Экосистема французского города Нант в последние годы переживает существенные потрясения: его фауну один за другим пополняют чужеродные существа. Теперь любой желающий может прокатиться в чреве гигантской глубоководной рыбины или совершить прогулку по городу на спине слона.

Проект: les machines de l’ile Основатели: Франсуа Деларозьер, Пьер Орефис Год основания: 2002 Сфера деятельности: создание механических аттракционов Местоположение: Нант, Франция.
Механические звери. Один из элементов «Карусели морских миров».
Гигантская Membracidae (горбатка, она же полужесткокрылое) — механический обитатель «Галереи машин»
Галерея машин. La Taupe Foreuse — 2,6-метровый 270-килограммовый механический крот (talpidae), один из экспонатов «Галереи машин». Посетители выставки могут на нем покататься — привод крота механический.
Chenille Arpenteuse ("Пяденица"). 20-сегментное туловище этой огромной гусеницы может сжиматься с 3,95 до 3,27 м и с небольшой скоростью ползти вперед по направляющей. В хвостовой части пяденицы есть место для пассажира — кататься на гусенице очень любят маленькие посетители галереи.

Едва ли подобные аттракционы производили бы большее впечатление, если бы животные были настоящими. Но мы имеем дело со сложными механизмами: «Машины острова Нант» (Les Machines de l’ile) — это беспрецедентный и весьма высокобюджетный художественный проект. Франсуа Деларозьер и Пьер Орефис из компании La Machine вдохновляются вымышленными мирами Жюля Верна, механикой Леонардо да Винчи, индустриальной историей Нанта — и создают развлечения, потрясающие своей смелостью и масштабностью. Место для них тоже было выбрано необычное — бывшая верфь на большом острове в центре города.

Нант известен, в частности, тем, что именно здесь родился Жюль Верн. Этот бесспорный повод для гордости эксплуатируется весьма активно, и проект «Машин» является логичным продолжением темы. Если бы знаменитый вдохновитель мог увидеть новых жителей своего родного города, созданных не из плоти и крови, а из дерева и стали, он бы остался доволен.

Сегодня мастерские La Machine занимают обширные площади на острове Нант, а публике открыта для посещения «Галерея машин», где можно вблизи увидеть принцип действия всех механизмов и оценить то, над чем конструкторы еще только работают. Но самое интересное — завершенные проекты, уже функционирующие в полную силу — доступно за пределами галереи. Пока их два — «Большой слон» и «Карусель морских миров».

Сошедший с книжных страниц

Огромный искусственный слон из книги Жюля Верна «Паровой дом» оставался выдумкой более ста лет. А за последнее десятилетие он неожиданно обрел сразу две впечатляющие инкарнации — обе за авторством Франсуа Деларозьера.

Тот механический слон, который сегодня катает публику по Нанту, не первый. Первого Деларозьер сконструировал и построил еще в 2005 году, к столетию со дня смерти Жюля Верна. Тогда его работой ведала нантская организация Royal de Luxe, специализирующаяся на уличных театрах марионеток. Этот пятидесятитонный слон совершил громкое турне, объехав полмира, но в конечном итоге был уничтожен компанией-владельцем. После этого автор потрясающей конструкции обосновался в Нанте и создал практически точную копию первого слона — уже в рамках постоянного проекта «Машины острова Нант».

От своего предшественника этот слон отличается лишь незначительно. Если первый был частью шоу, вмещал артистов-марионеточников и в первую очередь должен был выглядеть впечатляюще и эффектно смотреться со стороны, то новый призван возить публику, а значит, помимо всего прочего, должен быть еще удобным и безопасным — с этим и связаны главные различия.

Габариты конструкции говорят сами за себя: высота 12 м, ширина — 8, а длина — 21. При таких серьезных размерах в корпусе «животного» уместилось больше 48 тонн стали. Но основным отделочным материалом является дерево, что придает механическому слону приятный вид с винтажным налетом — вполне в духе фантаста-вдохновителя.

Существенное отличие от литературного родича — тип двигателя. Здесь он не паровой, точнее, не только паровой. Основной агрегат — 450-сильный двигатель внутреннего сгорания, но суммарное количество цилиндров, использованных в конструкции, достигает шестидесяти, поскольку целый ряд пневматических, газовых и гидравлических систем приводят в действие различные элементы слона — хобот, ноги, даже огромные уши. Передвигается слон достаточно медленно — от одного до трех километров в час, и звучат эти цифры, возможно, не слишком впечатляюще, но на спине слона, то есть на уровне четвертого этажа, такая скорость воспринимается совсем иначе. Да и со стороны смотрится эффектно, особенно когда слон трубит или поливает прохожих водой из своего механического гидрохобота.

Чудо-машина передвигается по Нанту тремя различными маршрутами, при этом продолжительность поездки составляет в среднем полчаса. Как правило, слон перевозит пассажиров между «Галереей» и «Каруселью», соединяя два главных стационарных объекта, существующих в рамках проекта «Машин».

Калейдоскоп морских чудес

Если величественный слон существует в единственном экземпляре, то огромную «Карусель морских миров» населяют десятки удивительных созданий. У этого аттракциона мало общего с классическим ярмарочным атрибутом. В первую очередь снова потрясают масштабы — 25 м в высоту и 22 в диаметре. Три этажа карусели населены живыми существами со всех уровней морской жизни — от глубоководных чудовищ до лодок, скользящих по поверхности воды. Это настоящий интерактивный театр, который приходит в движение, как только «пассажиры» всех возрастов — но преимущественно, конечно же, дети — займут свои места.

На нижнем уровне, то есть на морском дне, можно увидеть гигантского краба, кальмара, исследовательский аппарат и батискаф — в общей сложности 14 объектов, прикрепленных к вращающейся платформе. Средний уровень, то есть толщу воды, населяют глубоководные светящиеся рыбы, гигантский скат манта и прочие экзотические, немного пугающие создания. А на поверхности воды в неспокойных механических волнах плещутся летучие рыбы, лодки, медузы и прочие объекты. Фантазия конструкторов из La Machine поистине не знает границ, а счастливые зрители разглядывают механические элементы карусели снаружи — или забираются прямо в них, становясь неотъемлемыми частями аттракциона.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2012).