Ярмарочные автоматы Софи Нэйлор

Ярмарочные автоматы Софи Нэйлор

Первый автомат был создан Богом всего за пять часов. Бог собрал пыль со всех краев света, затем слепил из нее голема, а потом вдохнул в него душу — и поставил на землю. Чем не автомат? Точно так же механик конструирует механизм, устанавливает двигатель, а затем нажимает пуск.

Сегодня большинство механических устройств приводятся в движение от силового агрегата — будь то двигатель внутреннего сгорания, электрический или паровой двигатель. Но до изобретения двигателя как такового автоматы тоже существовали. Ходят легенды о древнеегипетских механических ловушках, о китайских бамбуковых «роботах», построенных до нашей эры, пневматических машинах Филона из Византии.

Ярмарочные штучки

Начиная с XV века на ярмарках начали появляться первые развлекательные автоматы — «механические театры». Создатель такого устройства вращал ручку, а хитроумная система приводов позволяла различным элементам механизма совершать вращательное или возвратно-поступательное движение. Если вы помните мультфильм «Шрек», то поющий автомат, встретивший великана и осла у ворот города, относится именно к таким ярмарочным устройствам. Время шло. Ярмарки постепенно утратили ту роль в жизни общества, которую имели в течение многих веков. Появилось множество других развлечений, доступных простому народу, — кинематограф, общественные библиотеки, технические выставки… Даже театр, куда ранее имели доступ только сильные мира сего, открыл двери для всех. Вместе с ярмарками умирали жанры искусства, которые не могли существовать в отрыве от базарной жизни: передвижные балаганы, скоморошество, исчезали продавцы чудодейственных снадобий, демонстраторы «движущихся картинок», шарманщики. Пропали и механические автоматы, призванные развлекать людей. Сегодня в каждой квартире автоматов и механизмов больше, чем триста лет назад набиралось на крупный город.

Willy Wonka’s Everlasting Gobstopper Machine («Бесконечная карамельная машина Вилли Вонки», 2010). Механический лабиринт для карамельных шариков. Работа над механизмом заняла у Софи полгода, по шесть дней в неделю, 12 часов в сутки.

А вот милая девушка по имени Софи Катрин Нэйлор решила воскресить старинный жанр искусства. То, что раньше было на каждом базаре, сегодня стало уникальным эксклюзивом: автоматы работы Софи экспонируются на выставках, уходят в частные коллекции, пользуются неизменным успехом у зрителей и покупателей.

Веселые картинки Софи Катрин

Софи по образованию — художник-мультипликатор. В 2009 году она окончила университет города Лоуборо в графстве Лейчестершир и стала думать, как превратить скучную работу в мультипликационной студии во что-то необычное. Надо сказать, что в Великобритании любят кукольные мультфильмы — в отличие от нас или американцев. Кукольная мультипликация составляет порядка трети от всех анимационных фильмов, снимаемых сегодня в королевстве.

Britannia Empire («Британская империя», 2010). Большие настенные часы, на создание которых Софи вдохновили мысли о британской культуре и историческом наследии. Основной подвижный элемент часов — фигурка Британии, которая правит волнами, одновременно наслаждаясь настоящим английским чаем из графства Йоркшир. Если внимательно рассматривать работу, можно заметить множество других неотъемлемых элементов британской культуры: королевских гвардейцев, святого Георгия с драконом, герб, изображение валюты и автомобиль «Остин Мини».

Отталкиваясь от принципов кукольной анимации, Софи еще в 2007 году начала делать занимательные автоматы, которые воспроизводят движение персонажей не только на экране телевизора, но и в реальном времени — прямо на выставке, перед восхищенным зрителем. В отличие от работ большинства специалистов по кинетический скульптуре, автоматы Софии имеют… сюжет. Именно так: это анимация здесь и сейчас, движущаяся картинка в объеме. Конечно, сюжет цикличен и повторяется каждые несколько секунд, но за эти секунды — за один поворот центрального вала — перед зрителем разыгрывается комедия.

Да, именно комедия. Потому что Софи смотрит на мир с иронией и типичные сцены британской жизни в ее работах выглядят весьма комично. Например, довольно типичен для творчества Софи аппарат под названием Go Organic Plop «n' Grow- «Вперед, натуральный продукт, булькай и расти». Инсталляция представляет собой сцену из сельской жизни: фермер сидит на горшке и читает газету, неподалеку, рядом с полуразрушенной телефонной будкой и старым скворечником, растет морковь. Но вот рука мастера начинает вращать ручку, и хитроумная система ременных и шестеренных передач приводит сценку в движение. Дверь кабинки начинает хлопать, фермер шевелится и привстает с горшка, морковь выползает из грядок и снова исчезает в земле, из скворечника появляется птица. Можно представить себе, как радовались дети на средневековых ярмарках, когда видели такие «представления».

The Reincarnation Of King Arthur («Реинкарнация короля Артура», 2009). Работа посвящена Джону Ротуэллу, известному английскому эксцентрику и оригиналу, который объехал на мотоцикле всю страну, утверждая, что он — второе пришествие Артура.

Привод механизмов осуществляется по‑разному, но Софи принципиально не ставит на скульптуры двигатели, чтобы сохранить атмосферу классических automata. Чаще всего композиция имеет центральный вал, от которого приводятся в движение все элементы механизма. Впрочем, работа «Человек-птица из Уэртинга» — заводная, а упомянутый выше лабиринт Вилли Вонки и вовсе работает за счет силы тяжести, толкающей шарик вниз (только «эскалатор», ведущий вверх, — заводной).

Трудовые будни

Занимаясь созданием автоматов, Софи Нэйлор не забывает и свою изначальную профессию, выступая в качестве художника-иллюстратора. В иллюстрациях Нэйлор есть три лидирующих направления: животные (преимущественно собаки), автомобили и архитектура. Рисует Софи с натуры- карандашом, чернилами и акварелью. По стилю ее работы можно отнести к фотореалистичным картинам.

Loughborough Carillon and War Museum («Колокольня и военный музей Лоуборо», 2009). Автомат изготовлен по заказу организации CAFF («Чарнвудское общество по проведению ярмарок»), штаб-квартира которой располагается в Лоуборо. В качестве «талисмана» CAFF понадобилась скульптура, отражающая дух города. Колокольня Лоуборо — это главный его символ, центральное и одно из самых высоких зданий. Сегодня в колокольне и прилегающих павильонах находится мемориальный военный музей, который входит в туристическую программу посещения Лоуборо. Это здание и было выбрано для символической инсталляции Софи Нэйлор.

Заказов на автоматы, правда, сегодня гораздо больше, чем на иллюстрации, — пришлось отвести под мастерскую гараж (раньше Софи вполне хватало собственной квартиры). Основным материалом для автоматов служит дерево. Но, как и многие другие художники, Софи не гнушается поисками подходящих деталей и элементов на свалке. Старые детали часов, пивные банки, обломки мебели — все находит свое применение. Честно говоря, если прикинуть, сколько художников черпает вдохновение и материал в мусорных баках, приходит в голову мысль, что британские и американские свалки просто-таки кишат людьми искусства. За некоторые детали даже приходится драться…

Первая сольная выставка Софи прошла в июне 2009 года на Дербиширской областной ярмарке (конечно, Дербишир — не область, а графство, но «графской» ярмарку не назовешь). С тех пор почти каждый месяц какой-либо город приглашает Софи принять участие в очередном шоу, выставке, ярмарке — Стаффорд, Ньюкасл-под-Лимом, Лоуборо, Элвастон, Аттоксетер. Особенно художница пользуется успехом на сельскохозяйственных мероприятиях. Это естественно: большинство автоматов Софи изображают сцены из сельской жизни. Ее мотоциклетные и автомобильные работы (например, реинкарнация короля Артура на чоппере) вызывают интерес у организаторов автогонок — несколько раз Софи приглашали с экспозициями на церемонии открытия раллийных соревнований. Стоит заметить, что заинтересованность организаторов экспозиций в работах Софи объясняется отчасти и тем, что она девушка. Ведь девушка, увлеченная механикой, — это большая редкость.

Автоматы были развлечением, стали помощниками человека, а теперь превратились в форму искусства. Современные механические игрушки получили пластиковые шестерни и электрические двигатели, но заложенные в них механические принципы не отличаются от принципов, использованных в механизмах тысячелетней давности.

Ирония, история и искусство сливаются в кинетических композициях Софи Катрин Нэйлор. Но главное — это, честно говоря, позитив. В отличие от львиной доли своих конкурентов, Софи делает светлые, радостные скульптуры, которые не столько приглашают зрителя задуматься, сколько просто поднимают ему настроение. А в наше время этот так важно — не меньше, чем несколько веков назад, когда предшественники Софи крутили рукоятки своих автоматов на городских ярмарках.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2010).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.