Первая в мире подводная группа: концерт в аквариуме

Первые эксперименты Лайлы Сковманд по извлечению звуков под водой выглядели как пение в кастрюлю, но с тех пор утекло много воды, и 27 мая группа AquaSonic выступит в огромных аквариумах на фестивале в Роттердаме.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С вокалом в воде все не так сложно: единственное, что не нравилось Лайле — пузыри воды, которые добавляют бульканья и не очень красиво смотрятся со стороны. Проблема решилась, когда певица придумала и освоила технику подводного пения. Она держит во рту пузырь воздуха и пропускает голос через него. Приблизительно раз в минуту ей приходится подниматься на поверхность — отправить воздух в легкие и запастись очередным пузырем. Длина ноты зависит от размера воздушного сгустка во рту исполнительницы, — поэтому ей доступны только короткие звуки. К тому же лучше брать повыше — низкие ноты в воде звучат несколько гнусаво.

Нажми и смотри

Над инструментами тоже пришлось поработать. Обыкновенная скрипка звучит неплохо, но приходит в негодность за три дня, и AquaSonic очень повезло, когда им подарили непромокаемую скрипку из углеродного волокна и композитных материалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Остальные документы создал изобретатель Энди Каваторта, выдумывавший странные и необычные звуки для Бьорк. Трудность заключалась в том, что скорость распространения звуковой волны в воде в четыре раза превышает скорость звука в воздухе, и из-за этого сложно добиться резонанса.

Каваторта учел эти параметры — а также другие детали, например, акустику самого аквариума, более активный износ поверхностей и т. д., и создал два новых инструмента. Ротакорда напоминает лиру: это щипковый шестиструнный инструмент. Играть на ней можно как на гитаре. Кристаллофон же представляет собой несколько видоизмененную стеклянную гармонику — он состоит из сосудов, которые дают звук при прикосновении руки.

Красавец-перкуссионист
Красавец-перкуссионист
Aquasonic

В процессе создания инструментов возникли сложности: так, в воздухе однажды задетая струна колеблется относительно свободно. В аквариуме же вибрирует вся толща воды, а если инструмент и среда колеблются одинаково, то звук будет не слышен.

Сложно было и с материалами — в частности, нужно было осторожно использовать металлы, такие как цинк и медь, чтобы ненароком не получить электрический разряд в аквариуме с живыми людьми.