Необычные светильники художника Эрона Ристоу

Все мужчины в роду Эрона Ристоу умели работать руками, причем хорошо. Дед, отец и сам Эрон – художники, каждый работает в своем жанре, каждый в равной степени талантлив. Работы Ристоу сочетают ностальгическую эстетику стимпанка, причудливую механику и вполне обыденные функции. Бытовые приборы в духе парового века – это ли не поле для скульптора-кинетиста?
Необычные светильники художника Эрона Ристоу

Географическое название Колорадо у нас твердо ассоциируется с известными картофельными вредителями, хотя колорадские жуки родом вовсе не оттуда, а из Мексики. Название в честь злосчастного штата они получили лишь после того, как изничтожили все местные картофельные посадки во второй половине XIX века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в Колорадо есть на что посмотреть и помимо колорадских жуков. Например, на работы скульптора Эрона Ристоу, живущего в городе Лавленд, неподалеку от Денвера, столицы штата. Ристоу делает странные и красивые вещи, которые чаще всего сложно отнести к какому-либо направлению кинетического искусства. Как ни странно, ближе всего они вовсе не к скульптуре, а к бытовой технике и электронике. Просто мастер возвел изготовление компьютерных мышей, ламп и прочих привычных предметов в ранг искусства. Что из этого получилось — судить нам, зрителям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Различные манипуляции

Что же такое делает Эрон Ристоу? Если говорить совсем кратко, то все на свете. Например, в 2008 году он представил широкой публике устройство под названием Coin Bank Manipulator («Манипулятор для управления копилкой»). Хитроумная штукенция и в самом деле представляет собой высокую цилиндрическую копилку с двумя щелями на верхней панели, причем одна щель не сквозная. Кладем монету в несквозную щель и начинаем орудовать двумя рукоятками управления, механически связанными со змееподобным манипулятором, расположенным между щелями. После нескольких минут страданий наконец подхватываем манипулятором монету и перекладываем ее в сквозную щель, таким образом пополняя наш золотой запас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Хм, — скажете вы. — А почему бы сразу не положить монету в копилку, минуя стадию несквозной щели и рукоятей манипулятора?» Честно говоря, толкового ответа на этот вопрос нет. На то оно и искусство. Впрочем, Ристоу придумал, как подзаработать на своем устройстве. Теперь Coin Bank Manipulator присутствует на каждой его выставке, встречая посетителей у входа. На механизме имеется ценник: «25 центов — просто, 5 центов — тяжелее, 10 центов — очень тяжело» и надпись: «В фонд художника». Ни один посетитель мимо не проходит, каждый обязательно кладет монетку и в течение нескольких минут пыхтит над манипуляторами. Все приятнее, чем играть в привокзальные автоматы...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну, надо отметить, что пожертвования Ристоу любит. На входе в студию он тоже поставил ящик-копилку. Правда, это не попрошайничество, а честный обмен. Каждый положивший денежку может взять из коробки дизайнерский значок с изображением одной из работ художника или сувенир, сделанный Ристоу из попавшейся под руку шестеренки или транзистора. Впрочем, это скорее шутка, чем способ получения дохода. Работает Эрон вовсе не в сфере скульптуры и искусства и деньги на жизнь зарабатывает совсем иначе. «Но я всегда рад, когда кто-то заказывает и покупает мои работы: это наиболее приятный и естественный способ их распространения», — говорит Эрон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Функциональные штучки

Как мы уже говорили, Ристоу в своих работах тяготеет к предметам бытового характера. В частности, у него на полке стоят часы собственной работы под названием Persistence of Vision Clock («Часы, основанные на инерции зрительного восприятия»). У них вообще нет циферблата, по крайней мере, видимого. Зато из полукруглого корпуса выступает нечто вроде небольшого маятника, способного двигаться направо и налево с высокой скоростью. На конце маятника — восемь светодиодов. Когда маятник движется, они загораются в соответствии с определенной программой. За счет высокой скорости движения (около 10 колебаний в секунду) светодиоды сливаются в цельное изображение... правильно, цифр, обозначающих время. Правда, держать такие часы перед глазами довольно неприятно: «изображение» постоянно дергается и пульсирует, из-за того что инерция зрительного восприятия не вполне равномерна. Но идея, идея-то какова!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компьютер дома у Эрона тоже выглядит весьма своеобразно. По крайней мере, сетевой маршрутизатор и мышь (остальные компоненты системы с первого взгляда не поражают). Под заказ Эрон может изготовить копию своей мыши Wireless Mouse Version 2 для любого клиента. Технически это обычная пятикнопочная беспроводная мышь, но внешне она представляет собой нечто вроде мятой летающей тарелки с прикрепленными кое-как клавишами от старой печатной машинки. Секрет Ристоу прост: он изготавливает стимпанковый корпус, который аккуратно крепит к основе обычной беспроводной мыши известного производителя. Производитель об этом, кажется, не подозревает, хотя художник даже наклейку с нижней части своей кастом-мыши не снимает. Роутер над столом Ристоу похож на излучатель с какой-то далекой планеты: медная обмотка, прикрученные тут и там детали от пишущих машинок и лампы, встроенные в прибор, подобно прожекторам. Правда, заказать такую штуку не получится: художник сваял ее исключительно для собственных нужд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще у него дома есть лампы, чьи основания сделаны из старых утюгов, зеркало, украшенное шестеренками, и странная штука под названием Thermadore Ascention Figures — это вертикальная лампа, по которой вверх и вниз ползают два человекоподобных робота. Вообще, искусство Эрона тяготеет к приборам освещения — в его коллекции несколько десятков дизайнерских светильников, вызывающих восхищение у всех гостей скульптора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дела карьерные

Естественно, не обходится у Ристоу и без сольных выставок. Первая прошла в 2000 году в студии Джона Дэвиса в Алпайне, штат Техас. С тех пор они проводятся регулярно, но, надо признаться, география в данном случае оставляет желать лучшего. Лишь два штата — Техас и Колорадо — открывают двери своих галерей и выставочных комплексов для работ Ристоу. Впрочем, связано это, скорее, с нежеланием скульптора заниматься промоушеном и перевозить свои работы на дальние расстояния (упомянутые два штата лежат рядом, хотя и не граничат между собой). Последняя на сегодняшний день сольная выставка прошла в Денвере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе, Ристоу зарабатывает на жизнь частными заказами. Например, для публичной библиотеки города Марфа (Техас) он разработал и сконструировал оригинальные крестообразные светильники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна разновидность светильника на продажу называется Atomic. Это лампа фонового освещения, в которой между слоями обычного стекла расположен слой уранового. Сам светильник — ультрафиолетовый, и под воздействием ультрафиолета урановое стекло начинает довольно ярко флюоресцировать зеленым. Ввиду того что оксид урана, применяемый для изготовления такого стекла, радиоактивен, Ристоу не постеснялся встроить в светильник портативный счетчик Гейгера, чтобы клиент всегда знал, чем рискует. Правда, сами изделия из уранового стекла не «фонят»: счетчик — не более чем шутка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ристоу пожаловался, что частенько возникают проблемы с документацией при продаже той или иной работы. В случае с Atomic понадобилось море справок о том, что прибор не представляет опасности для здоровья окружающих. Вообще, говорит Эрон, бюрократия мешает жить больше всего. Сделал светильник, а потом получай целую кучу сертификатов о том, что он не портит глаза, дает достаточное количество света и не взрывается от толчка. Второй своей проблемой Эрон называет наличие в сутках всего лишь 24 часов, что крайне мало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отец Эрона — Мэл Ристоу — тоже художник. Правда, он не занимается кинетическим искусством, а тяготеет к современному дизайну мебели и предметов быта. Мы спросили Эрона, кем из художников настоящего и прошлого он восхищается, чьи работы его вдохновляют. Первым он назвал своего отца, но, к нашему вящему удовольствию, среди прочих перечисленных Эроном имен были многие скульпторы, с которыми мы сотрудничали: Грег Бразертон, Кристофер Конте, Немо Голд, Стефан Алле, Энди Хилл, Тео Янсен, Джереми Майер, Роджер Вуд. Несмотря на то, что среди работ Ристоу можно встретить пересечения с упомянутыми мастерами, он все-таки самобытен. Он не пытается идти по стандартной накатанной дорожке и с энтузиазмом реализует оригинальные идеи, приходящие в голову. Удачи, Эрон!