Фабрика дизайна Сэма Лэньона

На старой лимонадной фабрике в британском городке Фалмут происходят очень странные вещи. Группа молодых людей придумывает, разрабатывает и конструирует совершенно бесполезные штуки. Забавные, способные привлечь внимание, но не имеющие практически никакого прикладного значения.
Фабрика дизайна Сэма Лэньона

С одной стороны, продукцию фабрики дизайна Concept Shed можно отнести к разряду произведений искусства. С другой стороны, Concept Shed работает вовсе не под воздействием рвущегося на поверхность вдохновения. Странные электронные концепты, созданные в Фалмуте, так или иначе кому-то нужны. Среди заказчиков встречаются мировые гиганты, например компания Johnson & Johnson, а также крупнейшие британские музеи и учебные заведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работы Concept Shed не поддаются никакой классификации. Инженеры просто делают то, что им заказывают, прилагая к этому максимум фантазии. «Мы — молодая и профессиональная команда, специализирующаяся на дизайне, разработке, прототипировании и изготовлении вещей, — говорят о себе сотрудники студии. — И нам нравится придумывать простые и эффективные решения различных задач».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое Concept Shed?

Правильнее, конечно, не «что такое», а «кто такие». В 2006 году молодой английский инженер Сэм Лэньон, не столь давно окончивший Уорикский университет в Ковентри, задумался о создании собственного бизнеса. Прежде он был сотрудником студии дизайна Engineered Arts Ltd, разрабатывавшей роботизированные стенды для музеев и выставок (мы когда-нибудь расскажем и об этой команде), и его собственная компания в какой-то мере продолжила тему технического дизайна. Только Сэм значительно расширил рамки производства. Ребята из Concept Shed берутся за любую задачу, в которой сплетаются электроника и дизайн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известный российский дизайнер Артемий Лебедев написал в своей книге: «Дизайн — это прежде всего конструирование и подача информации». Этого определения придерживаются Лэньон и его команда. Ставится задача, и нужно ее решить. Возможно, решение будет красивым и эстетичным, возможно — чисто техническим, без намека на внешнюю оболочку, но в любом случае информация, которая должна дойти до зрителя, стоит на первом месте. И доводится до зрителя максимально быстро, просто и интересно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В студии Concept Shed работает семь человек, причем не все занимаются непосредственно дизайном и созданием концептов. В эту семерку включены специалист по интеллектуальной собственности и менеджер по продажам. Идея того или иного концепта может прийти по-разному — авторитарным решением одного дизайнера или путем многочасового мозгового штурма. В любом случае затем следуют разработка, прототипирование, испытания. А на выходе получается что-то странное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работы студии

Чаще всего работы Concept Shed востребованы в музеях. Например, для музея телеграфа в Порткарно (Корнуолл) инженеры разработали целую интерактивную экспозицию, посвященную азбуке Морзе и первым телеграфам. В нее входят в числе прочих элементов два самых настоящих телеграфных аппарата Морзе, позволяющих посетителям выставки общаться между собой на некотором расстоянии. Конечно, система заметно упрощена: под руками у зрителя лишь два ключа и таблица расшифровки, больше ничего настраивать не нужно. Но этого вполне хватает, чтобы к обоим аппаратам, расположенным в соседних помещениях, выстраивались очереди жаждущих передать сообщение соседу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По заказу одной экологической компании в студии создали модель дома-экокалькулятора. Эта игрушка позволяет пользователю рассчитать, какую экономию электроэнергии обеспечит ему, например, солнечная батарея на крыше или правильная калибровка отопительной системы. Калькулятор сделан в виде макета небольшого дома с рядом переключателей и верньеров. Переключателями нужно задать требуемые параметры (например, температуру окружающей среды, тип системы отопления и т. д.), а на выходе вы получите данные об энергопотреблении. Меняя параметры (например, включая и выключая солнечные батареи), можно рассчитывать размер экономии. Конечно, такой «калькулятор» проще сделать программным методом и работать с ним на экране компьютера. Но тут в свои права вступает искусство: гораздо эстетичнее выглядит изящный макет, да и перещелкнуть хромированный рычажок приятнее, чем кликнуть кнопкой мыши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вершиной креативного подхода Concept Shed можно смело считать свадебный аппарат AutoWed Wedding Machine. В Лас-Вегасе, где количество мгновенных свадеб и разводов превышает все нормы (многие туристы едут сюда только для того, чтобы наскоро обвенчаться), такая машина может создать серьезную конкуренцию живым регистраторам. Всего за один доллар AutoWed предлагает быструю выдачу дешевых обручальных колец и сертификата о браке. Из колонок льется свадебный марш (есть несколько вариантов), имена брачующихся и их данные вводятся посредством клавиатуры, а на вопрос «Согласны ли вы?..» полагается отвечать «да» в микрофон. Дизайнеры оформили AutoWed в духе розового «Кадиллака» Элвиса Пресли, изготовлена машина специально для музея механики Марвина (Marvin's Marvellous Mechanical Museum) в Детройте, но студия готова повторить заказ по требованию любого желающего. Основной вопрос — легитимность браков, заключенных посредством автомата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рабочие проекты

Конечно, студия занимается и более прозаичными проектами, потому что на оригинальных концептах далеко не уедешь. Прототипы создают рекламу, но приносят не так много прибыли, как хотелось бы.

Для Британского королевского общества защиты птиц, например, дизайнеры построили вполне обыденный музейный стенд с записями птичьих голосов: просто набор иллюстраций с кнопками. При нажатии на кнопку раздается голос соответствующего пернатого, вот и все. Еще более прост сделанный в рамках того же сотрудничества стенд «What can you feel?» — набор закрытых отверстий для определения тех или иных объектов на ощупь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лирическое отступление: подобные стенды стоят и в московском Государственном Дарвиновском музее. Некогда побывав там, автор этой статьи попал на замечательную (к сожалению, временную) выставку «Следы животных», где экспонировались не только отпечатки лап разных зверей, но также имитации выкопанных ими нор и ям, погрызы на деревьях и кустах, выпавшая при линьке шерсть и... прочие следы жизнедеятельности. Каково же было удивление автора, когда на четвертом этаже он наткнулся на интерактивный зал, где стоял автомат, точь-в-точь как «What can you feel?». Посетителю предлагалось поместить руку в темное отверстие и на ощупь определить, какое животное оставило тот или иной... гм... отход. Так что до наших креативщиков англичанам все-таки еще далеко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобным же образом для Национального морского музея Корнуолла студия изготовила интерактивный стенд, позволяющий посетителю разобраться в принципах работы маяков и даже поуправлять световыми отражениями настоящего маяка XVIII столетия.

Наряду с описанным выше экокалькулятором команда Сэма Лэньона предлагает и другие гаджеты массового потребления, то есть изготовленные не в единственном числе. Например, у них можно заказать кожаное кресло со встроенными динамиками и mp3-плеером. Сама студия мебель не делает, но занимается тюнингом шикарных кресел в стиле «Честерфилд».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Артефакт или нет?

В какой-то мере мы нарушили традиции рубрики «Артефакт», рассказав не о творчестве одного конкретного художника, а о деятельности профессиональной дизайн-студии. Впрочем, определенная логика тут присутствует: с тем, что не может реализовать один человек, вполне способна справиться группа специалистов. Время изобретателей-одиночек давно ушло в прошлое, сегодня все открытия делаются в рамках сложных исследовательских проектов целых институтов. Сложно представить, что один человек в темной подвальной лаборатории построит машину времени или оживит монстра, собранного из кусков человеческих тел.

Примерно по этой же канве движется и искусство. Художники испокон веков работают в артелях и мастерских, а XXI век подстегнет их, видимо, к еще более тесному сплочению — например, в рамках дизайнерских мастерских. Впрочем, одиночек на наш век тоже хватит.