С 17 по 20 сентября в Москве в выставочном центре «Сокольники» прошла 24-я выставка старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея».

Главной темой экспозиции стала история советского автоспорта: рекордные заезды, легендарные машины и великие гонщики 1930−70-х годов. Впервые выставка не была статичной: на специальной площадке перед павильоном советские болиды можно было увидеть в движении, для этого ежедневно устраивались показательные заезды.

Большинство спорткаров Страны Советов до недавнего времени пребывали в безывестности. В Советском Союзе существовал свой отдельный автомобильный спорт, надежно защищенный от зарубежных конкурентов «железным занавесом» и не менее железным регламентом, не допускавшим к старту автомобили иностранных марок. Так, например, в СССР существовали собственные гонки «Формула-1», где между собой соревновались исключительно советские автомобили.

Зарубежной публике все эти автомобили никогда не были известны, в своём же отечестве они были давно и прочно забыты. «Олдтаймер-Галерея» извлекла эти легенды прошлого из небытия. Самыми редкими и ценными экспонатами выставки можно назвать:

— гоночный болид «Харьков-Л2» 1955 года конструкции Эдуарда Лорента. Самый результативный советский спорткар, на счету которого 30 рекордов, из них 14 мировых. Все рекорды Лорент ставил сам, а его любимой присказкой была фраза: «Сам задумал машину, сам сделал, сам ездил». — созданное в 1959 году в конструкторском бюро оборонного авиационного завода купе «Киев-Спорт», названное французским журналом L’Ann?e Automobile «самым элегантным русским спорткаром». С этим трудно не согласиться при взгляде на автомобиль: двери-крылья, стремительные формы и выдающиеся спортивные характеристики. —  гоночный болид «Москвич-Г5» 1969 года, неоднократно побеждавший в советской «Формуле-1», и сохранившийся в полностью аутентичном виде, как и его слегка модифицированный собрат «Москвич-Г5М».

А также гоночные автомобили «Эстония» и «Тарту», ставшие первыми советскими серийными болидами, дрэгстер «Харьков-Л3», раллийные AZLK 1600 SL RALLY, LADA VFTS, «Москвич-412 МАДИ» и другие.

Эти автомобили — самые настоящие реликвии. В Советском Союзе их для потомков не хранили. Отъездившие своё машины исчезали на свалках или во вторчермете — увидеть большинство советских гоночных легенд теперь можно только на старых фотографиях. Энтузиастам-реставраторам порой приходится воссоздавать легенды заново, так, например, появился на свет родстер «Победа-Спорт» — один из самых знаменитых спортивных автомобилей 50-х. Его также можно было увидеть в экспозиции.

Особенность прошедшей Олдтамер-Галереи и в том, что легендарные спортивные автомобили не стояли на месте, как это обычно бывает на выставках. Посетителям предоставили доступ в «святая святых» любой гоночной команды — в паддоки, где можно было наблюдать, как машины прогревали, заправляли, ремонтировали, перемещали по площадке и готовили к самому интересному — к показательным заездам.

Волнующее и незабываемое зрелище — круг почёта по гоночной арене и возможность зрителям увидеть в «тех самых» легендарных автомобилях «тех самых» героев советского спорта: Анатолия Григорьева, Юрия Козлова, Эдгарда Линдгрена, Эдуарда Мирзояна, Вадима Ржечицкого, Александра Сафонова, Юрия Теренецкого, Олега Трегубова и Альфреда Усана. Некоторые пилоты, вспомнив молодость, показывали фантастическое мастерство, лихо дрифтуя и выписывая замысловатые фигуры на небольшом «пятачке».

Как всегда выставка порадовала посетителей громкими премьерами старинных автомобилей, восстановленных в российских реставрационных мастерских.

Реставрационная мастерская Simonov Motors представила свои новые работы: два довоенных «Мерседеса» в разных стадиях воссоздания. Выпущенный в 1940 году кабриолет Mercedes-Benz 320 находится в стадии реставрации — автомобиль демонтрировался «в железе». Шасси и двигатель уже отреставрированы, сейчас ведутся работы по кузову — доводка деревянного каркаса и работы по железу. Годом ранее изготовлен второй — Mercedes-Benz 230 W143, работы по воссозданию которого уже близятся к концу.

В мастерской «Каретный двор» восстановлен кабриолет Opel Admiral. Модель Admiral представили в 1937 году, а её дизайн можно назвать инновационным для своего времени: интегрированные в капот овальные фары, низкий и широкий кузов без подножек, лощеный «бобровый хвост» багажника, умеренный и стильный декор — все это сделало «Адмирала» бестселлером. Его полюбили и высшие советские военачальники — как самый желанный трофей, но до наших дней сохранилось не так много машин.

Многие экспонаты уникальны и в России были показаны впервые. Например, такие, как Mercedes-Benz G500 с портальными осями, представленный компанией Carblast.ru. Или чёрный кабриолет ЗИЛ-410441, построенный в 2009 году для парадов на Красной площади, но никогда на парады не выезжавший — его публика увидела впервые. Замена цвета парадных автомобилей с серо-стального на чёрный произошла из-за того, что генералов в серых шинелях, принимавших главный парад 7 ноября в советское время, с 2001 года сменили гражданские министры обороны в чёрных деловых костюмах.

На стенде компании «Камышмаш» была представлена великолепная семёрка микроавтомобилей, выпущенных в послевоенные годы. Это самые оригинальные конструкции, необычность которых диктовалась различными ограничениями — в деньгах, в материале, в пространстве, но создатели с успехом обошли их, явив миру материальное воплощение своих неординарных идей:

— 1947 Mochet Type K, — 1951 Reyonnah А175 Roadster, — 1957 Bond Minicar Mark D, — 1957 Voisin Biscuter 200-A Zapatilla — 1958 BMW Isetta, — 1961 Messerschmitt FMR Tg500 Tiger, — 1966 Peel Trident.

Это наиболее интересные экспонаты из коллекции компании «Камышмаш», насчитывающей более пятидесяти микроавтомобилей — самое большое собрание в мире. Кроме того, в коллекции компании насчитывается десять кабинероллеров марки Messerschmitt различных моделей, что также является мировым рекордом. Кроме того, компания «Камышмаш» продемонстрировала американский пожарный автомобиль Seagrave 6WT Standard 1927 года, восстановленный усилиями собственной реставрационной мастерской.

Среди экспонатов традиционно были и американские автомобили, пользующиеся огромной популярностью в России: Chevrolet Impala, Buick Wildcat и Ford Mustang.

Выставка раскинулась на площади 8.700 кв.метров. За четыре дня на ней успели побывать 23.000 посетителей и поучаствовать 130 компаний и частных владельцев. На выставке было аккредитовано 150 журналистов.

Следующая, 25-я «Олдтаймер-Галерея» состоится 5−8 марта 2016 года, займёт сразу три павильона выставочного центра «Сокольники» и будет посвящена 95-летию Гаража Особого Назначения.