Фашисты с луны: как снимали

Фашисты с луны: как снимали «Железное небо»

В 1945 году нацисты не погибли — c секретного космодрома в Антарктиде они бежали на обратную сторону Луны. 70 лет они копили силы, создавая могучий космический флот в своей лунной крепости, чтобы в 2018 году нанести сокрушительный ответный удар.

Примерно такими словами еще год назад коллега описал мне сюжет будущего фильма «Железное небо». И я тут же захотел его посмотреть. Вечером того же дня я пересказывал сюжет своим домашним, и они также мгновенно превратились в заранее благодарных зрителей. На следующее утро только благодаря усилиям моих близких и их близких у «Железного неба» было уже на несколько десятков больше фанатов. Всего два предложения, которые с невероятной скоростью передавались из уст в уста, на глазах делали еще не существующему фильму кассу. Это заклинание не просто удачная фишка, маркетинговый ход или внезапное подспорье в продажах. Этим двум предложениям весь фильм целиком и полностью обязан своим существованием.

Дизайн летающих тарелок Четвертого рейха принадлежит перу концепт-дизайнера Юсси Лентиниеми. Юсси — очень талантливый художник. Образы будущих боевых машин рождаются у него в голове практически мгновенно, эффектные карандашные скетчи он рисует прямо на глазах у режиссера, а фотореалистичную иллюстрацию (фактически, кадр будущего фильма) Юсси может создать за несколько часов.

Много ли финских фильмов вы видели в массовом прокате? Много ли вообще фильмов, снятых не в Голливуде, вышло за рамки фестивального кино и попало в обычные кинотеатры? «Железное небо» обошлось создателям в $7,5 млн. По меркам кинематографа это вообще не деньги. Для сравнения: «Особо опасен» Бекмамбетова обошелся в десять раз дороже, а"Аватар" Джеймса Кэмерона стоил $237 млн. Между тем «Железное небо» — это вовсе не минималистичный арт-хаус, а космический боевик, ключевую роль в котором играют спецэффекты.

Если присмотреться, стремительные очертания флагманского корабля американской армии напоминают… орбитальный телескоп. «Мирный» дизайн космического флота Земли намекает зрителю: космос — это, прежде всего, площадка для всеобщего вооружения. У каждой, даже самой мирной нации всегда наготове целый арсенал секретного оружия, и даже самые безобидные аппараты на самом деле вооружены до зубов

Секрет «Железного неба» заключается в принципиально новой технологии производства кино. Его можно назвать величайшей бизнес-авантюрой или же первым вестником новой эпохи независимого кинематографа. Так или иначе, это первый фильм, профинансированный с помощью краудфандинга.

Несмотря на то, что космический дирижабль — это далекая от науки фантастика, создатели «Железного неба» могут похвастаться самыми настоящими чертежами нацистских боевых машин, спроектированных в мельчайших подробностях. Такая точность жизненно необходима для 3D-моделей. Процесс создания такой модели очень близок к изготовлению машины в реальной жизни.

С миру по нитке

«Крауд» (англ. «толпа») — ключевое слово в кинопроизводстве будущего. Знакомьтесь, три столпа современного творчества: краудфандинг, краудинвестмент, краудсорсинг. Краудфандинг означает, что создатели фильма не ждут милости от крупных киностудий или спонсоров, а получают средства от множества фанатов, пожелавших стать частью проекта. Вместо того чтобы продавать фанатскую атрибутику после выхода фильма и собирать дополнительный доход, авторы начинают делать это заранее, чтобы всю выручку вкладывать в производство. Речь идет о футболках, постерах, комиксах, предзаказах DVD-дисков.

Внимание: на время просмотра «Железного неба» любителем строгой научной фантастики настоятельно рекомендуется крепко-накрепко заклеить рот. Да, дирижабли бесполезны в космосе, луна — не место для мотоциклов с коляской, а немецкие марши не могут раздаваться во вселенском вакууме. «Железное небо» — это комичная игра киношно-игровых образов и штампов. Не зря еще до выхода официального трейлера к фильму Тимо Вуоренсола и Самули Торссонен уже вовсю раздавали автографы на слетах любителей ролевых игр и фэнтези-вселенных.

Краудинвестмент подразумевает, что опять же вместо крупных спонсоров и киностудий в проект вкладываются фанаты. Есть немало людей, которым не нужны футболки и диски, но они располагают некоторыми средствами, верят в проект и хотят получить с него прибыль. Не обязательно встречаться с каждым из них и согласовывать контракты. Достаточно создать удобную социальную сеть в интернете и выходить на связь со всеми сразу.

План съемок, главный документ режиссера, по формату очень напоминает комикс. Этим не преминули воспользоваться авторы, выпустив серию книг.

Краудсорсинг означает, что любой фанат, у которого есть специальные знания, навыки или просто идеи, способные помочь созданию фильма, может легко присоединиться к команде разработчиков. Вместо того чтобы связываться с именитыми специалистами и платить им большие деньги, создатели «Железного неба» искали талантливых людей, влюбленных в свое дело и жаждущих славы. Любой желающий мог задать авторам вопрос, отправить свой комментарий, показать свои работы. Лучшие влились в дружную команду создателей «Железного неба».

Итак, фанаты платят за фильм, фанаты создают фильм, фанаты рекламируют фильм. Очевидно, что в этой красивой концепции есть зияющая дыра: откуда взяться фанатам у фильма, которого еще нет в природе? Очаровать тысячи людей несуществующим кино помогли три слагаемых успеха. Во‑первых, это гениальная фабула, то самое заклинание, вынесенное в подзаголовок статьи. Фашисты с Луны — это уже интересно.

Во-вторых, на «Железное небо» работал сам Адольф Гитлер, Третий рейх, гениальный дизайнер Карл Дибич и Hugo Boss, создавшие легендарную эсэсовскую форму, и древняя индская цивилизация, из которой, по ряду источников, распространился символ свастики. Кстати, музыкант Лемми Килмистер из группы «Моторхед» наряжается в нацистскую форму у себя дома, приговаривая: «Тот, кто назовет меня нацистом, пусть лучше покажет, где найти другую столь же красивую одежду».

Наконец, третье (и главное) слагаемое успеха — невероятное личное обаяние режиссера Тимо Вуоренсолы и продюсера Самули Торссонена, которые проделали невероятную работу, чтобы общаться с поклонниками, прислушиваться к их идеям и держать их в курсе происходящего на площадке.

Общее правило для съемки всех сцен «Железного неба» гласит: все объекты в радиусе 10 м от камеры снимаются в реальном мире, все от 10 м и далее рисуется на компьютере. Это правило позволяет авторам работать в павильоне весьма скромных размеров, однако предъявляет высочайшие требования к композитингу — сведению реального и виртуального изображений воедино.

Испортифильм за спасибо

Любой очкарик плюнет вам в лицо, если вы перепутаете фильмы Star Wars и Star Trek («Звездные войны» и «Звездный путь»). Торссонен и Вуоренсола прославились своей пародией Star Wreck («Звездная развалина»), снятой в двухкомнатной квартире, за которую восемь миллионов очкариков влюбились в них без памяти.

Кто-то из великих сказал, что жизнь вокруг фильма достойна отдельного фильма. В случае «Железного неба» такой фильм существует. Прирожденные шоумены, Тимо и Самули регулярно снимали и выкладывали в сеть «выпуски новостей» о создании «Железного неба» под названием Iron Sky Signal. Зрители могли увидеть, как Самули очаровывал потенциальных инвесторов в Каннах, как Тимо проводил кастинг актеров (в фильме снимается легенда хоррора Удо Кир), как 40 загруженных по максимуму компьютеров в студии цифровых эффектов разогревают помещение до 40° или как гениальный художник Юсси Лентиниеми за считанные часы рисует фотореалистичное изображение летающей тарелки, образ которой лишь утром того же дня родился у него в голове.

Роли главных нацистов в фильме исполнили звезда фильма «Полтора рыцаря» Юлия Дитце и опытный Гёц Отто, сотрудничающий с братьями Вачовски.

Юсси — один из многих специалистов, найденных с помощью интернет-платформы Wreckamovie.com («Испортифильм»). Это социальная сеть, созданная специально для обмена идеями и поиска талантов. Благодаря этому сайту над «Железным небом» работали художники и дизайнеры из Австралии, Великобритании, Франции, Канады, США и, конечно, Германии. Авторы специально подстегивали творческую фантазию зрителей. К примеру, трейлер к фильму был выложен в виде отдельных сцен с открытой лицензией, и любой желающий мог смонтировать его на свой вкус и поделиться своей работой с режиссером. «Держу пари, мы получим много роликов под музыку Rammstein», — шутит Самули Торссонен. Кстати, музыку для «Железного неба» написали легенды немецкого индастриала Laibach.

Сегодня с помощью отдельного интернет-проекта «Требуем «Железное небо»!" зрители могут голосовать за показ фильма в своей стране. Европейская премьера состоялась в феврале на Берлинском международном кинофестивале, а над Россией «Железное небо» разверзнется 28 июня. В последнем эпизоде Iron Sky Signal Тимо Вуоренсола лично поблагодарил всех, кто участвовал в краудфандинге. Каждого. Поименно. Беглое перечисление списка частных «инвесторов» заняло у благодарного режиссера 2 минуты 16 секунд.

«Железное небо» — это не просто фильм. Это технологический и социальный прецедент, возможно, знаменующий новый поворот в истории кино. Поэтому очень советуем: посмотрев фильм в кинотеатре, посмотрите и Iron Sky Signal. И вы полюбите «Железное небо» еще больше.

Статья «Фашисты с луны» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2012).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.