«Популярная механика» выбирает самые интересные экспонаты и подсказывает, где их можно увидеть.
Экспонат: подводный обитаемый аппарат «Аргус»
В июле 1980 года во время очередного погружения аппарат был случайно прижат ко дну подводным кабелем связи. Ожидая спасения, экипаж «Аргуса» провел на глубине 340 метров 44 часа 25 минут.

Год постройки: 1974−1975 Количество экземпляров: 1

Водоизмещение: 8,3 т

Скорость хода: 1,5 узла

Глубина погружения: до 600 м

Габариты: 6? х?2,6?х?3,7 м

Где посмотреть:

Геологический музей был создан по инициативе М.В. Ломоносова. B феврале 1755 года уральские заводчики Демидовы передали для его нужд коллекцию из более чем 6000 образцов минералов и руд. За 250 лет фонды музея многократно пополнились. Прямо из фойе можно спуститься в шахту «Академическая», интерактивная экспозиция которой рассказывает об истории и технологиях горнодобычи.

Адрес: Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 11

«Русские нашли Атлантиду» — под такими заголовками в 1973 году многие зарубежные издания опубликовали фото загадочных развалин на склонах подводной горы Ампер, сделанные с борта НИС «Академик Петровский». Детально осмотреть руины «древней цивилизации» ученые смогли только летом 1984 года с помощью «Аргуса». На глубине 110 м акванавты увидели величественную панораму развалин: «кирпичные стены» очень похоже имитировали остатки комнат, улиц и площадей. Увы, первооткрывателем Атлантиды «Аргус» не стал (изучение поднятых фрагментов показало, что они имели естественное происхождение, город «построила» лава, выходившая через трещины старого вулкана), зато десятилетие спустя, в 1994 году, через его иллюминаторы ученые впервые воочию наблюдали и вплотную изучали дно Гибралтарского пролива.

За свою трудовую жизнь «Аргус», разработанный инженерами Опытно-конструкторского бюро Института океанологии СССР, использовался для геолого-геоморфологических изысканий морского дна, изучения подводной флоры и фауны, микробиологических и гидрооптических исследований, археологических поисков. Оборудованием, установленным на «Аргусе», было проведено первое бурение дна с подводного обитаемого аппарата. Был в биографии «Аргуса» и трагический эпизод: он участвовал в розыске и подъеме тел погибших после катастрофы теплохода «Адмирал Нахимов».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2013).