Как сделать скульптуру из тени: волшебное творчество Диета Вигмана

Традиционная логика гласит, что художник создает двумерное изображение, а скульптор – трехмерное, независимо от материалов, которые они при этом используют. Но голландец Диет Вигман давно нарушил все возможные законы искусства. Он «пишет» двумерные картины посредством трехмерных скульптур, а его любимый «материал» – это тень...
Как сделать скульптуру из тени: волшебное творчество Диета Вигмана
Diet Wiegman

В детстве мы все любили играть с тенями, показывая с помощью рук несколько классических фигур — собачку, зайчика, птичку. Человеческие руки способны создать на освещенной стене удивительный мир, причем невероятно реальный. Существует целое направление подобного театра теней, которое обычно начинается с детского увлечения, а превращается в настоящее искусство — создание удивительных силуэтных образов с помощью собственного тела. Театры теней — и кукольные, и с живыми актерами — гастролируют по всему миру, пользуясь постоянным успехом у детей и взрослых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Статический театр теней — это тоже серьезное направление современного искусства. Диет Вигман, о котором пойдет речь, не единственный мастер теневой скульптуры, но один из ведущих скульпторов, работающих в этом направлении. Основа его искусства заключается в точнейшем геометрическом расчете. Тень от каждого элемента любой из его скульптур должна падать в строго определенном направлении — тщательно рассчитывается количество источников света, их интенсивность и местоположение. И рождаются шедевры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Истоки теней

Диет Вигман родился в 1944 году в голландском городке Схидам. Это было тяжелейшее для Нидерландов время: немецкая оккупация подходила к концу, из-за забастовки на железной дороге и эмбарго на поставки продовольствия в Западные Нидерланды разразился чудовищный голод, получивший в истории название «Голодная зима 1944 года». Но после войны, особенно в 1950-х, Голландия начала быстро восстанавливаться, а Схидам, кстати, будучи городом-спутником более крупного Роттердама, стал значительно богаче и уютнее, чем даже до войны.

Световое искусство
widget-interest

Номинально скульптуры Диета Вигмана относятся к жанру светового искусства. Интересно, что предтечами европейского светового искусства были создатели церковных витражей, в правильном видении которых основополагающую роль играло наружное освещение. В солнечную погоду разноцветная мозаика расцветала свежими красками, ночью же вообще была не видна. Другой исторической разновидностью светового искусства является театр теней, известный ещё по описаниям Платона и существовавший задолго до нашей эры. Но лишь в XX веке свет стал не просто вспомогательной частью смежных художественных произведений, а «главным героем» целого направления в искусстве. Этому явлению способствовало в первую очередь распространение искусственного электрического света – значительно более яркого и стабильного, нежели газовое освещение или всполохи пламени. Основателем этого направления считается венгерский художник и фотограф Ласло Мохой-Надь, создавший кинетическую скульптуру Light-Space Modulator (1922-1930), основным действующим элементом которой является свет (или тень).

В 1960-х искусство в Нидерландах стало необычайно востребованным, поскольку люди уже жили, а не выживали. Годом начала своей карьеры Вигман считает 1965-й, хотя расцвет его светового мастерства пришелся на 1980-е: именно тогда он создал значительное количество работ, выведших его в мастера мирового уровня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие скульпторы работают со светотенями, но методика Вигмана отличается от традиционного подхода одной деталью. Обычно скульпторы пытаются получить результат в виде тени на стене, формирующая же тень скульптура при этом может выглядеть как бесформенный комок проволоки или бессистемная куча мусора. Вигман же не только получает потрясающей точности светотеневые изображения, но и придает источнику тени скульптурную форму, позволяющую рассматривать его как отдельное произведение искусства. Любопытно смотреть, как некий трехмерный объект, вполне завершенный и интересный, отбрасывает на стену или пол совершенно не соответствующую ему тень. Будто чья-то чужая тень перебежала и приклеилась к неправильному носителю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая классика

Диет Вигман любит использовать в своих работах классические мотивы. Например, он создал значительную серию скульптур совершенно разной формы и размеров, отбрасывающих на вертикальную поверхность тень статуи Давида работы Микеланджело. Внешне скульптуры не похожи друг на друга ни на йоту. Например, работа Regarded from two sides («Рассматриваемый с двух сторон», 1984) сделана из отжившей свое электроники, проводов, фольги, обрезков жести, а David after dinner («Давид после обеда», 1983) — из деформированных кухонных принадлежностей — терок, ситечек, вилок и т. п. Помимо «Давида», в разное время Вигман создавал теневые изображения «Венеры Милосской», бегущего бога Гермеса, «Мыслителя» Родена, а также культурных идолов нового поколения, в частности — застывшего в танце Майкла Джексона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда Вигман делает «инвертированные» скульптуры, в которых изображение формируется не тенью, а, наоборот, светом. Скульптура в таком случае представляет собой нечто вроде арки, очерчивающей силуэт. Но есть и другие решения. Например, в работе Misty Eyes («Туманные глаза», 1989) лампа освещает аккуратно разложенное на бархате бриллиантовое ожерелье. Отблеск, который ожерелье отбрасывает на стену, образует символ доллара — перечеркнутую «эску», что одновременно удивительно с точки зрения оптики и символично в социальном плане. Аналогичная техника — не тени, а именно отблеска ярких объектов — использована в работе Homo Habilis (1982), где хаотичная россыпь граненых под алмаз стеклянных осколков образует изображение черепа и скрещенных костей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, нередко — в частности, для получения теневых копий картин — художник использует не только свет, но и цвет. Разноцветные стекла, через которые проходят лучи, позволяют Вигману «скопировать» известнейшие полотна разных времен, работы живописцев прошлого — от Рембрандта до Магритта. Цвет придает изображению значительно более глубокий символизм. Например, инвертированная тень древнеримского бога Вулкана, пропущенная через красные стекла, приобретает оттенок лавы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее эффектно работы голландца выглядят на вращающемся постаменте при статичном положении источника света. Удивительно, как абстрактная, рваная тень при повороте неожиданно складывается в изящное, выверенное до миллиметра изображение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немного о разном

В своем творчестве Диет Вигман очень многогранен. Игры со светом — это лишь одна из многочисленных сторон его художественной натуры. Помимо светотеней, он делает вполне традиционные (если можно применить этот эпитет к современному голландскому искусству) скульптуры, а также совершенно удивительные изделия из керамики. Последние имитируют своим внешним видом бумагу, куски ткани, ржавые трубы и кожаные сумки — когда вы берете их в руки, вы никак не ожидаете встретить твердую и хрупкую керамическую поверхность. Это сбивает с толку. Кто, кроме Вигмана, догадался бы сделать из керамики точную копию ржавой консервной банки? Никто. Так и хочется пнуть ее ногой, но нельзя — разобьется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мастер керамики Диет Вигман стал известен уже к концу 1960-х годов — его безумные хрупкие банки и сумки производили на зрителей неизгладимое впечатление. Впоследствии работы Вигмана экспонировались — и продолжают выставляться — в крупных галереях наряду с произведениями Пьеро Мандзони, Яеи Кусамы и Жана-Мишеля Баскии, художников, чьи имена не требуют дополнительного представления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня Диет Вигман рассматривается искусствоведами и художественными критиками как один из пионеров жанра световой скульптуры. Он первым начал «играть» с различными оптическими эффектами, используя не только слепое отражение, но и физические свойства света — разнообразные искажения, интерференцию. Кроме того, Вигман создал значительное количество картин, рисунков и художественных фотографий — он никогда себя не ограничивал в плане жанра и не собирается делать это впредь. Но, рассказывая о себе, художник весьма скромен: он старается представлять себя в первую очередь работами и уже во вторую — вехами карьеры и многостраничным перечислением индивидуальных выставок. Хотя говорить тут тоже есть о чем: например, в 2009 году Диет был выбран лучшим художником Нидерландов (премия The Most Brilliant Artist of the Netherlands), а в 2008-м режиссер Майк Редман снял документальный фильм «Анаграмма», полностью посвященный творчеству Диета Вигмана.

Наверное, приятно быть живым классиком и почивать на лаврах. Но Диет не почивает. Конечно, он работает меньше, чем в молодости, но ни на секунду не оставляет выбранную полвека назад дорогу.