Тонкие перышки, трепещущие на могучей спине металлического устройства, — живые существа в мире механизмов Дакно Юна.
Кинетические украшения Дакно Юна
«Похоже, требуется какое-то специальное мастерство для того, чтобы придать движение этим тонким и обычно неподвижным конструкциям». Пирл Блэй, обозреватель Beading Gem

Говоря о машинах и механизмах, мы представляем себе нечто тяжеловесное и грубое. Но механизмы, которые применяются в ювелирном деле, совсем другие, тонкие и изысканные. Корейско-американский художник и ювелир Дакно Юн создает устройства на границе тех и других. Его работы намного хитрее, чем привычные золотых дел мастерам петли, крючки и сцепки. Но при всей своей сложности они сохраняют изящество легкого украшения. Такой контраст между хрупкостью и механистичностью, между традициями и технологичностью — главный лейтмотив творчества художника. Выпускник сеульского Университета Кукмин и Университета Майами в Огайо, Дакно Юн с особенной остротой ощущает сложность отношений между столь хрупкими созданиями, как люди, и могучими механизмами, порожденными их руками. Каждое произведение Юна — как небольшое стихотворение-хайку, посвященное месту людей в этом новом мире машин.

Механизмы

Детство и юность Дакно Юна прошли в Сеуле, под грохот стремительной индустриализации и модернизации южнокорейской экономики. «Машины и механизмы были одной из доминирующих тем в моем детстве, и я всегда с любопытством интересовался тем, что у них внутри и как они работают, — рассказал он в интервью для «ПМ». — Только намного позднее я связал эту детскую тягу с моим увлечением работой с металлом, которое обнаружилось в колледже. Теперь, ретроспективно, я думаю, что механизмы всегда служили для меня предметом вдохновения».

«Их языком я пользуюсь и сейчас, чтобы понимать, интерпретировать и воспроизводить мир, — продолжает Юн. — В конце концов, механизмы — это самая минималистическая форма движущегося «живого»». Подобно тому как красота жизни — это красота эффективности, отточенной миллионами лет эволюции, красота механизма вырастает из продуманной инженером, просчитанной художником функциональности. «Соединить поэзию с механикой — задача, которая требует мастерства инженеров и художника, она под силу далеко не всем». Энца Морелло, обозреватель Design Catwalk

Эти взгляды рифмуются с идеями знаменитого нидерландца Тео Янсена и, конечно, Леонардо да Винчи, которых Дакно Юн называет в числе своих главных учителей и предшественников. Некоторые искусствоведы даже заявляют, будто работы Юна — это лишь вольная интерпретация старинных чертежей Леонардо. Если это и так, то интерпретация у художника получается действительно своеобразная, с элементами японского искусства оригами, со сложными механическими деталями, спроектированными при помощи компьютерных систем 3D-моделирования.

Работая на факультете искусств Канзасского университета, Дакно Юн координирует здесь все процессы, которые связаны с обучением ювелирному делу и тонкой работой с металлами. По его признанию, это не такая уж и обширная область, но зато она требует уверенного владения большим количеством технологий, от тех, что были изобретены тысячи лет назад, до современных программ трехмерного моделирования и 3D-печати. Такой синтез технологий играет большую роль и в художественной работе Юна — прежде всего в самой знаменитой его серии кинетических скульптур и ювелирных изделий «Крылья». «Дакно Юн работает, балансируя на грани между сложным механическим движением и ощущением первозданной чистоты и простоты». Кэти Эдгертон, блог Katherina Fine Jewelry

Крылья

«Крылья» — это частью искусство, частью инженерия. Это контраст между хрупкостью легких птичьих перьев и неумолимой жесткостью металлического механизма, между неверными взмахами крыльев и постоянным, уверенным движением проволочных конструкций. Каждую работу можно видеть как короткое стихотворение или метафору, «написанную» особым языком механики.

Создание и развитие серии продолжается уже много лет, воплощаясь в кольца и диадемы, браслеты и механизмы, вовсе не имеющие ювелирных аналогов. Почти невесомые перышки крепятся на конце устройства, которое запускается сгибанием пальца или запястья, раскачиванием маятника или метронома. Сложные системы передачи усилия заканчиваются взмахом крыльев — и легким полетом. Приводной механизм у каждого произведения свой, движения проволочных частей у каждого разные, но все они венчаются одинаковым подъемом крыльев.

Спроектировав устройство нового произведения на бумаге или планшете, Дакно Юн создает его компьютерную 3D-модель и распечатывает подходящие детали на 3D-принтере, а прочие изготавливает самостоятельно, пользуясь навыками ювелирной работы с металлом. «Это традиционные техники мастеров серебряного дела, — поясняет Дакно. — И это тоже важная часть процесса: слияние современных технологий с древним ручным трудом. Такое соединение размывает границы между искусством скульптуры, мастерством ювелира и расчетами инженера, обеспечивая особую свободу для меня как художника».

Люди

Механизмы сопровождают Дакно Юна и за пределами работы: художник создает сложные сценические системы для театра и собрал обширную коллекцию миниатюрных роботов. «Для многих художников источником вдохновения выступает живая природа, но я вырос в большом промышленном центре, в мегаполисе, среди машин и механизмов, и поэтому свой художественный язык заимствую у них, — объясняет он. — Я воспринимаю их как отражение и развитие природы. Это восприятие и нашло отражение в серии «Крылья»».

Художник помещает пару перьев на кольцо на пальце или на плечо маятника. С каждым движением руки, с каждым качанием маятника они поднимаются и опускаются. «По-своему это даже забавно», — замечает Дакно Юн. Но, по его словам, гораздо важнее здесь та эмоциональная связь, которую создают легкие движения крыльев между «бездушной» металлической конструкцией и наблюдателем-человеком. Контраст живого и неживого, продуманного и словно бы случайного — как разница электрических потенциалов — рождает ток. Этот эффект будет еще заметнее в следующих работах Юна.

«Я работаю и буду работать над расширением применения цифровых технологий в своих произведениях, — продолжает художник. — Думаю, что скоро вы увидите более крупные и сложные механизмы, созданные с их помощью, в них будут реализованы более хитроумные движения, управляемые микроконтроллерами». Возможно, эти системы еще ярче выразят электрическую магию эмоций, взгляд выросшего среди индустриальных машин Дакно Юна на сложность их отношений с человеком.

Чтобы почувствовать этот взгляд, достаточно надеть кольцо на палец и пошевелить им. По единодушным отзывам посетителей выставок, такая простая процедура создает странное ощущение того, что на кончиках пальцев притаилась хрупкая жизнь, беззащитная, дрожащая и прекрасная, отзывающаяся на каждое осторожное движение. «Эти крылышки — как мы сами, — говорит художник. — Они — это и есть мы, наше место в современном мире, в мире машин и механизмов».

Статья «Лёгкие крылья Дакно Юна» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2016).