собственным объемным изображением, которое родители-художники сняли несколько лет назад, — стал одной из самых впечатляющих сцен, разыгравшихся вокруг инсталляции. Как сказали художники, «два изображения — зонд Voyager и младенец — указывают на нечто важное о нашем понимании себя и своего места во Вселенной».

Загрузка статьи...