Многие художники работают в жанре кинетический скульптуры, но лишь единицы знакомы широкой публике. Брэд Литвин в России практически неизвестен. «Популярная механика» решила восполнить этот пробел.

Многие скульпторы-«кинетисты» говорят, что работы Брэда Литвина — это скорее части каких-то механизмов, чем произведения искусства. Выставлять их в музее равнозначно демонстрации шестерен коробки передач или устройства кривошипно-шатунного механизма. Возможно, это голос зависти.

К увлечению скульптурой Брэд пришел достаточно давно, но лишь в последнее время она стала основной составляющей его работы и творчества. Он начинал с музыки, работал инженером, занимался производством аудиоаппаратуры, а первую крупную кинетическую скульптуру «Экстрауниверсальное движение» сделал в 1979 году. Она представляла собой диковинный механизм, состоящий из нескольких десятков деревянных деталей, движущихся друг относительно друг при вращении рукояти. В принципе, Брэд и до того строил кинетические арт-объекты, но именно «Экстрауниверсальное движение» стало первым камнем в деле превращения хобби в профессию. Сегодня Брэд работает уже не с деревом, а с металлом; его технические идеи и концепции стали гораздо сложнее и интереснее.

Пульты особого назначения

Литвин творит, если можно так выразиться, серийно. Создав концепцию некоего произведения искусства, он развивает ее практически до абсурда, делая не одну, а десяток скульптур одного плана. Причем каждая новая работа сложнее предыдущей.

The Sway of Public Opinion («Колебание общественного мнения», 2007)

В 2005 году Брэд создал механизм под названием «Октапульт». Он представлял собой восемь расположенных по окружности металлических воронок. Внутри каждой располагалась пружинка, способная «выстрелить» небольшим металлическим шариком по параболической траектории. Снаряд, вылетевший из одной воронки, попадал в другую: из первой — в четвертую, из четвертой — в седьмую, из седьмой — во вторую и т. д. При этом в воздухе постоянно находились все восемь шариков. Брэда в данной конструкции не устраивало только одно: ее статичность. И он решил заставить «Октапульт» двигаться.

Вторая ступень — «Квадропульт» (2006). Он был оснащен всего четырьмя пушками-воронками, зато умел вращаться. В результате вращения устройства получалось так, что выброшенный из воронки №1 снаряд попадал точно в то место, где была в этот момент воронка №2.

В 2007 году Брэд Литвин построил третий прибор — «Ротапульт». На нем была всего одна воронка, двигавшаяся по окружности. Она выстреливала шариком и сама же ловила его на другой стороне прибора.

Наконец, в 2010 году Брэд довел идею почти до абсурда, создав «Квадротапульт». Четыре вращающиеся воронки устройства стреляют шариком друг в друга через вращающиеся же диски с отверстиями. Потрясает точнейший расчет траектории снарядов, которые не сталкиваются друг с другом или с деталями механизма, да еще и попадают точно в противоположную воронку.

The Rotapult (2007) стал первой скульптурой, в которой воронка не просто стреляла шариком, но и двигалась

Мы детально описали один из проектов Брэда для демонстрации его принципа работы. Конечно, одиночное произведение кинетического искусства имеет право на существование, но посетителю выставки гораздо интереснее смотреть на хронологию развития идеи художника.

Рэгтайм по жизни

У каждого художника-кинетиста, как правило, есть собственный сайт, на котором приведены примеры его работ — фотографии и видеозаписи. У Брэда Литвина — два сайта, потому что в нем уживаются два совершенно разных человека, смешивать которых категорически нельзя. Первый — инженер-механик и кинетический скульптор. Второй — джазмен.

Одетый в гангстерский костюм 1930-х годов и в элегантный «Стетсон», мистер Литвин регулярно играет на гитаре в джаз-клубах и на различных фестивалях. Почти все музыкальные ревю и статьи говорят, что Брэд — исключительный музыкант. Он пытается сохранить тот самый, классический джаз, который родился более полувека назад, а теперь постепенно отходит на задний план, уступая свое место более современным стилям.

Увлечение музыкой пришло к Брэду от родителей — профессиональных музыкантов, игравших в симфонических оркестрах. В 1970-х Литвин стал самостоятельно конструировать музыкальные инструменты, делать на заказ гитары — и познакомился через свой бизнес с ведущими джазменами и блюзменами Америки. Со временем Брэд виртуозно овладел гитарой. Он и сегодня регулярно концертирует. В его программе как классические произведения известных композиторов, так и вещи собственного сочинения. Литвин записал два диска- You Rascal You и I’ll Give You The Bus Money, Honey! — с композициями классиков рэгтайма и джаза — Блинда Блэйка, Сэма Сэрда, Роберта Джонсона, Хоги Кармайкла, а также с народными и своими собственными вещами.

The Quadrotapult (2010). Брэд Литвин сконструировал целую серию механизмов, перебрасывающих небольшие металлические шарики из одной воронки в другую. Каждая новая работа была сложнее и интереснее предыдущей. «Квадротапульт» — последняя скульптура этой серии.

Брэд родился в Филадельфии, штат Пенсильвания, в 1955 году и прожил там всю жизнь. В разные годы он занимался дизайном упаковок медикаментов, оборудованием выставочных стендов и павильонов, производством мелкой электроники, 3D-анимацией и разработкой компьютерных игр. В райдере Литвина написано, что концерты он дает в пределах 300 миль от Филадельфии. Создается ощущение, что в мастерской художника установлен сильный магнит, не отпускающий его в дальние края.

Музыкальные шкатулки

Ряд кинетических скульптур Брэда Литвина посвящен именно музыке. Например, в 2009 году он построил прибор со смешным названием «Плюкератор». Устройство представляет собой четыре струны, натянутые на раму. При вращении рукоятки специальные пропеллеры задевают их, извлекая звук. Вроде ничего особенного, только вот плюкератор умеет играть не четыре ноты, а полную гамму. Дело в том, что параллельно с вращением «пропеллеров» движутся колки, на которые натянуты струны, меняется натяжение, меняется и высота звука.

Идея инструмента, в котором струны будут менять свое натяжение непосредственно в процессе игры, пришла к Литвину гораздо раньше, в 2000 году. Тогда он разработал концепт устройства The Violinisher. Механический смычок двигался по единственной струне устройства, а натяжение струны менялось в соответствии с заданным алгоритмом. Первоначальной идеей было научить прибор исполнять знаменитую сонату «Наполеон» Никколо Паганини, написанную для струны «соль». К сожалению, техническая сложность не позволила тогда реализовать этот проект. Пришлось «отыгрываться» на плюкераторе.

The Octapult (2005). Первой скульптурой из серии «пультов» стал «Октапульт». Снаряд, вылетевший из одной воронки, попадает в другую: из первой — в четвертую, из четвертой — в седьмую, из седьмой — во вторую, и т. д. одновременно В воздухе могут находиться от одного до восьми снарядов.

Также Литвин разработал «универсальную музыкальную шкатулку» Build-A-Tune. Это набор язычков и дисков, с помощью которых любой человек может сконструировать «начинку» своей собственной музыкальной шкатулки и «записать» в нее любую мелодию. Вещица так и просится в производство и широкую продажу — но это же арт-объект! Он может существовать только в единственном экземпляре…

Кроме собственных музыкальных экзерсисов, Литвин работает и на пользу коллег: он изготовил кинетические декорации для Питтсбургской шоу-группы Squonk Opera- сложный механизм из открывающихся и закрывающихся зонтиков и вращающихся цветных дисков размером с половину сцены.

Ноги и хвосты

Первая сольная выставка Брэда Литвина прошла в 2005 году, хотя до того он не раз выставлял свои работы в сборных экспозициях и на различных фестивалях. С тех пор у Литвина прошло более десятка выставок, правда, все в пределах США. Литвин активно популяризирует кинетическое искусство: он является действительным членом Академии искусств штата Пенсильвания и читает в ряде школ и высших учебных заведений курс кинетической скульптуры.

Tetra-cycling (2008). Tetra-cycling — это развитие темы «The Sway of Public Opinion»: четыре вращающиеся воронки с «велосипедистами» движутся друг относительно друга по сложной траектории, напоминая машину для гипноза. Впрочем, фотографии не очень хорошо передают художественные достоинства кинетической скульптуры, ведь ее полноправным элементом является движение.

В 2007 году он начал разрабатывать еще одну серию инсталляций под названием «Колебания общественного мнения». В первой работе серии по изогнутой наподобие серпантина ленте движутся шесть одноколесных велосипедов, на которых сидят нижние половинки людей. Сложное механическое устройство заставляет недоделанных человечков бессмысленно ехать по замкнутому кругу. Работа привлекла внимание ценителей кинетической скульптуры, искусствоведов и критиков. Одни интересовались технической стороной инсталляции, другие искали в работе глубокий философский подтекст. Мастер молча пожимал плечами в ответ на все вопросы.

На следующий год Литвин представил вторую, более сложную работу этой же серии — Tetra-cycling. На этот раз восемь половинчатых велосипедистов двигались по независимым друг от друга четырем замкнутым кругам.

Брэд Литвин. Год рождения: 1955. Место жительства: Филадельфия, штат Пенсильвания, США. Род занятий: скульптор, музыкант, преподаватель. Творческое кредо: вдохновляться красотой геометрических пропорций движущихся деталей, их четкой, отлаженной работой в рамках заданной системы.

Помимо всего упомянутого Литвин разрабатывает городские фонтаны — правда, ни один пока что не построен, все существуют лишь в виде макетов.

О своих работах Брэд Литвин говорит: «Механические системы легко могут служить визуальными или литературными метафорами социальных взаимодействий человеческого общества и его структуры. Колесо символизирует необходимость оглянуться и посмотреть, что происходит вокруг нас; рычаг — вечное сражение добра и зла; поршень и цилиндр — ситуацию, когда человек застывает в мертвой точке своего развития и требует некоего толчка извне, чтобы двигаться дальше».

Брэд Литвин разговаривает очень поэтично, его речь полна метафор и сравнений. Даже странно слышать такое от человека, который строит сложные механизмы, требующие невероятной точности и математического расчета. А впрочем, в каждом физике прячется лирик — история неопровержимо доказала этот факт. В Брэде Литвине обе эти ипостаси живут бок о бок — так и рождается искусство.

Статья «Бесконечное движение Брэда Литвина» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2010).