«Популярная механика» разыскивает самые интересные экспонаты и приглашает в музей.

Год выпуска: 1938

Паровоз Су выпускался с 1924 по 1951 год

Адрес: 129272, Москва, площадь Рижского вокзала, д. 1

Всего было построено 2683 единицы

Длина локомотива: 13,5 м

Страна-производитель: СССР

Конструкционная скорость: 115 км/ч

Где посмотреть

Паровоз можно увидеть в Музее истории железнодорожной техники Московской железной дороги, двери которого находятся слева от выхода на платформы пригородных электропоездов Рижского вокзала. Музей — это площадка под открытом небом, на которой представлено несколько десятков образцов старинных паровозов и вагонов, а также Выставочный центр в здании вокзала, где демонстрируются стендовые модели разнообразной железнодорожной техники.

Советский «Прери»

Словом «Прери» (от английского Prairie, прерия) прозвали локомотивы с колесной формулой 1−3-1 — с одной бегунковой (направляющей) осью спереди, тремя ведущими осями в одной жесткой раме и еще одной поддерживающей осью сзади. Такая схема была чрезвычайно популярна в Америке — правда, там ее называли 2−6-2, по количеству колес, а не осей. Паровоз СУ, выполненный по данной формуле, примечателен прежде всего тем, что он стал самым массовым советским паровозом. Его название расшифровывается как «Сормовский улучшенный». Также его называли «сушкой» или «сумкой», а главным конструктором был К.Н. Сушкин. Машина, спроектированная в начале 1920-х годов, использовалась на всех железных дорогах страны вплоть до конца 1960-х.

В конце Первой мировой войны большинство заводов страны были переведены на выпуск грузовых паровозов. В условиях растущего пассажиропотока новый мощный паровоз должен был обеспечить большую пропускную способность за счет увеличения длины составов.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2012).