Ремонтно-восстановительные смеси вызывают у неподготовленных автовладельцев сомнения. Что прячется за этой технологией? Правда ли обычная добавка в масло может продлить срок работы двигателя и облегчить режим его работы? Чем она отличается от обычных присадок? Попробуем разобраться!
Почини себя сам: что такое РВС?

В детстве многим доводилось читать повесть Аркадия Гайдара «Р.В.С.». Вокруг этой таинственной аббревиатуры строился сюжет, а в конце выяснялось, что она расшифровывается как «реввоенсовет». С тех пор прошло почти сто лет, и сегодня аббревиатура РВС ассоциируется совсем с другим понятием — ремонтно-восстановительными смесями. Причём, что удивительно, этот класс автохимии оброс огромным количеством легенд и заблуждений. Автовладельцы, которые никогда не пользовались РВС, воспринимают их как некую магию: заливаешь волшебную жидкость и двигатель чудесным образом восстанавливается. Поэтому мы решили провести ликбез и подробно рассказать о том, что такое РВС, что они могут, чего не могут и для чего, в конце концов, предназначены. Потому что это никакая не магия. Это сочетание физики и химии, приносящее на самом деле немалую пользу.

Износ двигателя

Нет, РВС не может срастить сломанный коленвал, восстановить пробитый блок цилиндров, отреставрировать стертые поршневые кольца. Если бы могли — это называлось бы как раз магией. Но РВС может серьезно продлить срок службы двигателя и снизить естественный износ деталей. При этом они не являются смазочными материалами или даже просто присадками, поскольку не меняют свойства масел, — здесь работает совершенно другой принцип. Итак, первый фактор износа — трение. Смазка, безусловно, уменьшает трение между движущимися элементами двигателя — но ликвидировать трение полностью невозможно с точки зрения физики. Поэтому оно так или иначе присутствует. Более того, когда при запуске двигатель «холодный», смазочные вещества включаются в работу не сразу, и в этом кратковременном режиме двигатель изнашивается в той же мере, в какой он изнашивается за несколько сотен километров обычного пробега. С увеличением температуры масло создаёт сепарирующую плёнку между деталями, разграничивая их — но это тоже не панацея, поскольку детали разные, движутся с разными скоростями, а масло — одно, и в разных частях двигателя гидродинамический слой отличается. В итоге некоторые элементы подвержены большему износу, а некоторые — меньшему. Здесь вступает в действие второй фактор. Второй фактор — это качество соприкасающихся поверхностей. Независимо от уровня допуска и финишной обработки любая поверхность не может быть абсолютно ровной. Она имеет сложный, состоящий из крошечных неровностей микрорельеф. Под микроскопом отшлифованная до блеска поверхность подшипника выглядит как горный массив. Соответственно, при соприкосновении крошечные элементы, «вершины» микронеровностей отламываются и попадают в смазочный материал, который в свою очередь теряет свои свойства и сам становится своеобразным «абразивом» (это одна из причин того, что масло в двигателе нужно менять). И чем хуже качество детали, тем больше она изнашивается — по сути, получается замкнутый круг. Тут-то и вступает в свои права РВС. Фото

Как работает РВС

Ремонтно-восстановительный состав — это мелкодисперсная смесь минералов, добавок и катализаторов, которая добавляется в смазочную систему наряду с обычным маслом. Минеральный состав РВС секретом, в принципе, не является — в него входят шунгит, серпентинит и нефрит. А вот количество и состав добавок — это ноу-хау компании RVS-Master, основного держателя патентов и производителя РВС-веществ. Размер частиц колеблется от 1 до 10 мкм. Что же происходит, когда РВС попадает на контактирующие поверхности двигателя? Процесс работы ремонтно-восстановительных составов можно разделить на четыре основных этапа.

1) Домол частиц РВС. Частицы состава значительно крупнее, чем микротрещины и микровыступы рельефа поверхностей, а твердость их — несколько меньше. Подобно зубьям мельницы, микрорельеф перемалывает частицы РВС; параллельно отламывается и большее, нежели без участия частиц РВС, количество микровыступов, происходит микросваривание элементов, а также механическое удаление микрозагрязнений из трещин. За счёт высокой температуры (900°-1200°С) образуется расплав частиц РВС и происходит его кристаллизация — образуются пятна металлокерамического защитного слоя. Этот процесс можно сравнить с формированием наливных полов — раствор распределяется по поверхности и застывает, устраняя неровности рельефа. На этой стадии пятна металлокерамики относительно тонкие и небольшие, их выравнивающие свойства невелики. Фото 2) Очистка микрорельефа пятен контакта. Параллельно с домолом идет ещё один процесс — микрорельеф очищается от различных загрязнителей и примесей, например, продуктов износа и разложения смазок. Они естественным образом попадают в масло, которое в случае сильно загрязнённого двигателя следует после процедуры очистки поменять.

3) Нагартовка частиц РВС в углубления микрорельефа. Нагартовка, более известная под названием «наклеп», представляет собой упрочнение металлов или сплавов, происходящее в результате пластической деформации при температуре, ниже температуры их рекристаллизации. Частицы РВС обладают высоким показателем спайности, определенными магнитными свойствами и ориентируются в направлении наименьшего механического сопротивления. Это приводит к тому, что нагортовка частиц — очень плотная и по твёрдости не уступает твёрдости металла, на котором, собственно и происходит наклеп. Проще говоря, микрорельеф поверхности покрывается дополнительным слоем высокой твёрдости, причём домолотые микрочастицы РВС вклепываются в углубления микрорельефа, придавая поверхности стабильную прочность.

4) Образование защитного металлокерамического слоя. В принципе, уже на этой стадии защита от износа значительно выше, чем при обычной работе двигателя без участия РВС. Масляный клин, разграничивающий трущиеся поверхности, работает значительно лучше, несмотря даже на попавшие в смазку загрязнения. Но остаётся последняя стадия. Ввиду высокой температуры начинается реакция замещения атомов Mg в кристаллических решетках микрочастиц РВС на атомы Fe поверхностного и подповерхностного слоев металла детали. Образуются новые кристаллы, их слой «вырастает» над поверхностью пятна контакта и компенсирует износ. Чем выше энергия трения и нагрев, тем активнее происходит кристаллизация — а она выше именно на тех участках, где неровностей больше. В принципе, этот процесс, правда, в обратном порядке, можно наблюдать и в природе: при гидратации силикатов магния и железа образуются минералы группы серпентина (серпентинизация). А серпентин, как мы помним, входит в состав РВС. Фото

Что в итоге

Собственно, все сказано. В итоге образовывается защитный слой высокой твердости. Он выравнивает микрорельеф соприкасающихся поверхностей, снижая коэффициент трения и, соответственно, износ. Слой удерживается на поверхности лучше, чем наплавки, не имеет резкой границы с металлом и обладает одинаковым со сталью коэффициентом линейного термического расширения. Да, применение РВС нельзя назвать ремонтом в полном смысле этого слова. Но благодаря ему можно серьезно увеличить межремонтный период эксплуатации и уменьшить затраты на смазочные материалы. И речь не только об изношенной технике — даже новые двигатели требуют внимания, поскольку детали могут быть изготовлены с определенными допусками, а различные режимы эксплуатации требуют порой идеального соответствия поверхностей контакта. Более того, РВС выпускаются не только для четырехтактных двигателей — бензиновых и дизельных, — но также для двухтактных силовых агрегатов и прочих структур автомобиля: трансмиссии, гидроусилителя, топливных систем. Так что прогресс не дремлет, а за скромной с первого взгляда упаковкой из отдела автохимии стоит технология будущего. Фото

Серьезная наука

Ремонтно-восстановительные составы RVS-Master — это не просто название бренда. Это технология, защищенная рядом патентов и являющая предметом изучения в ряде лабораторий — например, работы по исследованию воздействия РВС на поверхности трения проводятся в Новосибирской государственной академии водного транспорта и других вузах, а также специалистами Fraunhofer-Technologie-Entwicklungsgruppe, группой развития и разработки новых технологий при обществе Фраунгофера, объединения институтов прикладных исследований Германии. РВС могут применяться не только для восстановления существующих систем, но и для создания новых, в расчет которых уже включено применение восстановительных составов.

Официальный представитель бренда RVS-Master в России — www.rvsmaster.ru, приобрести составы проще всего в интернет-магазине сайта.