За последнее десятилетие технологии фото- и видеосъемки шагнули так далеко, что спортсмены и экстремалы получили возможность без труда снимать свои достижения с помощью портативных экшн-камер. «Популярной механике» стало интересно, как именно происходит съемка в самых тяжелых условиях и с какими сложностями чаще всего сталкиваются покорители промышленных объектов. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы опросили трех самых смелых экстремалов-урбанистов.
Съёмка в экстремальных условиях: подробности из первых уст

Современных экстремалов можно смело назвать сумасшедшими: то, что они делают ради развлечения или заработка, у нормального человека скорее всего вызовет недоумение и нервный смех. Подумайте сами: кто в здравом уме полезет на огромный небоскреб или добровольно прыгнет с моста? Однако этим занимаются люди по всему миру, и интерес к экстремальным видам спорта растет с каждым годом. Для того, чтобы поделиться своими ощущениями, спортсмены часто записывают происходящее на фото или видео, но, разумеется, с такой задачей справится далеко не каждое оборудование. Современные экшн-камеры позволяют осуществлять съемку в 360о, не теряя фокуса даже во время падения с большой высоты, но как это повлияет на качество итогового видео? На это нам ответили сами экстремалы. Ангелина Николау — руфер, то есть человек, который взбирается на крыши и шпили самых высоких зданий без страховки. Это своего рода индустриальный туризм, которым девушка занимается на протяжении уже 6 лет. Впервые забравшись на высотку в 17 лет, к настоящему времени она успела побывать на множестве вылазок (руферы называют их «полазами»), среди которых и самая высокая стройка в мире, расположенная в городе Шеньчжень, что на юге Китая. Кто-то встречает закат в дорогом ресторане... А некоторые предпочитают стрелу башенного крана. Автор фотографии: Ангелина Николау
Как всем известно, руфинг — весьма непростое занятие. Какие проблемы чаще всего возникают у вас во время вылазок? — Конечно, самую большую роль играют погодные условия. К примеру, на холоде металлические каркасы начинают покрываться льдом, а сильный ветер раскачивает конструкцию. Состояние самого руфера тоже немаловажно: вряд ли у вас хватит сил забраться на такую высоту, если вы простужены или недавно переболели гриппом, это всегда огромный риск. Дождь, туман, смог — все это не только мешает во время подъема, но и банально лишает мероприятие интереса: кому захочется карабкаться на высокое здание лишь для того, чтобы потом обнаружить, что из-за погоды разглядеть город у подножия здания попросту невозможно? Большинство руферов фотографируют городские панорамы, но если вместо роскошного пейзажа будет сплошной туман, то все старания пропадут даром.  — Как происходит съемка во время полазов? — Сейчас лично я беру с собой внушительный комплект оборудования, поскольку кроме фото мы занимаемся и видеосъемкой. Для нее мы используем экшн-камеры, которые крепятся к голове, а в том случае, если мы взбираемся на шпиль, то используем монопод. Чтобы снимок получился более «экстремальным», камеру нужно поднять как можно выше, к тому же всегда приходится подбирать наиболее интересный ракурс, а это непросто. Конечно, обычный фотоаппарат тоже всегда с нами, с его помощью можно порой снять интересные городские виды. Здесь помогает и телеобъектив, который пригодится для интересных прострелов, и широкоугольный объектив, который лучше подходит для съемок на краю, где важно захватить в кадр и человека, и окружающий его пейзаж. Высота небоскребов Гонконга составляет порядка 400 метров! Автор: Ангелина Николау Вас полностью удовлетворяют современные камеры? Не хотелось ли чего-то большего, что помогло бы вам улучшить качество съемки? — Несколько серьезных замечаний к аппаратуре у меня есть. У большинства экшн-камер отсутствует голосовое управление, а вы понимаете, что у руфера практически всегда заняты обе руки, поэтому снимать и одновременно с этим надежно удерживаться на вертикальной конструкции очень тяжело. Если бы камерам можно было отдавать голосом хотя бы простые команды, это существенно упростило бы задачу. Помимо этого, аккумуляторы у современных устройств разряжаются очень быстро, и приходится всегда носить с собой несколько запасных. Иногда вредит сама погода: в условиях интенсивного солнечного света приходится использовать фильтры от засвета кадра, а во время влажной погоды существует риск намочить дорогое оборудование, так что стоит надеть на него защитные чехлы или боксы. Даже обычная защита от механических повреждений нужна всегда, поскольку далеко не каждая камера обладает противоударными свойствами, а потому ее легко случайно повредить во время вылазки. Кроме того, нас очень интересует ночная съемка, поэтому если экшн-камера плохо захватывает картинку в условиях слабой освещенности, то это сводит на нет множество интересных задумок. — А если бы в вашем распоряжении была камера с 360о объективом, это повлияло бы на качество съемки? — Безусловно! Я уже давно задумываюсь о том, чтобы приобрести и опробовать такую камеру, это определенно поможет разнообразить наши ролики вставками панорамных круговых видеосъемок. Это было бы в самом деле интересно. Ссылка на полное видео Новая линейка экшн-камер Nikon KeyMission Новая линейка экшн-камер Nikon KeyMission
Следующим гостем «Популярной механики» стал Денис Ленчевский, широко известный бейсджампер и каскадер. Бейсджампинг — это экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов. Из-за высокой опасности войти в беспорядочное падение во время прыжка (поскольку у спортсмена нет времени исправить положение тела в воздухе, как у обычного парашютиста), этот вид спорта считается весьма опасным и для того, чтобы им заниматься, нужно иметь трезвую голову и стальную волю. Денис совершает прыжки вот уже 19 лет, и до сих пор каждый прыжок для него — это отдельное событие, полное ярких эмоций. — Что вызывает у вас больше всего проблем во время прыжков? — Знаете, пусть я персонально и не считаю бейсджампинг спортом, хоть и участвовал в соревнованиях мирового уровня, это все еще технически сложное мероприятие и глубокие психологические практики. Эта сложность сродни парашютному спорту, но если там большую часть твоих действий определяет руководитель прыжков на аэродроме — когда прыгать, где, с какой высоты, — то здесь ты предоставлен сам себе, и это накладывает на тебя груз дополнительной ответственности за свою жизнь. Ты сам должен разбираться в метеосводках и учитывать особенности рельефа и локальные особенности климата, вплоть до народных примет. К примеру, если над вершиной Эльбруса повисла «шапка» (облако особой формы), значит в ближайшем будущем погода будет резко меняться. Часто подъем на точку прыжка занимает не один день, поэтому невольно учишься быть педантичным. Прыжки в черте города для экстремалов давно уже стали обыденностью Автор фотографии: Анатолий Стребелев
Спустя 19 лет прыжков вы до сих пор получаете такие же острые ощущения, что и прежде? Многие опытные парашютисты жалуются на то, что со временем прыжки приедаются. — Действительно, для парашютистов обычные прыжки быстро становятся однообразными. Неважно, где ты прыгаешь, в России или Аргентине, меняется картинка, но суть остается прежней. В бейсджампинге все совсем по‑другому. Мы стараемся быть прогрессивными спортсменами и постоянно открываем новые места, с которых еще никто никогда не прыгал, а в таком случае прыжки всегда приносят разные ощущения. В бейсджампинге ты одновременно можешь быть и географом, и первооткрывателем. — Как происходит процесс съемки во время прыжков? — Это зависит от формата. Иногда мы снимаем друг друга по предварительной договоренности, иногда крепим камеру на своем костюме. Мы начали снимать довольно давно, поскольку были проекты и на Первом канале, и просто художественные фильмы. Помимо всего прочего, я еще и каскадер, так что порой дублировал актеров во время съемок, в то время как на площадке работала независимая от меня съемочная группа. Во время прыжков с промышленных объектов времени у бейсера в обрез... …А значит, ориентироваться в полете и принимать решения надо очень быстро. Автор фотографии: Андрей Каменев
В том случае, когда ведется персональная съемка, то сейчас чаще всего используют экшн-камеры, а в свое время мы начинали снимать еще на пленку. Был период, когда я прыгал с пленочной камерой и с пленочным фотоаппаратом на своем шлеме, и сейчас навряд ли кто-нибудь сможет это повторить. Современные камеры продаются уже в защитном чехле, и вам нужно всего лишь вовремя нажать на кнопку. Представьте себе, каково было раньше: нам приходилось самостоятельно изготавливать боксы из стеклопластика и специальную оснастку для камеры. Во время прыжка вы не сможете снимать на фотоаппарат вручную, это очень опасно. Поэтому можно было взять в рот детскую соску, внутри которой находилась клемма: сжимаешь зубы — цепь замыкается и аппарат срабатывает, и точно так же можно было вывести кнопку на указательный палец левой руки. Сегодня оборудование невероятно легкое и практически не мешает спортсменам, а тогда нам приходилось изготавливать анатомические шлемы, которые позволяли правильно распределять нагрузку. В случае прыжков с тяжелыми кинокамерами шлем даже имел плечевые упоры, дабы разгрузить шею в момент рывка на раскрытии. — За прошедшие 19 лет технологии, безусловно, шагнули вперед. На ваш взгляд, современные камеры, которые позволяют осуществлять панорамную съемку, превосходят по качеству и удобству те, что были в конце 90-х? — Разумеется, если мы говорим о комфорте во время съемке, современные экшн-камеры вне всякой конкуренции, хотя и пленочное оборудование было весьма неплохим. Все стало намного легче и удобнее, но разрешение картинки, на мой взгляд, даже опережает свое поколение. К примеру, у меня есть возможность снимать видео в разрешении 4К, но далеко не каждый компьютер в состоянии его обработать. Камеры определенно развиваются быстрее, чем софт, так что у современных устройств впереди еще очень большой промежуток времени, на протяжении которого они будут оставаться актуальными. Ссылка на оригинальное видео Камера Nikon KeyMission 360 Камера Nikon KeyMission 360 Еще одним человеком, поделившимся с нами секретами профессионального мастерства, был Роман Усатов, директор компании «АльпПром», предоставляющей услуги промышленного альпинизма. Именно эти люди осуществляют высотные работы на строительных сооружениях там, где нет возможности разместить подходящую опору. Профессиональный опыт Романа составляет 16 лет, 7 из которых ему лично пришлось провисеть на стенах зданий и в жару, и в снег, и в дождь. Для него альпинизм — это только работа, но Усатов уверяет, что лучше всего со своими обязанностями справляются те, кто и в свободное от трудовой деятельности время увлекается спелеологией и горным альпинизмом. — Какие внешние факторы сильнее всего влияют на работу промышленного альпиниста? — В первую очередь, конечно, погода. Есть жесткая привязка к высоте и ветру: чем выше здание и сильнее ветер, тем тяжелее становится работать. К примеру, если высота здания составляет 150 метров, при этом работы производятся на высоте всего 20 метров, то веревка получается очень длинной и амплитуда от точки крепления очень большая. За счет этого ветер может оттолкнуть вас от здания, что приведет к сильному удару о его поверхность, когда вы вернетесь. Для этого существует специальная страховочная система, у нее нет четкого регламента — мы разрабатываем все сами. Когда ветер достигает более 16 м/c, работать становится уже небезопасно, а в дождливую погоду серьезно ухудшается видимость. Температура тоже играет важную роль, в первую очередь от нее зависит комфорт самих альпинистов. Кроме того, немалую роль играют архитектурные особенности. Бывают такие точки, на которые мы никогда не пускаем новичков. В сложных ситуациях лучше всего справляются спелеологи, которые совмещают работу со своим хобби.  — Во время работ вы часто производите съемку объекта? — Да, конечно. Заказчику всегда интересно получить наглядный отчет о том, как протекает работа и какие именно дефекты нужно устранить на здании. Как правило, мы снимаем на экшн-камеры, или же ведем съемку снизу, с помощью мощного фотоаппарата. Иногда альпинисты снимают друг друга, чтобы получился более удачный кадр. В этом случае погодные условия играют ключевую роль: часто из-за городского смога ухудшается видимость, а во время тумана или сильного снега снимать попросту нет смысла — мало того, что ничего не видно, так еще и существует риск, что дорогое оборудование пострадает от попадания влаги или пыли. В подобных ситуациях выручают камеры, которые хорошо защищены и не боятся непогоды. — Если бы у вас была возможность записывать видео в ультра-высоком разрешении и производить съемку на 360о, это помогло бы вам в работе? — Да, в тех условиях, что работает наша команда, это сыграло бы на руку и нам, и заказчику. Во‑первых, мы можем получить намного более наглядное представление о проблеме, особенно если она носит глобальный характер. Во‑вторых это просто поможет снять намного более качественный и интересный материал, а это, как мне кажется, пригодится в любой сфере деятельности, а не только альпинистам. Ссылка на полное видео В заключение хотелось бы отметить, что сейчас подобные виды экстремального урбанистического туризма доступны всем желающим. Но если вы хотите не только испытывать острые ощущения сами, но и делиться ими с друзьями, то хорошая экшн-камера вам просто необходима.

Узнай больше