Лазерные шоу Мартина Хессельмайера

За окном сверкают молнии, но это не гроза, а лазерное шоу немецкого художника Мартина Хессельмайера, мастера световых инсталляций. Его яркие перформансы собирают сотни зевак, которые далеко не всегда догадываются, что сами становятся действующими лицами аттракциона.
Лазерные шоу Мартина Хессельмайера

В отключенном состоянии инсталляция выглядит так, будто в павильонах торгового центра гигантский паук сплел западню, подобную тем, что можно встретить в детских развлекательных комнатах или на телевизионных шоу. Только вот детские увеселения здесь совершенно ни при чем. В основе проекта лежат подключенные к микроконтроллерам люминесцентные нити, а снаружи расположены датчики, которые реагируют на движения, звуки и освещенность. В зависимости от изменения показателей нити зажигаются, и начинается игра света, со стороны отдаленно напоминающая сверкание молний или лазерное представление в духе Жана-Мишеля Жарра. Эта инсталляция называется Capacitive Body («Емкостное тело», 2008), и она стала одним из первых экспериментов Мартина Хессельмайера с окружающей средой. По его мнению, каждое пространство, будь то парк, торговый павильон или проезжая часть, имеет собственную невидимую ауру. Главной своей задачей дизайнер ставил проявление иных, непривычных зрителю сущностей окружающего мира, взгляд на обычное пространство под необычным углом. И еще он пытался рассказать, что у любой окружающей среды есть свой неповторимый рисунок, а его работа — это всего лишь механизм, с помощью которого это можно зафиксировать визуально. Справился он или нет — решать зрителю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танцы света

Работа со светом началась с проекта Raumlinien («Четкие линии», 2006), который Мартин разработал для серии широкоформатной печатной рекламы. Для фотосессии он спроектировал витиеватую сеть люминесцентной проволоки, растянутой между деревьями. Проект был отснят, но световая концепция отказалась покинуть голову дизайнера. Хессельмайер начал искать, каким образом развить проект, и на определенном этапе встретился с Андреасом Мюкселем — профессором кельнской школы дизайна. Они сработались: Мюксель по сей день остается соавтором Мартина в области светового искусства. Дизайнеры выбрали достаточно узкое направление и отклоняются от него не так уж часто. Другое дело, что это направление в принципе уникально и конкурентов внутри жанра у них практически нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе, большая часть интерактивных работ Хессельмайера представляет собой вариации на тему того самого, первого «Емкостного тела», с различными отклонениями. В первой работе контроллеры работали независимо друг от друга и не были связаны логическими механизмами, но авторам этого и не требовалось: работа не должна была реагировать сама на себя, и для управления каждой светящейся осью существовал отдельный датчик, выведенный за пределы инсталляции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато при создании продолжения — Revolving Realities («Повторяющиеся реальности», 2010) — Хессельмайеру и Мюкселю пришлось поработать, чтобы связать контроллеры не только между собой, но и со звуковой дорожкой и системой освещения. На этот раз центром композиции стал сложный геометрический объект, который благодаря освещению принимал разные формы. Тем не менее философская суть проекта не слишком изменилась: по словам дизайнеров, они хотели создать инсталляцию, которая играет с чувством реальности человека, заставляя с помощью визуальных эффектов и звука каждый раз по-новому воспринимать место, в котором он находится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обмануть законы Ньютона

В своем творчестве Мартин использует исключительно технологии нового века: визуальная составляющая большей части его работ напрямую связана с программированием. Немало времени Хессельмайер посвящает настройке и отладке софта, а хитросплетения проводов и гроздья микроконтроллеров стали неотъемлемой частью его творчества.

Жажда скорости
widget-interest

Немецкие автобаны известны отсутствием ограничения скорости (на самом деле ограничений нет на небольшой части магистралей, а вовсе не повсеместно). Возможно, поэтому у Мартина Хессельмайера появилось забавное хобби: он фотографирует спидометры автомобилей при достижении «максималки». К счастью, качество дорожного покрытия в Германии, мягко говоря, сильно отличается от среднероссийского. Поэтому хобби совершенно законное и более или менее безопасное. Главное — чтобы автомобиль был исправен.
Другое хобби Хессельмайера связано с фотографией закамуфлированных машин: автомобильные концерны прибегают к маскировке для ходовых испытаний новых или рестайлинговых моделей, поэтому на дорогах периодически попадаются неказистые средства передвижения, заклеенные маскировочными орнаментными пленками внутри и снаружи. Мартин охотится за такими автомобилями вполне профессионально, и многие «шпионские» фотографии на страницах автомобильных таблоидов принадлежат его фотоаппарату.

Достаточно громкий проект — работа Weight of Light («Масса света», 2014), в которой Хессельмайер (опять же в соавторстве с Мюкселем) постарался показать невозможное: в скульптуре свет перемещается якобы под воздействием тяжести, словно шарик в лабиринте. Конечно, обмануть законы физики дизайнерам не удалось: свет движется благодаря заданному алгоритму работы светодиодных лампочек, спрятанных в полиэтиленовых трубах. Но остроумный подход дал свои плоды — за эту работу Мартин удостоился премии Международного конкурса светового искусства. И сама экспозиция, и награждение проходили в культурном центре Lindenbrauerei — бывшем пивоваренном заводе, который (как и московский «Винзавод») превратился в выставочный центр. Там можно посмотреть на светящиеся провода Хессельмайера и сегодня — экспозиция стала постоянной. В какой-то мере это объединяет целые пласты немецкой культуры — классической и современной; с одной стороны, пиво как гордость немецкой нации, с другой — творческий минимализм XXI века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Механическая ретушь

Жанр «рисующих машин» для кинетического искусства не нов и весьма типичен. В разное время мы писали о таких дизайнерах, как Деннис Своронос или Балинт Болиго, работающих над автоматическими рисующими механизмами. Как правило, подобные машины построены по типовой схеме: какой-либо пишущий инструмент, система крепления и электродвигатель, благодаря которому маркер перемещается по поверхности. Но иные скульпторы экспериментируют с формой и материалами, пытаясь найти что-то новое в этом жанре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мартин Хессельмайер — из их числа: его рисующий механизм Photofeedback («Фотоотклик») работает с фотобумагой в затемненных лабораторных условиях, а вместо карандашей Мартин использовал светодиодные лампочки, оставляющие узоры на светочувствительном покрытии. В программировании Мартин тоже попытался выйти за пределы области, ограниченной классическими представителями жанра. Основой траектории рисующего механизма послужила... музыка. Другое дело, что и в этой сфере немец далеко не первый — визуализировать музыкальные ритмы пытались неоднократно, и результат с художественной точки зрения оставляет, прямо скажем, желать лучшего. Другое дело, что здесь важен не результат, а процесс получения изображения. Да и сам Мартин утверждает, что рисунок какой-либо мелодии куда более интересен, чем банально выведенная аккуратная надпись или мастерски отрисованный карандашом скетч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна работа, связанная с фотографией, — это M.I.R, миниатюрная копия затонувшей космической станции. Правда, к фотографии она имеет довольно забавное отношение: подвесив ее под правильным углом, с помощью фотоаппарата можно создать иллюзию огромной летящей скульптуры. Впрочем, даже эта шуточная работа от Мартина несет вполне конкретный и ясный смысл, доказывая, что разные вещи под разными взглядами могут очень сильно меняться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайн для городов

Мартин Хессельмайер родом из Кельна, но после окончания школы он перебрался в Мангейм, где поступил в университет. По возвращении в родной город он окончил еще и аспирантуру Кельнской академии медиаискусств. Сегодня Хессельмайер работает креативным директором в рекламном агентстве, но основой своего творчества считает, конечно, не рекламу, а экспериментальный дизайн городской среды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, дизайн среды — это не столько создание культурных перформансов, сколько проектирование удобной для жизни обстановки (от уличных «зебр» до лавочек в парках), то есть работа не столько зрелищная, сколько функциональная. Но Хессельмайера не назовешь городским дизайнером — он художник, а не расчетливый инженер. Тем не менее его работы направлены на взаимодействие с человеком и окружающей средой, транспортом, шумом и освещенностью — все эти понятия плоть от плоти современного города, и без них инсталляции Мартина выглядели бы неполноценно. В конце концов дизайн города — это в том числе зрелищные визуальные проекты, и потому работы Хессельмайера здесь как нельзя кстати.

Нажми и смотри