«Популярная механика» выбирает самые интересные экспонаты и подсказывает, где их можно увидеть.
Первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор АНС

Тип: музыкальный инструмент Год постройки: 1963

Размер: 180 х 160 х 120 см

Размер «партитуры»: 610 х 830 х 17 мм

Диапазон звучания: 20−20 000 Гц

Где услышать: в фильмах «Солярис», «Зеркало», «Приходите завтра», «Бриллиантовая рука», в сериале «Освобождение», мультфильме «Маугли».

Где посмотреть: Москва, ул. Фадеева, 4. Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки

АНС воспроизводит 10 октав по 72 (!) звука в каждой. Диапазон звучания — 20−20000 Гц

По специальности Евгений Мурзин, спроектировавший и построивший АНС, — военный изобретатель. Он занимался артиллерийскими прицелами (за что получил Сталинскую премию), разработкой методов наведения истребителей и систем управления ПВО. Но главным увлечением его жизни была музыка.

Еще в студенческие годы Мурзин был поражен сочинениями Скрябина, искавшего выход из «недостаточности» традиционного звукоряда. Идею инструмента, способного воспроизводить любые интервалы и сочетания звуков, в конце 1930-х подсказало кино: звуковая дорожка записывалась на пленке в виде колебаний яркости и считывалась фотоэлементом. Реализовать проект помешала война. Опытная модель инструмента, названного в честь А.Н. Скрябина, была готова только в 1958 году. При поддержке Шостаковича в НИИ приборной автоматики, где Мурзин работал главным конструктором, началась сборка первого (и, как оказалось, единственного) промышленного образца.

В начале 1960-х, когда человечество увлеклось мечтами о космических путешествиях, «неземная» музыка АНС произвела фурор. Инструмент стал находкой для композиторов, пишущих для кино. За свою историю АНС сменил немало профессий: демонстрировал успехи советской электроники на международных выставках, трудился в студии экспериментальной музыки при фирме «Мелодия», по заказу ВМФ синтезировал «реплики» дельфинов, изучал звучание речи в каналах космической связи. Сейчас АНС — действующий экспонат Музея музыкальной культуры, где нередко проходят концерты электронной музыки.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2013).