В 1945 году нацисты не погибли — c секретного космодрома в Антарктиде они бежали на обратную сторону Луны. 70 лет они копили силы, создавая могучий космический флот в своей лунной крепости, чтобы в 2018 году нанести сокрушительный ответный удар.

План съемок, главный документ режиссера, по формату очень напоминает комикс. Этим не преминули воспользоваться авторы, выпустив серию книг
Общее правило для съемки всех сцен «Железного неба» гласит: все объекты в радиусе 10 м от камеры снимаются в реальном мире, всё, что находится дальше, рисуется на компьютере. Это правило позволяет авторам работать в павильоне весьма скромных размеров, однако предъявляет высочайшие требования к композитингу — сведению реального и виртуального изображений воедино
Роли главных нацистов в фильме исполнили звезда фильма «Полтора рыцаря» Юлия Дитце и Гёц Отто, сотрудничающий с братьями Вачовски

Примерно такими словами еще год назад коллега описал мне сюжет будущего фильма «Железное небо». И я тут же захотел его посмотреть. Вечером того же дня я пересказывал сюжет своим домашним, и они также мгновенно превратились в заранее благодарных зрителей. На следующее утро только благодаря усилиям моих близких и их близких у «Железного неба» было уже на несколько десятков больше фанатов. Всего два предложения, которые с невероятной скоростью передавались из уст в уста, на глазах делали еще не существующему фильму кассу. Это заклинание не просто удачная фишка, маркетинговый ход или внезапное подспорье в продажах. Этим двум предложениям весь фильм целиком и полностью обязан своим существованием.

Много ли финских фильмов вы видели в массовом прокате? Много ли вообще фильмов, снятых не в Голливуде, вышло за рамки фестивального кино и попало в обычные кинотеатры? «Железное небо» обошлось создателям в $7,5 млн. По меркам кинематографа это вообще не деньги. Для сравнения: «Особо опасен» Бекмамбетова обошелся в десять раз дороже, а"Аватар" Джеймса Кэмерона стоил $237 млн. Между тем «Железное небо» — это вовсе не минималистичный арт-хаус, а космический боевик, ключевую роль в котором играют спецэффекты.

Секрет «Железного неба» заключается в принципиально новой технологии производства кино. Его можно назвать величайшей бизнес-авантюрой или же первым вестником новой эпохи независимого кинематографа. Так или иначе, это первый фильм, профинансированный с помощью краудфандинга.

С миру по нитке

«Крауд» (англ. «толпа») — ключевое слово в кинопроизводстве будущего. Знакомьтесь, три столпа современного творчества: краудфандинг, краудинвестмент, краудсорсинг. Краудфандинг означает, что создатели фильма не ждут милости от крупных киностудий или спонсоров, а получают средства от множества фанатов, пожелавших стать частью проекта. Вместо того чтобы продавать фанатскую атрибутику после выхода фильма и собирать дополнительный доход, авторы начинают делать это заранее, чтобы всю выручку вкладывать в производство. Речь идет о футболках, постерах, комиксах, предзаказах DVD-дисков.

Краудинвестмент подразумевает, что опять же вместо крупных спонсоров и киностудий в проект вкладываются фанаты. Есть немало людей, которым не нужны футболки и диски, но они располагают некоторыми средствами, верят в проект и хотят получить с него прибыль. Не обязательно встречаться с каждым из них и согласовывать контракты. Достаточно создать удобную социальную сеть в интернете и выходить на связь со всеми сразу.

Краудсорсинг означает, что любой фанат, у которого есть специальные знания, навыки или просто идеи, способные помочь созданию фильма, может легко присоединиться к команде разработчиков. Вместо того чтобы связываться с именитыми специалистами и платить им большие деньги, создатели «Железного неба» искали талантливых людей, влюбленных в свое дело и жаждущих славы. Любой желающий мог задать авторам вопрос, отправить свой комментарий, показать свои работы. Лучшие влились в дружную команду создателей «Железного неба».

Итак, фанаты платят за фильм, фанаты создают фильм, фанаты рекламируют фильм. Очевидно, что в этой красивой концепции есть зияющая дыра: откуда взяться фанатам у фильма, которого еще нет в природе? Очаровать тысячи людей несуществующим кино помогли три слагаемых успеха. Во‑первых, это гениальная фабула, то самое заклинание, вынесенное в подзаголовок статьи. Фашисты с Луны — это уже интересно.

Во‑вторых, на «Железное небо» работал сам Адольф Гитлер, Третий рейх, гениальный дизайнер Карл Дибич и Hugo Boss, создавшие легендарную эсэсовскую форму, и древняя индская цивилизация, из которой, по ряду источников, распространился символ свастики. Кстати, музыкант Лемми Килмистер из группы «Моторхед» наряжается в нацистскую форму у себя дома, приговаривая: «Тот, кто назовет меня нацистом, пусть лучше покажет, где найти другую столь же красивую одежду».

Наконец, третье (и главное) слагаемое успеха — невероятное личное обаяние режиссера Тимо Вуоренсолы и продюсера Самули Торссонена, которые проделали невероятную работу, чтобы общаться с поклонниками, прислушиваться к их идеям и держать их в курсе происходящего на площадке.

Испортифильм за спасибо

Любой очкарик плюнет вам в лицо, если вы перепутаете фильмы Star Wars и Star Trek («Звездные войны» и «Звездный путь»). Торссонен и Вуоренсола прославились своей пародией Star Wreck («Звездная развалина»), снятой в двухкомнатной квартире, за которую восемь миллионов очкариков влюбились в них без памяти.

Кто-то из великих сказал, что жизнь вокруг фильма достойна отдельного фильма. В случае «Железного неба» такой фильм существует. Прирожденные шоумены, Тимо и Самули регулярно снимали и выкладывали в сеть «выпуски новостей» о создании «Железного неба» под названием Iron Sky Signal. Зрители могли увидеть, как Самули очаровывал потенциальных инвесторов в Каннах, как Тимо проводил кастинг актеров (в фильме снимается легенда хоррора Удо Кир), как 40 загруженных по максимуму компьютеров в студии цифровых эффектов разогревают помещение до 40° или как гениальный художник Юсси Лентиниеми за считанные часы рисует фотореалистичное изображение летающей тарелки, образ которой лишь утром того же дня родился у него в голове.

Юсси — один из многих специалистов, найденных с помощью интернет-платформы Wreckamovie.com («Испортифильм»). Это социальная сеть, созданная специально для обмена идеями и поиска талантов. Благодаря этому сайту над «Железным небом» работали художники и дизайнеры из Австралии, Великобритании, Франции, Канады, США и, конечно, Германии. Авторы специально подстегивали творческую фантазию зрителей. К примеру, трейлер к фильму был выложен в виде отдельных сцен с открытой лицензией, и любой желающий мог смонтировать его на свой вкус и поделиться своей работой с режиссером. «Держу пари, мы получим много роликов под музыку Rammstein», — шутит Самули Торссонен. Кстати, музыку для «Железного неба» написали легенды немецкого индастриала Laibach.

Сегодня с помощью отдельного интернет-проекта «Требуем «Железное небо»!" зрители могут голосовать за показ фильма в своей стране. Европейская премьера состоялась в феврале на Берлинском международном кинофестивале, а над Россией «Железное небо» разверзнется 28 июня. В последнем эпизоде Iron Sky Signal Тимо Вуоренсола лично поблагодарил всех, кто участвовал в краудфандинге. Каждого. Поименно. Беглое перечисление списка частных «инвесторов» заняло у благодарного режиссера 2 минуты 16 секунд.

«Железное небо» — это не просто фильм. Это технологический и социальный прецедент, возможно, знаменующий новый поворот в истории кино. Поэтому очень советуем: посмотрев фильм в кинотеатре, посмотрите и Iron Sky Signal. И вы полюбите «Железное небо» еще больше.

Статья «Фашисты с луны» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2012).