5 выдающихся современных авторов, пишущих серьезную научную фантастику

Существует мнение, что времена так называемой «твердой» фантастики с новыми идеями и описанием инновационных технологий остались далеко в прошлом, и сейчас большинство фантастов фокусируются на психологии, отношениях между людьми, экологии, но только не на технологическом прогрессе и проблемах, которые не в состоянии решить современная наука. Сюжеты действительно усложняются, но твердая фантастика никуда не исчезла, и среди наших современников много авторов, исследующих то, как может выглядеть будущее, основываясь на новых технологиях и передовых научных исследованиях. Рассказываем о нескольких таких писателях.
5 выдающихся современных авторов, пишущих серьезную научную фантастику

Нил Стивенсон

Уже то, что романы Нила Стивенсона высоко ценят известные IT-бизнесмены — Билл Гейтс, Сергей Брин, Ларри Пейдж, — указывает на серьезный подход автора к проработке идей и фокус на технологичность, научную составляющую и безупречную логику. Действительно, Стивенсон не дилетант в области инноваций, он увлекается программированием, работал консультантам в нескольких американских технологических компаниях, включая Blue Origin. Из-за практического опыта и личного интереса к IT он чутко улавливает будущие тренды — например, он писал о метавселенных еще в «Лавине» 1992 году, а о «криптовалютах» — в «Криптономиконе» в 1999 году. При этом больше всего Стивенсона интересует этическая и социальная стороны вопроса: влияние технологий на человечество, социальные изменения и изменения морали, вызванные технологическим прогрессом, риски цифрового будущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый свежий изданный на русском роман автора «Падение, или Додж в аду» исследуют возможности и опасности цифровых вселенных. Благодаря технологии переноса сознания люди после смерти перемещаются в цифровую симуляцию, созданную миллиардером Доджем, первым пользователем этой технологии. Но из-за того, что при переносе личные воспоминания не сохраняются, оцифрованные люди живут не своей жизнью, становятся персонажами высокого фэнтези, основанного на обрывочных воспоминаниях Доджа о «Властелине колец» и другой классике культуры, религиозных и мифологических сюжетах. Фэнтезийная часть дилогии — своего рода размышление о групповой памяти и идентичности, сохраняемых даже после утраты личностных особенностей. При этом фантастическая часть не только препарирует идею мира как симуляции, но и рассматривает практическую целесообразность массового цифрового переноса, ведь это требует огромных вычислительных мощностей и иных ресурсов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году на русском ожидается роман Стивенсона «Termination Shock», написанный в 2021 году. В нем писатель снова (после «Семиевия») обращается к теме надвигающегося апокалипсиса — в этот раз из-за серьезных климатических изменений. Американский миллиардер начинает реализовывать проект в области солнечной геоинженерии, направленный на обращение вспять парникового эффекта, но это приводит к драматическому сдвигу в балансе сил и ставит страны на грань широкомасштабной вoйны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ким Стэнли Робинсон

Если Стивенсон обратился к теме экологии сравнительно недавно, то для Робинсона это одна из основных тем в творчестве. Еще в цикле «Марс» (1993-1999 гг.) писатель рассказывает о колонизации Красной планеты мировыми державами как о попытке «нового старта» на еще не истощенной планете. Несмотря на все сложности выживания на другой планете, переселенцы связывают с Марсом жизнь и готовы бороться за свое видение социального и политического устройства. Здесь есть и противостояние между приверженцами скорейшего терраформирования и сторонниками сохранения первозданной природы, и стычки между капиталистами и анархистами. Но главное, чем выделяется цикл, — детальным и достоверным описанием технологических решений, селекции растений, добычи ресурсов, всего того, что необходимо для полноценного функционирования колоний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Красная Луна», написанная Робинсоном 20 лет спустя после окончания Марсианского цикла, тоже посвящена первым шагам человечества за пределы Земли, но очень отличается от него — в этой книге уже нет места мечтам о сотрудничестве между странами при освоении космоса. Делается большой упор на политику, противостояние США и Китая, разных образов мироустройства.

В «Нью-Йорке 2140» и «Министерстве будущего» дело происходит на Земле в относительно недалеком будущем. Природные катаклизмы, глобальное потепление, беженцы, нехватка ресурсов — постоянные спутники жизни во всех странах, но правительства все равно не спешат объединяться, так как заняты своими проблемами и не доверяют друг другу. Наконец, после переговоров создается Министерство будущего, наделенное полномочиями по созданию новых законов и формированию ответственному отношению к экологии среди населения. Но его деятельность постоянно сталкивается с сопротивлением, а решения игнорируются. И тогда Министерство начинает прибегать к неофициальным методам, в том числе к поддержке экотеррористов, ведь цель сохранения Земли в данном случае оправдывает средства. Вот только жить в таких условиях захочется не всем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на тяжелые темы, эти книги вызывают оптимизм: они показывают, что не все потеряно и бороться за светлое будущее стоит всегда.

Лю Цысинь

Лю Цысинь — самый популярный фантаст в Китае. И он же открыл китайскую фантастику миру. После получения им «Хьюго» и «Локуса» за романы из цикла «Воспоминания о прошлом Земли» в 2015 и 2017 годах на Западе о китайской фантастике стали говорить не только редкие знатоки, читающие в оригинале, но и обычные читатели, пораженные размахом повествования и неожиданной комбинацией китайской истории, инопланетного втoржения, научных исследований и политики под одной обложкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В цикле «Воспоминания о прошлом Земли» писатель не просто прогнозирует развитие человечества и технологии будущего — от гибернации до квантовой телепортации. Он выдвигает оригинальную гипотезу объяснения парадокса Ферми — отсутствия видимых знаков инопланетных цивилизаций несмотря на то, что во Вселенной должно существовать много цивилизаций, способных на контакт. Согласно «теории темного леса», дело в конкуренции за ресурсы, из-за которой каждая новая найденная цивилизация скорее всего попытается уничтожить своего визави, чтобы не быть уничтоженной самой. Другие его допущения, например, передача сообщений на огромные расстояния при помощи гравитационных волн, с учетом современной физики пока выглядят невообразимыми, но кто знает, чего человечество сможет достичь через много сотен лет. Ведь сами эти волны были зарегистрированы учеными только в 2016 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие книги Лю Цысиня «Эпоха сверхновой» и «Блуждающая Земля» точно так же концентрируются на будущем Земли на пороге краха и на попытках ученых спасти человечество — в условиях, когда вспышка Сверхновой убьет всех взрослых или когда Солнце превратится в красный гигант и уничтожит всех. Но, кроме технологической составляющей, произведения Лю Цысиня интересны своим национальным колоритом и ролью науки как двигателя социальных изменений и, в перспективе, глобализации. Потому что глобальные проблемы, будь то неминуемое втoржение пришельцев или аномалия на Солнце, требуют сотрудничества, а не конфронтации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Адриан Чайковски

Еще одним писателем, призывающим к сотрудничеству и поиску общего языка, можно назвать Адриана Чайковски. У него много книг в жанре фэнтези и фантастики, но самая известная из них — «Дети времени», получившая Премию Артура Кларка. Второй роман, действие которого происходит в той же вселенной, «Дети погибели», пока готовится к выходу на русском языке.

В основе этого цикла Чайковски — идея о возможности ускоренной эволюции живых существ при помощи специального нановируса. С его помощью ученые собирались создать человечеству братьев по разуму. Но эксперименты часто идут не по плану, и носителями вируса в первой книге стали не обезьяны, а пауки. Писатель детально продумывает эволюцию этого вида, весьма отличающиеся от человеческих способы передачи знаний, технологические разработки, особенности вoйны и политики, даже архитектуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параллельно с этим Чайковски демонстрирует деградацию человечества — от технологически развитой цивилизации, активно колонизируют космос, до относительно небольшой группы людей, вынужденных покинуть гибнущую землю на корабле-ковчеге. Проблемы людей, летящих на нем в поисках нового дома, показаны реалистично и с определенной грустью об утраченном. В конце концов, происходит столкновение двух видов, и от взаимно гарантированного уничтожения их уберегает только открытие возможности коммуникации.

В «Детях погибели» потомки героев первого романа сталкиваются с еще более сложной проблемой: им нужно найти возможность общаться с существами, имеющими совершенно другой мыслительный процесс, другой ход развития, причем без помощи продвинутого искусственного интеллекта. Но именно на стыке разных культур и образов жизни лежит истинное знание и возможность прогресса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Питер Уоттс

Книги Питера Уоттса многим кажутся сложными — из-за плотности идей, неочевидных взаимосвязей, особенностей авторского стиля. При этом «Ложная слепота» и «Эхопраксия» необычайно популярны как раз из-за фундаментального подхода писателя и опору на новейшие научные теории и гипотезы.

Уоттс изучает концепцию сознания, работы мозга, различия интеллекта и разума, и все это на фоне мира недалекого будущего, в котором процветают трансгуманизм и правила естественного отбора. Через диалоги, действия, столкновение с чуждым разумом и противопоставление членов экипажа «Тезея» — космического корабля, летящего для установления первого контакта с инопланетянами, фантаст деконструирует привычные представления о том, что такое собственное «я», и даже озвучивает мысль, что сознание — всего лишь ошибка или побочный эффект эволюции. И не факт, что без него людям было бы хуже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сборник «Революция в стоп-кадрах» более камерный, так как концентрируется на путешествии космического корабля поколений «Эриофоры», в котором экипаж является лишь придатком для искусственного интеллекта, получившего определенную задачу и планирующего выполнять ее во что бы то ни стало. Но в нем также присутствуют характерные для Уоттса темы свободы воли, бунта против системы и противостояния непохожих и не понимающих друг друга разумов.

Материал подготовлен fanzon