Полоска берега, которая временно обнажается отливом, а потом снова уходит под воду. Голографические трансляции из заброшенного горного убежища. Космические зонды, «Звездные войны» и квантовая механика: шотландские художники Крис Хельсон и Сара Джэкетс исследуют темные уголки науки и человеческого одиночества.
Голографические люди: 3D-инсталляции Джэкетс и Хельсона
«На границе». во время отлива Видеоряд проецируется на восьмиметровую сферу, установленную в литоральной зоне.

Она — бакалавр изящных искусств, профессиональный танцор и хорео­граф. Он — дипломированный специалист по 3D-моделированию, инженер с опытом участия в разработке газотурбинных установок. Вместе Сара Джэкетс и Крис Хельсон работают уже 15 лет: начав с создания экспериментальных видеоклипов и авангардных инсталляций, с каждой новой работой они используют все более сложные технические решения. «У нас есть возможности для дизайна и инженерии, создания веб-сайтов и трехмерных моделей, графики, анимации и спецэффектов», — перечисляют художники в автобиографии. Фото

Опираясь на эти возможности, Хельсон и Джэкетс погружаются все глубже в странные отношения со­вре­мен­ной науки и человека, который, все теснее окружая себя сложными техническими устройствами, остается по‑прежнему одиноким. «Мы создаем машины и скульптуры, используем видеопроекции и технологии, — пишут художники, — чтобы исследовать тайны пространства, причин и следствий, порядка и хаоса».

«На границе». Переходные состояния

Впервые инсталляция была смонтирована 18 мая 2013 года в заливе Солуэй-Ферт на северо-западе Англии, ровно на половине пути приливной волны, и проработала примерно полтора часа. «Это побережье — 200-мильная лента земли, которая не является ни морем, ни сушей, — прокомментировал работу куратор фестиваля искусств Galloway Arts Festival Сид Эмброуз. — Это перешейки и шхеры, отмели, пещеры, террасы, лиманы, дюны и лагуны. Я хотел, чтобы художники сделали нечто, что заставило бы природу раскрыть свою суть». Фото

Такой инсталляцией стала 8-метровая сфера, круглый экран для проекции видеоизображения, установленный в литоральной зоне, во время прилива затопляемой водой и осушаемой отливом. «"На границе» — это исследование переходных состояний, — поясняли Хельсон и Джэкетс. — Инсталляция существует лишь временно, на линии суши, которая ненадолго обнажается отливом, на территории, постоянно находящейся в изменении, в переходном пространстве, дезориентирующем и опасном".

Летом 2015 года работа стала одной из инсталляций, украсивших всемирно известный музыкальный фестиваль Kendal Calling на северо-западе Англии в рамках проекта «Потерянный рай». Для этой темы «На границе» подошла как нельзя лучше: ночью, когда отлив открыл береговую пойму, на сферу проецировались съемки местной природы, сосен и скал. Но как только вода вернулась, картинка погасла, показывая мимолетность всего, что нас окружает и на что мы привыкли полагаться как на незыблемое и вечное. Литоралью, полным пещер и лагун переходным пространством оказывается что угодно — всё. Фото

«Дейзиуорлд». Самозарождение гармонии

Большая кубическая конструкция состоит из 12 независимо управляемых 6-метровых башен, которые служат вращающимися экранами для четырех «умных» проекторов. Каждый из них демонстрирует свою собственную картинку, запуская световые волны, разбегающиеся от углов к центру, «интерферируя» друг с другом и с волнами от соседних проекторов. Каждая из четырех систем оснащена камерой и управляющим компьютером, который оценивает получившуюся на его экране картинку, стараясь поддержать ее неизменной, несмотря на постоянные помехи со стороны соседей. Четыре изображения вместе пытаются нащупать хрупкий динамический баланс. Фото

Так нестабильные, вечно изменчивые организмы создают порядок жизни, так гармония возникает из хаоса эволюции. И четыре автономно работающие системы, образующие эту машину, со временем приходят к упорядоченному чередованию полос света и тени, хотя изначально задаются исключительно «эгоистичной» задачей поддерживать стабильность своей собственной картинки. «Дейзиуорлд» превращается в простую модель Геи — Земли как суперорганизма, для которого живые существа — лишь одна из систем, как для нас нервная или кровеносная. Такую фантастическую концепцию в 1970-х сформулировал британский химик и эколог Джеймс Лавлок — о связи с его теорией говорит название проекта. «Дейзиуорлд», или «Маргаритковый мир» — так назвал Лавлок собственную компьютерную модель для доказательства гипотезы Геи-Земли.

«Эта экспериментальная работа, — поясняют художники, — осмысляет и некоторые концепции теоретической физики, такие как теория волны-пилота, динамика комплексных систем и возникновение порядка из хаоса». Теория волны-пилота — одна из малоизвестных интерпретаций квантовой механики, которая, в отличие от общепринятой Стандартной модели, пытается описать ее как детерминированную теорию, в которой нет места принципу неопределенности. По словам Хельсона и Джэкетс, их захватила парадоксальная, непонятная вне квантового мира связь между волнами, частицами и их взаимодействиями. |photo-15

«Оби, помоги». Одиночество коммуникаций

В 2015 году на Архитектурной биеннале Хельсон и Джэ­кетс провели первый в истории сеанс «живой» голографической видеосвязи между зданием венецианского Арсенала и заброшенной лачугой в дебрях Шотландии. Завороженные зрители обходили небольшие, парившие в воздухе фигуры, изображавшие предметы еще более далекие, включая космический аппарат Voyager 1, который находится от нас на расстоянии больше 12 млрд километров.

Проект, конечно, вдохновлен культовой сценой появления движущейся голограммы-сообщения принцессы Леи из «Звездных войн». Его идея вполне прозрачна: «Он исследует удаленные отношения, взаимодействие на расстоянии, вопросы изолированности и близости», — пишут Хельсон и Джэкетс. Голографическое изображение объектов может достигать размеров до 30 см, и, парящие в воздухе, они производят сильный эффект. Чтобы добиться этого, Хельсон сконструировал собственную систему отображения движущихся голографических изображений. Правда, это не «настоящая», видимая по‑разному с разных сторон голограмма, с которой принцесса Лея обратилась за помощью к Оби Ван Кеноби. Аппарат демонстрирует одну и ту же объемную картинку для всех зрителей, независимо от направления, с которого на нее смотрят. «Мы используем слово «голограмма» просто потому, что других подходящих слов для этого нет», — соглашается Хельсон. Тем не менее художники считают, что такая система может иметь большое будущее и в индустрии развлечений, и в связи, подарив людям возможность еще более реалистичного общения. На создание технически сложного проекта ушло семь лет, и за это время у Криса и Сары родился сын. Пятилетний мальчик, который общается с голографическим младенцем — своим собственным объемным изображением, которое родители-художники сняли несколько лет назад, — стал одной из самых впечатляющих сцен, разыгравшихся вокруг инсталляции. Как сказали художники, «два изображения — зонд Voyager и младенец — указывают на нечто важное о нашем понимании себя и своего места во Вселенной».

Статья «Тайные знания Джэкетс и Хельсона» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2016).