Многие учителя справедливо считают, что лучше всего естественнонаучные дисциплины изучать на реальных наглядных примерах, а если они еще и доведены до абсурда — тогда урок запомнится надолго. Именно так поступил и бывший инженер NASA Марк Робер (Mark Rober), в своем новом ролике, посвященном третьему закону Ньютона и закону сохранения импульса.
Инженер рассказал детям, как не разбиться, прыгнув с 8 километров

Пример с падением на землю с высоты в пять миль (около 8 километров) без парашюта взят, на самом деле, не с потолка. Во‑первых, это весьма любопытная тема, которая не раз становилась популярной и на нашем сайте. А во-вторых, в истории есть масса примеров, когда люди не только выживали после такого приземления, но и даже не получали серьезных травм. Марк приводит два, на первый взгляд, наиболее безумных реальных случая.

В одном из них, у скайдайвера Пола Льюиса (Paul Lewis) в 2009 году не раскрылся парашют и он спикировал с высоты трех километров на крышу авиационного ангара. Металл смялся и погасил большую часть энергии удара, так что счастливчик отделался лишь небольшими травмами шеи и руки, даже не сломав ни одной кости. А второй подобный инцидент был намеренным — экстремал Люк Айкинс (Luke Aikins) намеренно выпрыгнул из самолета на высоте восьми километров без парашюта. На земле его ждала специальная сеть для безопасного приземления, но ведь в нее еще надо было попасть.

Основная мысль видео заключается в том, чтобы растянуть момент торможения на как можно более долгий срок. И роль играют в этом случае даже доли секунды — крыша, «поймавшая» Льюиса была сделана далеко не из фольги, но поскольку металл упругий, нескольких миллисекунд оказалось достаточно, чтобы относительно плавно погасить импульс падающего скайдайвера. Робер наглядно демонстрирует законы физики на простых примерах — показывает как занимающиеся паркуром люди используют пологие скаты и переворачиваются при падении, чтобы не получить травмы при прыжках с невероятной, на первый взгляд, высоты.

Марк не просто так интересуется физикой и популяризацией науки. В его «послужном списке» девять лет работы в NASA, из которых семь он занимался разработкой оборудования для марсианского ровера Curiosity. За эти годы он отметился созданием сети обмена научными данными по принципу вики-проекта внутри Jet Propulsion Lab (JPL). Последние несколько лет инженер ведет свой канал на YouTube, в рамках которого записывает несколько циклов научно-популярных и образовательных передач.

Один из них — Science Class — на самом доступном уровне знакомит детей (и всех остальных желающих, конечно же) с базовыми физическими принципами. Марк объясняет идею этих видео тем, что всегда хотел попробовать себя в роли учителя.

Интересные видео Робера не в первый раз становятся хорошими поводами для статей на «Популярной механике». Однажды он рассказал, как избежать серьезных травм, если рядом с вами упала граната, которая вот-вот должна взорваться. А совсем недавно Марк решил сжульничать в боулинге и придумал управляемый шар, который помогает всегда выбивать страйк.