Университетский концертный зал, оркестр готовится к выступлению. Духовые, перкуссия, но что это за необычный инструмент с краю — тазики, водяные насосы, водопроводная труба, и весь пол в брызгах на метр вокруг? Это гидравлофон. Оркестр будет исполнять сюиту для гидравлофона музыканта-экспериментатора Райана Джензена.

Гибкий аккорд Гидравлофон — очень чувствительный музыкальный инструмент. Звучание ноты зависит от того, как мы взаимодействуем со струйкой воды на клавиатуре: закрыли мы ее, прикрыли или отклонили в сторону (при полном закрытии громкость звука максимальна, поскольку весь поток перенаправляется на звукосниматель). В электрическом варианте инструмента музыкант управляет высотой, громкостью и тембром звука во время исполнения, причем он может отдельно варьировать каждую ноту взятого аккорда (редчайшее для музыкальных инструментов свойство). Таким образом, можно играть и аккомпанировать себе одновременно, прихотливо разделяя и переплетая основную и второстепенную мелодии.
Схема работы гидравлофона Пока музыкант не начнет взаимодействовать с «фонтанчиком» определенной ноты, вода не попадет в отводную трубку. Напротив, за счет движения воды в ней создается разрежение.

Гидравлофон — удивительный музыкальный инструмент, использующий жидкость для звукоизвлечения. Он отличается от всех известных «водяных» инструментов, потому что в них звучание создает все же воздух, а жидкость не более чем рабочее тело гидравлического механизма, нагнетающего воздух в трубки. В гидравлофоне же именно колебания жидкости — чаще всего воды — создают звучание.

Музыканту, играющему на этом инструменте, приходится напрямую иметь дело с жидкостью: для получения нот на гидравлофоне нужно прикрывать пальцами дырочки, как в блокфлейте или вистле, но из дырочек бьют струйки воды. Водный инструмент удобнее своих воздушных сородичей: в нем каждое отверстие соответствует одной ноте, что позволяет брать целые аккорды. Для большего удобства ноты расположены по порядку, как на фортепиано, а струйки воды, истекающей через отверстия, создают даже подобие клавиатуры — мокрой и постоянно движущейся.

Нота за нотой

Создатель гидравлофона Стив Мэнн — канадский изобретатель, известный своими носимыми компьютерами, — занимается необычными музыкальными инструментами более 20 лет. «Забавно звучат сантехнические приборы, — говорит он. — Мне всегда хотелось научиться использовать эти звуки для извлечения музыки». Начав с воды из садового шланга (прототип гидравлофона назывался «водный рожок» и имел всего одну струйку для управления звуком), Мэнн прошел долгий путь исследований и создал множество моделей с похожим принципом действия.

Пользуясь внешним сходством, гидравлофон часто называют водной флейтой, но их подобие лежит гораздо глубже — в принципе звукоизвлечения. Когда исполнитель пальцем отклоняет струйку воды, давление в ней повышается, и часть воды из нее отправляется в отводную трубку, ведущую на звукоизвлекатель внутри инструмента, так же, как воздух вдувается внутрь флейты. В разных моделях гидравлофона для получения звука используются лабиальные трубки, то есть маленькие флейты, металлические язычки, как в саксофоне, вращающиеся перфорированные диски, как в пневматической сирене, и другие механизмы, заставляющие жидкость вибрировать на определенной частоте.

Таким образом, гидравлофон представляет собой набор из множества монофонических «водных флейт», каждой из которых музыкант может управлять одним пальцем, регулируя громкость звука.

Исследователи пошли дальше и сделали электрический гидравлофон, чтобы заставить звучать малейшие завихрения потока. К звуковым механизмам каждой струйки подключили простейшие гидрофоны, с помощью электронной фильтрации избавились от побочных эффектов, и водная клавиатура стала еще более чувствительной к движениям музыканта.

Мэнн проектировал свой инструмент не только для музыкальной деятельности, но и для развлечения — как музыкальную скульптуру-фонтан для установки в общественном парке. Штука очень занятная: в отличие от духовых инструментов, в нем мы видим струйки, которые создают звук, и можем их пощупать. В самом простом инструменте всего 12 нот, научиться играть на нем легко, и даже гаммы доставляют исполнителю огромное удовольствие. Сегодня гидравлофоны устанавливают в научных музеях и общественных местах в качестве фонтанов, и рядом с ними постоянно толпятся стайки детей, желающих поиграть на занятном музыкальном аттракционе.

Но серьезные концертные экземпляры занимают место в оркестровой яме. Итак, оркестр уже готов, Райан Джензен опускает руки на тугие струйки водной клавиатуры, и они щекочут подушечки пальцев. Раздаются первые аккорды.

Статья «На флейте водосточных труб» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2013).