Как изменится человечество к 2205 году? Построим ли мы базы на Луне и Марсе? Научимся ли контролировать термоядерные реакции? Станем ли управлять погодой? Озеленим ли Антарктиду? Пока фантасты и футурологи пытаются найти ответы на эти вопросы, студия Ubisoft попыталась смоделировать будущее в фантастической, но при этом на удивление реалистичной игре Anno 2205. Это по‑настоящему крутая НФ, только не в форме кинофильма, а в форме реальности, которой вы можете управлять.

Новая часть легендарной серии экономических стратегий Anno (первая игра вышла еще в 1998 году!) значительно отличается от предыдущих. Впервые за всю историю серии действие игры вышло за пределы Земли, охватив часть космоса. Вам предстоит строить базы по добыче гелия-3 на Луне, исследовательские станции в Арктике, отбиваться от конкурентов и создавать развитую инфраструктуру, Землю с её спутником. Игра выходит 3 ноября 2015 года на Microsoft Windows (PC).

Действие Anno 2205 развивается, как нетрудно догадаться, в 2205 году, и на Земле все не так плохо, как любят говорить фантасты. Есть красивые леса, чистая вода, а города больше похожи на утопические картины светлого будущего. В Арктике построены исследовательские станции, где ученые из проекта «Хранители Арктики» сохраняют ледниковый покров, стабилизируя климат на всей планете (напоминаем, что предыдущая игра серии, Anno 2070, была как раз про выстраивание экономики в условиях глобального потепления и таяния ледников, так что логика продолжения — железная). На Луне же добывают полезные ископаемые и переправляют их на Землю, и здесь все, в том числе дизайн, говорит, что жизнь лунных поселенцев совсем не сладка: базы можно строить только в кратерах, да и то под защитой специальных щитов, спасающих от метеоритных дождей. Но на иллюстрации всё-таки не Луна, а Земля:

Фото

Anno 2205 — это научно-фантастическая экономическая стратегия, и мы решили посмотреть, какую научную базу имеют под собой технологии, здания и материалы, которые игроку предстоит развивать, строить и добывать. Конечно, трудно с уверенностью предсказать, как будет развиваться человечество в XXIII веке, но разработчики явно опирались на исследования, существующие уже сейчас, а значит, мы сможем сделать выводы о том, не лишнее ли прилагательное «научный» при описании этой игры.

Итак, поехали!

Термоядерный реактор

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: средняя

Степень разработки в настоящем: на начальной стадии

Для многих фантастов и футурологов освоение термоядерных энергетических установок в ближайшем будущем — вопрос почти решенный, но на деле все гораздо сложнее. Пока подобная технология находится лишь на первых стадиях разработки, но, тем не менее, первые шаги уже сделаны. Разумеется, здесь в первую очередь надо упомянуть строящийся еще с 2007 года термоядерный реактор ITER, возведение которого планируют завершить уже в 2020 году. Правда, это будет только экспериментальная установка, и она отличается огромными размерами: комплекс занимает 180 гектаров земли, а а по высоте реактор больше Эйфелевой башни, так что на Луну такое не перевезти. Но уже сейчас в Массачусетском технологическом институте создан проект термоядерного реактора всего 5 метров в диаметре, и подобная установка легко может быть размещена на Луне в короткие сроки. Так что наличие в игре термоядерных реакторов полностью оправдано жанром.

Солнечные батареи

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: крайне высокая

Степень разработки в настоящем: высокая

То, что в будущем солнечные батареи станут полноценным источником энергии, сейчас не сомневается практически никто. Их мощность растет с каждым годом, КПД увеличивается, а учеными из Государственного университета Мичигана недавно были запатентованы первые полноценные прозрачные солнечные батареи, с помощью которых любое окно, стеклянная панель и даже целые здания могут быть превращены в источники энергии. Уже сейчас солнечные батареи позволяют обеспечивать крупные объекты энергией в промышленных мощностях. Так в индийском городе Кочин в ближайшее время целый аэропорт переходит исключительно на обеспечение солнечной энергией, а Google в августе 2015 года запустил проект Sunroof, где можно вычислить насколько выгодно ставить солнечные батареи на крыше вашего дома, а также насколько сильно можно будет сэкономить на счетах за электричество после установки солнечных батарей (правда, работает проект пока только в Сан-Франциско и Бостоне). Даже в северной Швеции, где солнечных дней не так уж и много, за последние четыре года суммарная мощность солнечных батарей возросла в 7 раз. А представить себе спутник или космический корабль без широкой батареи солнечных панелей и вовсе невозможно. Так что есть все основания предполагать, что к 2205 году солнечные батареи станут первостепенным источником энергии.

Гидропоника

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: крайне высокая

Степень разработки в настоящем: высокая

Представленные в игре виноградники и плантации льна, а также задействованные на Луне технологии выращивания овощей можно легко вообразить в будущем, так как для подобного рода масштабного производства существуют вполне весомые предпосылки. Уже в этом году японская компания Spread Vegetable Factory начинает постройку полностью автоматизированной гидропонной фермы, где участие человека будет нужно только на стадии высеивания и проращивания растений, все остальное на ферме полностью автоматизировано. Строительство завершится в 2017 году, и уже летом того же года компания планирует выйти на 30 000 головок салата-латука в день, а за пять лет планирует увеличить производительность до 500 000 в день. Все технологии уже есть, и можно только представить, какого размаха может достичь гидропоника спустя два века.

Что же касается выращивания растений в условиях невесомости или микрогравитации, то и здесь сделаны первые шаги. В августе 2015 года космонавты МКС попробовали выращенные в условиях микрогравитации листья красного салата-латука, а НАСА и Европейским космическим агентством уже объявлены программы для разработки эффективных систем для выращивания растений в условиях открытого космоса для отправки экспедиции на Марс. И на Марсе будут яблони цвести (то есть на Луне, если говорить об Anno 2205).

Фабрика нейромодулей

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: крайне высокая

Степень разработки в настоящем: на начальной стадии

Когда в начале 1990-х годов стал популярен киберпанк, то различные имплантаты, нейрошунты и нейромодули, улучшающие работу мозга и тела, казались делом ближайшего будущего. Но потом выяснилось, что люди не слишком хотят внедрять в свой организм искусственные предметы, и тема имплантатов на какое-то время сошла с первых полос научных журналов. Правда, ненадолго. Сейчас дополненной реальности, обеспеченной внешними устройствами, кажется недостаточно, а развитие нейрологии и понимание того, на какие зоны мозга можно воздействовать для получения желаемого эффекта, только подталкивают ученых к созданию эффективных имплантатов (или нейромодулей, по терминологии игры) для улучшения работы памяти, зрения, когнитивных способностей и способностей к обучению.

Так недавно DARPA заявило о вживлении электродов в мозг человека, что привело к значительному улучшению памяти подопытных. Еще в 2010 году ученые из университета штата Вашингтон установили больному синдромом Меньера имплантат для борьбы с приступами головокружения, а статистическое исследование, проведенное в 2013 году, показало, что уже в 2007 году каждый пятый ученый в Америке сидел на нейростимуляторах, чтобы повысить свою эффективность в атмосфере общей конкуренции. Судя по трендам последних 6−8 лет, нейромодуляция как химическими средствами, так и с помощью имплантатов, будет только набирать силу и совершенствоваться, став неотъемлемой частью научного сообщества.

Фабрика андроидов

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: крайне высокая

Степень разработки в настоящем: на начальной стадии.

Под термином «андроид» понимаются иногда все человекоподобные роботы, а иногда человекоподобные роботы, созданные исключительно из органической ткани. Для лунных баз из мира Anno 2205 актуальны именно человекоподобные роботы как таковые, так как там в силу ограниченного количества населения интерфейс и система управления любой техники должна быть приспособлена как для робота, так и для человека.

Технология человекоподобных роботов активно развивается с начала 2000-х годов преимущественно в Японии и Корее. Среди последних разработок можно отметить японских роботов DER2, женщину-робота, способную менять движения и жесты, робота Сайю, которая была представлена еще на выставке «Рободекс» 2002 года и сейчас работает гидом в Научном университете Токио, и модель WD-2, андроида, способного менять выражения лица. В Южной Корее министерством информации и коммуникации разработан амбициозный план по внедрению человекоподобных роботов в каждый дом уже к 2020 году. В Южной Корее же создан робот Ever-2, робоженщина, способная петь и танцевать. Принимая во внимание подобное активное развитие отрасли, можно легко представить налаженное фабричное производство андроидов в 2205 году.

Сложнее дело обстоит с искусственными органическими роботами. Ученые уже могут создавать искусственные человеческие ткани, от выращенных в автоклаве мускулов животных и искусственных костей до костного мозга и даже пениса. Тем не менее, процесс создания органических роботов из органических тканей, не похожих на человеческие, находится в зачаточной стадии, причем по причинам экономическим, так как сферу применения железного робота и даже андроида можно придумать легко. Смысл же создания чисто органического робота экономически не слишком ясен, но, вполне возможно, в мире Anno 2205 ему найдётся применение.

Квантовые компьютеры

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: крайне высокая

Степень разработки в настоящем: на начальной стадии.

Квантовые компьютеры играют важную роль в проекте «Хранители Арктики», и их можно строить в арктической части игры. Даже на современном уровне развития этой технологии можно легко представить, что к XXIII веку они полностью вытеснят стандартные чипы и процессоры. Конечно, в реальности разработка квантовых компьютеров пока находится в зачаточном состоянии, хотя еще в 2002 году профессор Массачусетского технологического института Исаак Чуанг заявлял, что вскоре квантовые компьютеры будут пущены в производство, но только воз и ныне там.

Тем не менее, они должны быть гораздо быстрее тех машин, которыми мы пользуемся сейчас, а также способны проводить параллельно несколько вычислений и взламывать любой существующий ныне шифр. Разумеется, от технологии, открывающей подобные перспективы, никто просто так не откажется. За последние годы достигнуты определенные прорывы в технологии квантовой телепортации, необходимой для квантовых вычислений. Так в сентябре этого года физики Национального института стандартов и технологий в США сумели перенести квантовую информацию на 102 километра, а в 2014 году исследователи университета Нового Южного Уэльса создали защитную оболочку из кремния вокруг квантовых аналогов бита — кубитов. В результате те работают гораздо стабильнее, а сама информация при вычислениях хранится в такой оболочке гораздо дольше, что может послужить основой для создания полноценных квантовых компьютеров.

В этом направлении ведутся масштабные исследования и тратятся огромные бюджеты. Так в мае 2013 года «Гугл» объявил о создании Лаборатории квантового искусственного интеллекта, а согласно документам, обнародованным Эдвардом Сноуденом в 2014 году, Агентство национальной безопасности США курирует программу с бюджетом в 79,7 миллиона долларов по созданию квантового компьютера. При такой активной разработке и исследованиях можно легко предположить, что уж в XXIII веке производство квантовых компьютеров будет поставлено на поток.

Добыча гелия-3

Фото

Вероятность полноценного функционирования в 2205 году: средняя

Степень разработки в настоящем: теоретическая

Основная сюжетная линия Anno 2205 связана с развитием лунных баз и добычей гелия-3. Это вполне обоснованная экстраполяция современных научных представлений о том, какие источники энергии будут ценны в будущем. Что же такое гелий-3? Это стабильный изотоп гелия, который благодаря своей структуре может быть идеальным источником для работы термоядерного реактора и производства совершенно чистой энергии без радиационных отходов. Причем реакция синтеза гелия-3 — это не просто теория. В Институте термоядерного синтеза при Висконсинском университете в Мэдисоне провели эксперименты по термоядерному синтезу гелия-3, и эффективность его реакции достигала 70%, опередив выработку электричества с помощью природного газа и угля на 20%.

Проблема в том, что гелий-3 — редкоземельный элемент, зато его много на Луне, где огромные запасы этого материала сосредоточены в лунном реголите. Правда, есть несколько нюансов, из-за которых добыча гелия-3 маловероятна в XXI веке, но вполне возможна в XXIII. Гелий-3 — хоть и чистая энергия, но не дешевая. По самым оптимистичным прогнозам коэффициент его содержания в почве Луны — около 50 частей на миллиард, поэтому для получения его объемов, достаточных для термоядерной реакции, придется переработать миллионы тонн лунного грунта. После добычи придется еще разогреть полученный материал до 600 градусов по Цельсию, чтобы отделить гелий-3 от породы, а потом надо доставить материал на Землю. Интересно, что все эти трудности по добыче и стоимости гелия-3 отражены в экономической модели игры. Тем не менее, в будущем при разработке альтернативных источников энергии гелий-3 будет важной статьей дохода, и вполне возможно, на Луне начнется настоящая гонка по добыче изотопа, так как первая лунная колония, начавшая добычу, скорее всего, установит и стандарты разработки этого полезного ископаемого.

В общем, практически все основные технологии и материалы, используемые в игре, имеют под собой реальную научную основу, а значит, играть в Anno 2205 будет еще интереснее.

Погрузитесь в атмосферу далекого будущего, управляйте бесконечно растущими города, стройте космопорты и колонизируйте Луну с помощью самых передовых и продуманных технологий, уже сейчас фигурирующих в реальных научных исследованиях! Постройте свой 2205 год — мы уверены, что будущее будет светлым, и мы, все вместе, строим его уже сейчас. И на мониторах наших компьютеров, и в реальности!

Напоминаем: игра выходит 3 ноября 2015 года на Microsoft Windows (PC).