Какими только инопланетными чудовищами не пытались нас удивить писатели, кинематографисты и создатели компьютерных игр! Но большинству профессиональных выдумщиков стоило бы взять мастер-класс у корейца Чо У Рама. Кинетические скульптуры, которые он создает, смотрятся по‑настоящему чужими — и одновременно исполненными жизни.

Arbor Deus Pennatus (2011) логическое продолжение работы Arbor Deus (Древо Бога), полуптица-полунасекомое, живущее в ветвях механического дерева. В зависимости от программы существо машет крыльями, изгибается, «распушает» хвост. Само древо — в круге на следующей странице
Unicus — Cavum ad initium, 2011 Последняя на данный момент работа Чо У Рама, молодая летающая особь вида Custos Cavum, созданного годом ранее
Kalpa (2010) Калпа — индуистская единица измерения времени, примерно 4,32 миллиарда лет. Вряд ли галактика, собранная из разноцветных минералов, просуществует столь длительный срок
Can-crab Can-crab ("Баночный краб", 2000) имеет и научное латинское название — Anmoreal Pagurus Samuelis Uram. Одна из самых маленьких работ У Рама, представленная в составе более крупной инсталляции
«Темная сторона луны» (2008), на латыни — Anmopial Pennatus lunula Uram. Живет в воде, видна только в отражении Луны на водной глади; малые особи можно «поймать» даже в чашке чая, если правильно ее ориентировать
Iron heart ("Железное сердце", 2006) — редкая работа У Рама, не имеющая отношения к биологии и не обремененная латинским названием и описанием вида. Это просто красивая кинетическая скульптура

Творения скульптора из Сеула кажутся одушевленными. Собранные из множества деталей, фрактально соединяющихся во все более сложные структуры, они способны совершать разнообразные движения: изгибаться, сокращаться, дышать, перебирать плавниками, крутить и взмахивать частями тела, для которых в земной биологии еще не придумано названий. Некоторые из них реагируют на свет и тепло, что придает их метаморфозам видимость осмысленности; многие, помимо механических движений, играют всполохами разбросанных по телу ламп. Эти всполохи, а также металлический блеск компонентов и едва слышный стрекот шестерен напоминают о механико-электрической природе работ скульптора; их движениями и метаморфозами управляет компьютер.

Если верить их создателю, его существа не пришельцы из космоса. Это нечаянные плоды человеческой цивилизации, самозарождающиеся в местах наибольшей концентрации технологий, энергии и всяческого хлама — то есть в мегаполисах.

У Рам представляет себя естествоиспытателем, открывающим, исследующим и описывающим новые формы жизни. U.R.A.M. — United Research of Anima-Machine — так он шифрует свое имя в текстах, сопровождающих экспозиции. Пространными описаниями он создает информационный контекст, в котором придуманные им существа кажутся еще более настоящими. Он рассказывает о повадках, экологической нише, особенностях организма и жизненном цикле каждого вида, о том, где впервые были обнаружены особи, а иногда скульптуры сопровождаются и художественными текстами.

Разумеется, каждый вид имеет научное латинское название, следующее всем правилам биологической номенклатуры, например Anmorome Istiophorus platypterus Uram или Anmopista Volaticus floris Uram, — помимо собственно названия скульптуры, тоже обычно написанного на латыни.

Каждую новую идею Чо У Рам прорабатывает основательно, на протяжении нескольких лет: многие из механических жизненных форм существуют в нескольких видах, в разных возрастных стадиях, в мужской и женской ипостасях.

Раннее творчество

В произведениях Чо У Рама с самого начала, с 1993 года, преобладал урбанистический элемент, а вот к биологии он испытал влечение отнюдь не сразу. Первые его эксперименты были в области инсталляций из всевозможных предметов городской среды и зачастую были статичными. Впрочем, в те годы он делал и динамические — весьма странные — штуки. Например, 170 Box Robot, созданный в 2001 году, представляет собой множество снующих по полу кубиков, моргающих лампочками, крутящихся, сталкивающихся друг с другом, производя движение, которое иначе как «броуновским» не назовешь; отчасти похож на него и другой проект, Mass Hysteria (1998), там вместо кубиков сталкиваются диски.

Серийность — когда одну и ту же идею художник по‑разному воплощает в нескольких сходных проектах — впервые встречается в композициях со светящимися синими колбами с жидкостью, где бьется о стенки нечто живое и примитивное: Blue Nematoda и Do Not Open (обе 1999). На одной идее построены различные вариации на тему «консервных крабов»: рассыпавшиеся из мусорного бака пустые алюминиевые жестянки (вариант: банки с «кока-колой» из автомата для продажи газировки) на самом деле служат раковинами каким-то механическим ракообразным существам, которые высовывают наружу подвижные суставчатые ноги и моргают светодиодами глаз.

Механические рыбы и цветы

Стороннему зрителю может показаться, что они похожи на осетров — хотя бы длинными остроносыми головами (хотя, конечно, никакие это не осетры). Извивающиеся, шевелящие лепестками плавников, усеивающими все костистое тело от черепа до хвоста, — механические рыбы У Рама поражают воображение своим изяществом и сложностью. В этой форме скульптор выполнил несколько проектов: Ultima Mudfox (2002), Echo Navigo (2004), Urbanus (2006). Кстати, несколько технических подробностей. Удивительные биоформы У Рама сделаны из сотен (а иногда — тысяч) стальных, алюминиевых и акриловых элементов, имитирующих кости, хитиновое покрытие, чешую животных. Они соединены между собой гибкими и жесткими связями и оборудованы десятками крошечных электродвигателей, работающих или отключающихся в соответствии с заданным алгоритмом. Последний можно менять в зависимости от размещения композиции на той или иной выставке. Впрочем, это лишь один из принципов работы скульптур У Рама.

Но вернемся к механическим рыбам. Как уже было сказано, корейский скульптор снабжает свои работы художественными описаниями. Вот, например, колоритный текст, сопровождающий Mudfox: «Случайно был сфотографирован на строительной площадке метро. В настоящее время интенсивно изучается многими учеными, но, несмотря на это, до сих пор остается загадкой, как существо умудряется свободно перемещаться в плотной грязи». А это Urbanus: «Принято считать, что они обитают в воздушном пространстве над городом на высоте около 200 м и поэтому нередко встречаются на верхних этажах или крышах небоскребов».

В середине 2000-х годов У Рам начинает уделять внимание не только видовым, но и половозрастным вариациям своих существ. Упомянутый Mudfox представлен в форме взрослой особи и неподвижной светящейся личинки, Echo Navigo — в форме полипа, кокона, личинки и половозрелой особи, Urbanus начиная с личиночной стадии делится на мужские и женские организмы. Как правило, все эти вариации сильно отличаются от исходной формы. Например, мужской вариант Urbanus — насекомое, а женский — гигантский подвижный цветок.

Дверь в параллельную реальность

Чо У Рам год от года совершенствует свое мастерство. Пожалуй, наиболее интересные и технически совершенные творения вышли из-под его рук в два последних года.

Первое называется Arbor Deus (2010) и представляет собой ажурное металлическое дерево, внутри ствола которого крутится и светится нечто (мы затрудняемся определить, что это такое), а на ветвях, вырастая прямо из древесины, укреплены подвижные механические крылья. Последняя на сегодняшний момент скульптура, созданная У Рамом, называется Custos Cavum. Она изображает скелет огромного звероящера, который лежит, свернувшись в клубок и опустив тяжелый череп на землю. Несмотря на то что монстр «мертв», его металлические ребра плавно вздымаются и опускаются — он как будто дышит. Из его тела вверх прорастают длинные побеги, на верхушках которых машут уже знакомые нам крылья. Легенда рассказывает, что это кости последнего Стража Пещеры, некогда соединявшей между собой два мира. И кто его знает — может, У Рам и в самом деле открыл дверь в какую-то параллельную реальность. Будучи не в силах переместить оттуда в наш мир настоящих чудовищ, он мастерит их механические копии. Причем, как мы можем предположить, весьма и весьма точные.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2012).