Рентгеновские снимки Ника Визи: автобусы и трактора в рентгене

Рентгеновские снимки Ника Визи: автобусы и трактора в рентгене

Мы давно привыкли к применению рентгенографии в медицине. Не так давно рентгеновские лучи и вовсе были единственным способом заглянуть в нутро человека, не нарушая его внешнюю оболочку. Сегодня существуют и другие методы, но рентген по‑прежнему остается действенным диагностическим средством. А вот английский фотограф Ник Визи использует рентгеновские лучи совсем иным образом…

В принципе, медицинская рентгенография в какой-то мере является разновидностью фотоискусства. Даже принцип получения рентгеновского изображения схож с применяемым в фотокамерах: проходя через различные преграды (ткани, кости), лучи так или иначе ослабляются, и, соответственно, на чувствительной пленке формируется изображение, где разные органы имеют различную яркость. Кости выглядят совершенно непрозрачными, кожа же становится практически невидимой — все зависит именно от возможности лучей миновать преграду. Один из главных минусов рентгенографии — получение так называемого суммационного изображения (тени). Рентгеновская тень создается наложением множества органов и тканей друг на друга, поэтому исследование снимков часто бывает затруднено. Весьма функционален рентген при изучении скелета — патологий, переломов, искажений — костная ткань наиболее четко отражается на итоговом снимке.

Boeing 777 компании United Airlines был снят в Бостоне, в одном из ангаров международного аэропорта имени генерала Эдварда Лоуренса Логана. Самолет сфотографирован в двух проекциях, на данный момент этот кадр является самым большим рентгеновским снимком в мире.

Нику Визи пришла в голову замечательная идея. С помощью рентгена можно снимать не только живое существо, но вообще все что угодно, подумал он. Не то чтобы Визи стал пионером рентгенографии неживых объектов, но он первым превратил эту работу в разновидность искусства. Очень высокотехнологичного искусства, надо сказать.

Методика Визи

Одно дело, когда необходимо снять человека. Homo sapiens легко помещается в специальный аппарат: размеры позволяют. Другое дело, когда Визи приходит в голову снять огромный трактор или, что еще амбициознее, самолет. Тут начинаются технические трудности, с которыми мастер вынужден справляться. И он делает это шутя.

Nespresso Pixie. Нередко Ник Визи работает по заказу компаний, использующих его снимки в пиар-кампаниях, рекламных плакатах, инсталляциях. В результате сотрудничества с брендом Nespresso Визи создал ряд фотографий ко-фемашины Pixie. Основной задачей было показать технологии, скрывающиеся за ярким корпусом, продемонстрировать, что кофемашина — гаджет не просто красивый, но техни-чески сложный.

Большую часть своих работ Визи снимает в своеобразной студии-боксе. Внешне она напоминает большую черную коробку, зато полностью изолирует окружающий мир от рентгеновского излучения. Внутри бокса расположено несколько рентген-аппаратов и собственно съемочное оборудование; все это управляется дистанционно, поскольку длительное нахождение в подобной «студии» может привести к трагическим последствиям для художника.

Имя: Ник Визи // Место жительства: Мэйдстон, Великобритания // Год рождения: 1962 // Творческое кредо: Нельзя судить книгу по её обложке, потому что красота — гораздо глубже, нежели внешняя оболочка.

Объект съемки кладут на пол или прислоняют к стене (соответственно, рентгеночувствительная пленка находится под ним или за ним). Рентгеновские лучи, проходя сквозь объект, фиксируют его внутреннюю структуру на пленке: итоговое изображение повторяет объект в натуральную величину. Вы можете спросить, как поступает Визи, если его «клиент» не помещается на одну пластинку. Очень просто: он использует несколько, а затем совмещает изображения на компьютере.

Игрушки — целая серия работ Ника Визи. Лошадки, заводные уточки, ракеты, плю-шевые медведи и — роботы на батарейках (на фотографии). Такие объекты снимаются в специальной рентген-студии художника, представляющей собой экранированный куб с радиоуправляемым оборудованием.

Когда все установлено и готово к началу работы, Ник рассчитывает необходимое время экспозиции. Снять что-то тяжелое, из легированной стали, гораздо труднее, чем пластиковую игрушку, и время требуется разное. А затем остается лишь нажать на спуск и получить кадр.

Итоговые пленки Визи сканирует в высоком разрешении и уже компьютерными методами добивается оптимальной контрастности, подчеркивает какие-то детали, а какие-то прячет в тень. Это очень кропотливая работа: суммационный характер рентгеновского снимка не всегда позволяет выделить то, что художник хотел бы видеть на переднем плане. Поэтому на Ника работает группа специалистов, занимающихся исключительно постсъемочной обработкой фотографий.

Не менее сложный процесс — «склеивание» рентгеночувствительных пленок, полученных в результате работы над сверхкрупным объектом. Порой результатом съемки становится до 500 отдельных пленок, которые должны идеально совпадать друг с другом, чтобы изображение выглядело цельным. Иногда для эффекта в процесс обработки добавляются естественные цвета объекта.

Чтобы создать снимок офисного здания, Визи использовал все три своих рентгеновских аппарата. Каждый предмет снимался отдельно; скелет всего один (и это манекен-скелет, человек бы не выдержал такого облучения). Склеена картина из 200 изображений.

Объекты Визи

Ник Визи работает в двух направлениях: на заказ и по вдохновению. Иногда он сам выбирает объекты для съемки, потому что они его по той или другой причине интересуют, иной раз компании заказывают ему фотографии своей продукции или каких-либо других предметов в рекламных целях.

Американский футбол. Иногда Визи «играет» с объектом. На примере футболиста он продемонстрировал переход от рентгеновского снимка к реальному человеку. Выглядит несколько комично…

Среди работ Ника есть как рукотворные, так и живые объекты. Многочисленные рентгеновские снимки животных и насекомых вполне могут послужить пособием для ветеринарной академии (или университетского биофака), а изображения трусов и блузок — рекламой компании-производителя нижнего белья.

Интересна серия фотографий, изображающих людей в различных позах, нехарактерных для медицинских рентгеновских снимков. Например, человек, играющий в теннис (в момент подачи мяча), или мужчина, читающий газету. Последний снимок, кстати, интересен тем, что позволяет даже прочесть текст на первых полосах: излучение гораздо лучше проходит через чистую бумагу, чем через типографскую краску.

Самая большая из рентгеновских плёнок имеет ширину около 35 см. Диджейский пульт в длину — примерно 120 см, соответственно, Визи потребовалось последовательно склеить четыре кадра для получения снимка. Наложение цвета тоже осуществляется в «Фотошопе».

Но наибольшую известность получили фотографии сверхкрупных объектов — наполненного пассажирами автобуса, огромного самолета Boeing 777, трактора с водителем. Такие снимки «склеиваются» из сотен малых рентгеновских пленок. Масштабность каждой подобной работы поражает — но Визи не ленится. Потому что это интересно и за это весьма неплохо платят.

Философия Визи

К экспериментам с рентгеном Визи пришел случайно. Он работал в Лондоне в области рекламной фотографии и однажды получил заказ на рентгеновский снимок банки с колой для телевизионного шоу. В тот же день Ник сфотографировал в икс-лучах собственные ботинки и еще ряд объектов — он был заворожен новой идеей. Таким образом случайный заказ, ставший для телекомпании лишь одним из тысяч рекламных трюков, для фотографа стал целой жизнью.

Чаще всего крупные объекты и персонажи в них снимаются по отдельности. В част-ности, чтобы создать снимок автобуса (на заходе) Визи использовал рентгеновский сканер для просвечивания грузовиков, пересекающих границу между Мексикой и США. Все 20 скелетов в автобусе наложены отдельно и принадлежат одному манекену. То же касается и снимка бульдозера, сделанного по заказу компании Parker Technologies, Inc. С помощью рентгеновского сканера фотограф снял саму огромную машину, а затем «посадил» внутрь манекен-скелет, сфотографированный отдельно. Впослед-ствии оригинал данного снимка был продан частному коллекционеру.

«Мы живем в мире, зависящем от изображений, — говорит Ник. — Мы волнуемся о том, как выглядим, как смотрятся наша одежда, наши дома и автомобили. Я же ставлю своей целью нарушить гегемонию внешней оболочки: сдирая один слой за другим, я обнажаю подложку вещей, и такой метод интригует, расширяет границы хорошо знакомого мира. Есть и второй момент. Наше общество в последнее время подвергается тщательному контролю из-за необходимости обеспечения безопасности. Перед посадкой в самолет или на круизный лайнер вас просветят рентгеном, то же самое ждет посетителя офиса крупной корпорации или правительственного учреждения. За нами следят с помощью видеокамер, вычисляют наше местоположение по мобильным телефонам, им (кому — это тот еще вопрос) нужна вся информация. Я не создаю произведения искусства с помощью оборудования, предназначенного помогать Большому Брату следить за нами, лишать нас прайвеси, индивидуальной жизни». 3 октября в московской галерее «Победа» открылась выставка Ника Визи под общим названием «Насквозь». В рамках выставки Визи покажет 25 своих работ на различные темы. Это первая выставка знаменитого фотографа в России и, будем надеяться, не последняя.

Статья «Рентгеновские снимки Ника Визи» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2011).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.