Подвесной лодочный мотор Оле Эвинруда был не первым на рынке, но оказался надежнее и совершеннее изделий конкурентов.
Любовь и весла: что заставило изобрести лодочный мотор

Субботним утром десятки тысяч рыболовов, охотников и просто энтузиастов отдыха на природе совершают один и тот же обряд — опускают подвесной мотор в воду и заводят его, чтобы вместо натирания мозолей веслами направлять лодку легким движением руки. Однако мало кто знает, что за это изобретение они должны быть благодарны служебному роману одного уроженца Норвегии.

Оле Эвинруд родился 19 апреля 1877  года. Когда ему было пять лет, семья переехала из Норвегии в США. Во время трансатлантического путешествия Оле почти безвылазно торчал в машинном отделении, родители буквально силой уводили его оттуда. В  Америке семья поселилась на ферме в штате Висконсин. В семье было 11  детей, и всем без исключения приходилось работать в поте лица. Но мальчик не забыл ни моря, ни машин и все свободное время мастерил модели парусников. В возрасте 16 лет Оле спустил на воду озера Рипли свое первое настоящее парусное судно, и  отец уступил желанию сына заняться механикой, отослав его в Мэдисон, где тот устроился подмастерьем в мастерскую Фуллера и Джонсона. Поднабравшись опыта, он переехал в Питтсбург, где поступил на сталепрокатный завод, а   затем в Чикаго, где обучился работать на различных станках. В 1900  году Оле вернулся в Висконсин и на паях с партнером основал модельную мастерскую Clemiek & Evinrude. Больше всего его интересовали недавно появившиеся двигатели внутреннего сгорания и «безлошадные повозки».

Сотрудница компании Бесс Кэри стала стимулом для изобретательской деятельности Оле. Однажды в августовский воскресный день 1906 года Оле и  Бесс в  компании друзей отправились на пикник на остров на озере неподалеку от Милуоки. Денек был жаркий, Бесс захотелось мороженого, а   Оле решил романтически выполнить желание девушки. 8 км, которые Оле пришлось грести в 30-градусную жару до берега и обратно, продемонстрировали его чувства к  Бесс и подстегнули изобретательский ум. Вероятно, именно тогда Эвинруд понял, что автомобиль не единственное средство передвижения, на которое можно установить двигатель внутреннего сгорания. В самом деле, почему бы не оснастить мотором весельную лодку?

Через год Оле вышел из партнерства с Клемиком, основал еще пару компаний и построил автомобиль, но все эти начинания не имели особого успеха. Зато он женился на Бесс и  вернулся к идее подвесного мотора. К  1909 году 30-килограммовый мотор мощностью 1,5 л.с., похожий на кофемолку, был готов к производству. Рекламой занялась жена Эвинруда. К сожалению, из-за тяжелой работы здоровье Оле и его жены оказалось подорвано, в 1914 году они продали свой бизнес и отправились путешествовать, чтобы вернуться через пять лет… с новым проектом производства двухцилиндрового мотора! Оле Эвинруд не  прекращал совершенствовать свои изделия до самой смерти в  1934  году. Его сын Ральф продолжил семейное дело, объединив в  1936 году свою компанию с конкурирующей Johnson Motor Company под общим названием Outboard Marine Corporation (OMC), которая дожила до 2000 года.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2011).