Традиционная логика гласит, что художник создает двумерное изображение, а скульптор — трехмерное, независимо от материалов, которые они при этом используют. Но голландец Диет Вигман давно нарушил все возможные законы искусства. Он «пишет» двумерные картины посредством трехмерных скульптур, а его любимый «материал» — это тень…

Turning plant («Превращающееся растение», 1992) Тут имеет место игра слов, поскольку turn по‑английски может значить как «вращаться», так и «превращаться», а ветки, искусно размещенные Диетом Вигманом в горшке, вращаются на своем постаменте, образуя на стене римский профиль.
Диет Вигман Год рождения: 1944 Место жительства: Роттердам, Нидерланды Род занятий: скульптор, художник Кредо: «Мои работы — попытка создать совершенную красоту из откровенного мусора».
David after dinner («Давид после обеда», 1983) Материал — деформированные кухонные принадлежности.
Greedy consumption («Жадность потребления», 1993) Силуэты континентов образованы скульптурками людей, возделывающих землю.
Venus on fire («Венера в огне», 1985) Одна из работ, в которой тень имеет цвет благодаря полупрозрачному материалу скульптуры-исходника.
Atlas Off Balance («Атлант, потерявший равновесие») Скульптура, составленная из монет, образует на стене тень титана Атланта, поскользнувшегося и с трудом удерживающего Землю на весу (хотя в оригинале Атлант держит лишь небесный свод, а не всю планету). Тонкая ирония заключается в послании к зрителю: «Алчность погубит мир».

В детстве мы все любили играть с тенями, показывая с помощью рук несколько классических фигур — собачку, зайчика, птичку. Человеческие руки способны создать на освещенной стене удивительный мир, причем невероятно реальный. Существует целое направление подобного театра теней, которое обычно начинается с детского увлечения, а превращается в настоящее искусство — создание удивительных силуэтных образов с помощью собственного тела.

Театры теней — и кукольные, и с живыми актерами — гастролируют по всему миру, пользуясь постоянным успехом у детей и взрослых. Статический театр теней — это тоже серьезное направление современного искусства. Диет Вигман, о котором пойдет речь, не единственный мастер теневой скульптуры, но один из ведущих скульпторов, работающих в этом направлении. Основа его искусства заключается в точнейшем геометрическом расчете.

Тень от каждого элемента любой из его скульптур должна падать в строго определенном направлении — тщательно рассчитывается количество источников света, их интенсивность и местоположение. И рождаются шедевры.

Истоки теней

Диет Вигман родился в 1944 году в голландском городке Схидам. Это было тяжелейшее для Нидерландов время: немецкая оккупация подходила к концу, из-за забастовки на железной дороге и эмбарго на поставки продовольствия в Западные Нидерланды разразился чудовищный голод, получивший в истории название «Голодная зима 1944 года».

Но после войны, особенно в 1950-х, Голландия начала быстро восстанавливаться, а Схидам, будучи городом-спутником более крупного Роттердама, стал значительно богаче и уютнее, чем даже до войны.

В 1960-х искусство в Нидерландах стало необычайно востребованным, поскольку люди уже жили, а не выживали. Годом начала своей карьеры Вигман считает 1965-й, хотя расцвет его светового мастерства пришелся на 1980-е: именно тогда он создал значительное количество работ, выведших его в мастера мирового уровня.

Многие скульпторы работают со светотенями, но методика Вигмана отличается от традиционного подхода одной деталью. Обычно скульпторы пытаются получить результат в виде тени на стене, формирующая же тень скульптура при этом может выглядеть как бесформенный комок проволоки или бессистемная куча мусора.

Вигман же не только получает потрясающей точности светотеневые изображения, но и придает источнику тени скульптурную форму, позволяющую рассматривать его как отдельное произведение искусства. Любопытно смотреть, как некий трехмерный объект, вполне завершенный и интересный, отбрасывает на стену или пол совершенно не соответствующую ему тень. Будто чья-то чужая тень перебежала и приклеилась к неправильному носителю.

Новая классика

Диет Вигман любит использовать в своих работах классические мотивы. Например, он создал значительную серию скульптур совершенно разной формы и размеров, отбрасывающих на вертикальную поверхность тень статуи Давида работы Микеланджело. Внешне скульптуры не похожи друг на друга ни на йоту.

Например, работа Regarded from two sides («Рассматриваемый с двух сторон», 1984) сделана из отжившей свое электроники, проводов, фольги, обрезков жести, а David after dinner («Давид после обеда», 1983) — из деформированных кухонных принадлежностей — терок, ситечек, вилок и т. п. Помимо «Давида», в разное время Вигман создавал теневые изображения «Венеры Милосской», бегущего бога Гермеса, «Мыслителя» Родена, а также культурных идолов нового поколения, в частности — застывшего в танце Майкла Джексона.

Иногда Вигман делает «инвертированные» скульптуры, в которых изображение формируется не тенью, а, наоборот, светом. Скульптура в таком случае представляет собой нечто вроде арки, очерчивающей силуэт. Но есть и другие решения. Например, в работе Misty Eyes («Туманные глаза», 1989) лампа освещает аккуратно разложенное на бархате бриллиантовое ожерелье.

Отблеск, который ожерелье отбрасывает на стену, образует символ доллара — перечеркнутую «эску», что одновременно удивительно с точки зрения оптики и символично в социальном плане. Аналогичная техника — не тени, а именно отблеска ярких объектов — использована в работе Homo Habilis (1982), где хаотичная россыпь граненых под алмаз стеклянных осколков образует изображение черепа и скрещенных костей.

Наконец, нередко — в частности, для получения теневых копий картин — художник использует не только свет, но и цвет. Разноцветные стекла, через которые проходят лучи, позволяют Вигману «скопировать» известнейшие полотна разных времен, работы живописцев прошлого — от Рембрандта до Магритта. Цвет придает изображению значительно более глубокий символизм. Например, инвертированная тень древнеримского бога Вулкана, пропущенная через красные стекла, приобретает оттенок лавы.

Наиболее эффектно работы голландца выглядят на вращающемся постаменте при статичном положении источника света. Удивительно, как абстрактная, рваная тень при повороте неожиданно складывается в изящное, выверенное до миллиметра изображение.

Немного о разном

В своем творчестве Диет Вигман очень многогранен. Игры со светом — это лишь одна из многочисленных сторон его художественной натуры. Помимо светотеней, он делает вполне традиционные (если можно применить этот эпитет к современному голландскому искусству) скульптуры, а также совершенно удивительные изделия из керамики.

Последние имитируют своим внешним видом бумагу, куски ткани, ржавые трубы и кожаные сумки — когда вы берете их в руки, вы никак не ожидаете встретить твердую и хрупкую керамическую поверхность. Это сбивает с толку. Кто, кроме Вигмана, догадался бы сделать из керамики точную копию ржавой консервной банки? Никто. Так и хочется пнуть ее ногой, но нельзя — разобьется.

Как мастер керамики Диет Вигман стал известен уже к концу 1960-х годов — его безумные хрупкие банки и сумки производили на зрителей неизгладимое впечатление. Впоследствии работы Вигмана экспонировались — и продолжают выставляться — в крупных галереях наряду с произведениями Пьеро Мандзони, Яеи Кусамы и Жана-Мишеля Баскии, художников, чьи имена не требуют дополнительного представления.

Сегодня Диет Вигман рассматривается искусствоведами и художественными критиками как один из пионеров жанра световой скульптуры. Он первым начал «играть» с различными оптическими эффектами, используя не только слепое отражение, но и физические свойства света — разнообразные искажения, интерференцию.

Кроме того, Вигман создал значительное количество картин, рисунков и художественных фотографий — он никогда себя не ограничивал в плане жанра и не собирается делать это впредь. Но, рассказывая о себе, художник весьма скромен: он старается представлять себя в первую очередь работами и уже во вторую — вехами карьеры и многостраничным перечислением индивидуальных выставок.

Хотя говорить тут тоже есть о чем: например, в 2009 году Диет был выбран лучшим художником Нидерландов (премия The Most Brilliant Artist of the Netherlands), а в 2008-м режиссер Майк Редман снял документальный фильм «Анаграмма», полностью посвященный творчеству Диета Вигмана.

Наверное, приятно быть живым классиком и почивать на лаврах. Но Диет не почивает. Конечно, он работает меньше, чем в молодости, но ни на секунду не оставляет выбранную полвека назад дорогу.

Статья «Мрачные тени Диета Вигмана» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2013).