Медицинские технологии на службе у искусства: как Ник Визи творит чудеса с помощью рентгена

Мы давно привыкли к применению рентгенографии в медицине. Не так давно рентгеновские лучи и вовсе были единственным способом заглянуть в нутро человека, не нарушая его внешнюю оболочку. Сегодня существуют и другие методы, но рентген по-прежнему остается действенным диагностическим средством. А вот английский фотограф Ник Визи использует рентгеновские лучи совсем иным образом...
Медицинские технологии на службе у искусства: как Ник Визи творит чудеса с помощью рентгена
Nick Veasey

В принципе, медицинская рентгенография в какой-то мере является разновидностью фотоискусства. Даже принцип получения рентгеновского изображения схож с применяемым в фотокамерах: проходя через различные преграды (ткани, кости), лучи так или иначе ослабляются, и, соответственно, на чувствительной пленке формируется изображение, где разные органы имеют различную яркость. Кости выглядят совершенно непрозрачными, кожа же становится практически невидимой — все зависит именно от возможности лучей миновать преграду. Один из главных минусов рентгенографии — получение так называемого суммационного изображения (тени). Рентгеновская тень создается наложением множества органов и тканей друг на друга, поэтому исследование снимков часто бывает затруднено. Весьма функционален рентген при изучении скелета — патологий, переломов, искажений — костная ткань наиболее четко отражается на итоговом снимке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нику Визи пришла в голову замечательная идея. С помощью рентгена можно снимать не только живое существо, но вообще все что угодно, подумал он. Не то чтобы Визи стал пионером рентгенографии неживых объектов, но он первым превратил эту работу в разновидность искусства. Очень высокотехнологичного искусства, надо сказать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Методика Визи

Одно дело, когда необходимо снять человека. Homo sapiens легко помещается в специальный аппарат: размеры позволяют. Другое дело, когда Визи приходит в голову снять огромный трактор или, что еще амбициознее, самолет. Тут начинаются технические трудности, с которыми мастер вынужден справляться. И он делает это шутя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большую часть своих работ Визи снимает в своеобразной студии-боксе. Внешне она напоминает большую черную коробку, зато полностью изолирует окружающий мир от рентгеновского излучения. Внутри бокса расположено несколько рентген-аппаратов и собственно съемочное оборудование; все это управляется дистанционно, поскольку длительное нахождение в подобной «студии» может привести к трагическим последствиям для художника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объект съемки кладут на пол или прислоняют к стене (соответственно, рентгеночувствительная пленка находится под ним или за ним). Рентгеновские лучи, проходя сквозь объект, фиксируют его внутреннюю структуру на пленке: итоговое изображение повторяет объект в натуральную величину. Вы можете спросить, как поступает Визи, если его «клиент» не помещается на одну пластинку. Очень просто: он использует несколько, а затем совмещает изображения на компьютере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда все установлено и готово к началу работы, Ник рассчитывает необходимое время экспозиции. Снять что-то тяжелое, из легированной стали, гораздо труднее, чем пластиковую игрушку, и время требуется разное. А затем остается лишь нажать на спуск и получить кадр.

Итоговые пленки Визи сканирует в высоком разрешении и уже компьютерными методами добивается оптимальной контрастности, подчеркивает какие-то детали, а какие-то прячет в тень. Это очень кропотливая работа: суммационный характер рентгеновского снимка не всегда позволяет выделить то, что художник хотел бы видеть на переднем плане. Поэтому на Ника работает группа специалистов, занимающихся исключительно постсъемочной обработкой фотографий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее сложный процесс — «склеивание» рентгеночувствительных пленок, полученных в результате работы над сверхкрупным объектом. Порой результатом съемки становится до 500 отдельных пленок, которые должны идеально совпадать друг с другом, чтобы изображение выглядело цельным. Иногда для эффекта в процесс обработки добавляются естественные цвета объекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объекты Визи

Ник Визи работает в двух направлениях: на заказ и по вдохновению. Иногда он сам выбирает объекты для съемки, потому что они его по той или другой причине интересуют, иной раз компании заказывают ему фотографии своей продукции или каких-либо других предметов в рекламных целях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди работ Ника есть как рукотворные, так и живые объекты. Многочисленные рентгеновские снимки животных и насекомых вполне могут послужить пособием для ветеринарной академии (или университетского биофака), а изображения трусов и блузок — рекламой компании-производителя нижнего белья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересна серия фотографий, изображающих людей в различных позах, нехарактерных для медицинских рентгеновских снимков. Например, человек, играющий в теннис (в момент подачи мяча), или мужчина, читающий газету. Последний снимок, кстати, интересен тем, что позволяет даже прочесть текст на первых полосах: излучение гораздо лучше проходит через чистую бумагу, чем через типографскую краску.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но наибольшую известность получили фотографии сверхкрупных объектов — наполненного пассажирами автобуса, огромного самолета Boeing 777, трактора с водителем. Такие снимки «склеиваются» из сотен малых рентгеновских пленок. Масштабность каждой подобной работы поражает — но Визи не ленится. Потому что это интересно и за это весьма неплохо платят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Философия Визи

К экспериментам с рентгеном Визи пришел случайно. Он работал в Лондоне в области рекламной фотографии и однажды получил заказ на рентгеновский снимок банки с колой для телевизионного шоу. В тот же день Ник сфотографировал в икс-лучах собственные ботинки и еще ряд объектов — он был заворожен новой идеей. Таким образом случайный заказ, ставший для телекомпании лишь одним из тысяч рекламных трюков, для фотографа стал целой жизнью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы живем в мире, зависящем от изображений, — говорит Ник. — Мы волнуемся о том, как выглядим, как смотрятся наша одежда, наши дома и автомобили. Я же ставлю своей целью нарушить гегемонию внешней оболочки: сдирая один слой за другим, я обнажаю подложку вещей, и такой метод интригует, расширяет границы хорошо знакомого мира. Есть и второй момент. Наше общество в последнее время подвергается тщательному контролю из-за необходимости обеспечения безопасности. Перед посадкой в самолет или на круизный лайнер вас просветят рентгеном, то же самое ждет посетителя офиса крупной корпорации или правительственного учреждения. За нами следят с помощью видеокамер, вычисляют наше местоположение по мобильным телефонам, им (кому — это тот еще вопрос) нужна вся информация. Я не создаю произведения искусства с помощью оборудования, предназначенного помогать Большому Брату следить за нами, лишать нас прайвеси, индивидуальной жизни».