Рано или поздно свои технические достижения человечество пытается обратить в спорт. С воздушными змеями это произошло поздно — несмотря на тысячелетнюю историю, соревновательный дух в этом развлечении появился незадолго до начала XX века

Самые известные производители спортивных кайтов Prism Kites (USA) www.prismkites.com LХAtelier (France) www.atelierkites.com R-Sky (France) www. r-sky.com Benson (UK) bensonkites.com Flying Wings (Taiwan) flyingwingskites.com
До появления простого изобретения Пола Гарбера — двухстропного управляемого змея-мишени, американской армии и флоту приходилось заказывать ежегодно несколько сотен тысяч авиамоделей для тренировки артиллерийских зенитных расчетов
Воздушные змеи были изобретены в Китае много тысячелетий назад — сначала их делали из бамбука и листьев растений, а после изобретения шелка в 2600 году до н.э. — из бамбука и шелка. Их запускали как для удовольствия, так и для дела — в частности, в военных целях

В 1896 году сотрудники обсерватории Blue Hill, расположенной недалеко от Гарварда, опубликовали первый высотный рекорд — они запустили связку коробчатых змеев, сильно напоминающих первые аэропланы, на высоту 3800 м. В принципе это было не совсем развлечение — в те времена воздушные змеи активно использовались в метеорологии для измерения температуры воздуха на высоте. И негласное соревнование за высотный рекорд развернулось именно среди метеостанций.

Впрочем, соревнование длилось недолго: в 1919 году сотрудники германской метеостанции Lindenberg запустили связку из восьми воздушных змеев на высоту 9740 м, установив абсолютный мировой рекорд, не побитый, кстати, до сих пор. Они бы могли запустить и выше, но рояльная струна, служившая леером, при порыве ветра оборвалась. Впрочем, змеи вместе с подвешенной аппаратурой благополучно приземлились недалеко от станции.

В конце XX века возобновились попытки побить высотный рекорд. В 1990 году на островах Рождества метеоролог Бен Белсли в течение четырех дней и ночей пытался установить новый рекорд, используя теплые восходящие ветра Тихого океана. Тем не менее, несмотря на современные технологии (змеи были выполнены по модной технологии «парафойл»), связка из пары воздушных змеев достигла высоты всего 3535 м.

Последние же два десятилетия энтузиасты посвятили установлению абсолютных рекордов в номинации «одиночный змей». Самый свежий рекорд принадлежит канадцу Ричарду Синерджи, запустившему свой дельтовидный змей Millibar Messenger в 2000 году на высоту 4422 м. В общем, слабоват народ против германских метеорологов начала XX века.

Потому что мы пилоты

До середины XX века воздушные змеи просто парили в небе, подчиняясь только воле ветра. Появлению управляемых змеев (или, как их еще называют, кайтов) мы обязаны американскому изобретателю Полу Эдварду Гарберу, придумавшему во время Второй мировой войны для флота США двухстропного управляемого воздушного змея для тренировки зенитных артиллерийских расчетов.

Может, это изобретение так и осталось бы техническим курьезом, если бы в 1972 году о нем не вспомнил британский инженер Питер Пауэлл, запустивший в производство небольшого управляемого воздушного змея. Он был похож на традиционного, неуправляемого, ромбовидного змея — diamond kite. Но в отличие от него вместо одной веревки (леера) к нему были привязаны две — натягивая их, можно было заставить змея поворачивать в полете. Пауэлл значительно упростил и удешевил конструкцию змея Гарбера, приложив огромные усилия для популяризации его как массового развлечения, и поэтому именно он считается отцом управляемых змеев.

В начале 1980-х годов произошло последнее кардинальное усовершенствование пилотируемых змеев — ромб уступил место современной дельтовидной форме. Точно назвать имя пионера затруднительно, но самым легендарным змеем той поры считается Hawaiian Team Kite, до сих пор с восторгом вспоминаемый бывалыми кайтерами. Эта модель также задала стандарт размаха крыла в 8 футов (2,4 м), который и сейчас считается нормой для полноразмерного спортивного змея.

Дельтовидная форма позволяла змеям делать весьма резкие повороты и довольно ровно летать по прямой, что дало возможность уже всерьез соревноваться в выполнении плоских фигур пилотажа. До сих пор соревнования, проводимые по официальным международным правилам, состоят в основном из выполнения фигур такого типа, несмотря на широкое распространение среди пилотов более сложных маневров-трюков.

Конструкция

Управляемые кайты делятся на три группы. Самая большая — буксировочные змеи для кайтсерфинга, одного из самых модных экстремальных видов спорта. Как правило, первым шагом начинающего кайтсерфера становятся упражнения с тренировочным кайтом — похожим на надувной матрас парафойлом, позволяющим освоить базовые навыки управления змеем. Эти кайты составляют вторую группу. Ну и третий класс — спортивные пилотажные кайты.

Современный спортивный кайт имеет за редким исключением дельтовидную форму и изготавливается из легких и прочных материалов. На изготовление паруса (или обшивки) идет ткань, используемая для спинакеров в парусном спорте. У большинства высококлассных змеев парус делается из одного из лучших материалов в этой области — Icarex PC31 плотностью 31 г/м2 и со стойким покрытием из поликарбоната.

При изготовлении змея деревянные рейки давно уже уступили место углепластиковым трубкам, которые бывают двух видов. Экструзионные трубки получают промышленным способом — методом экструзии (выдавливания) из однородно ориентированных углепластиковых волокон. Мотаные трубки получают из намотанной вручную или при помощи автоматов углеткани. Мотаные трубки дороже, но прочнее и жестче, чем экструзионные (их также называют высокомодульными за высокий модуль упругости), и преимущественно используются в высококлассных змеях.

Каждая модель высокого класса может иметь несколько вариантов, рассчитанных на разную силу ветра. Стандартный вариант обычно рассчитан на полеты при скорости ветра 1,5−9 м/с. Легкий вариант может летать при ветре 0,4−1 м/с и имеет довольно широкий ветровой диапазон. Сверхлегкий может летать практически в штиль (пилоту достаточно немного пятиться назад), но его легко может сломать неожиданный порыв ветра. Обычно стандартная и легкие модификации отличаются только весом. Разницы в весе добиваются использованием разных трубок каркаса, толщины материалов паруса и его усилений.

Модификация для сильного ветра кроме более толстых трубок каркаса имеет еще и конструктивные отличия: в парусе делаются отверстия, уменьшающие напор воздуха. Такой вариант также называется вентилируемым.

Тянем-потянем

Базовое управление двухстропным спортивным воздушным змеем довольно просто. Если аккуратно потянуть на себя правую стропу, змей начнет поворачивать по часовой стрелке, если потянуть левую, то против. Такой вид поворота называется простым. Для того чтобы сделать более резкий поворот, нужно немного отпускать вперед руку, противоположную той, которой тянешь. Такой поворот называется комбинированным. Важно также выйти из поворота ровно, без раскачки, определенным образом вытягивая змея на себя.

Необходимым навыком, строго оцениваемым судьями на соревнованиях, является также контроль скорости. В разных частях ветрового окна и на разных направлениях змей норовит лететь с различной скоростью, а задача пилота — выполнять фигуры на равномерной скорости. Для этого в определенные моменты нужно идти по ветру, уменьшая скорость змея, или пятиться против ветра, увеличивая ее. Это практически все основные навыки, которые необходимы для выполнения плоских фигур пилотажа. Но качество выполнения этих элементов полета можно совершенствовать почти до бесконечности.

Однако высшим пилотажем считаются 3D-трюки, когда змей летает не только в плоскости, перпендикулярной стропам (это так называемая new school — «новая школа»). Такие трюки можно делать, только отпуская стропы в определенные моменты до ненатянутого состояния. Отсюда еще одно название — трюки на отпущенных стропах.

В 2003 году команда французов приехала на американский фестиваль в Вилдвуде с новым поколением змеев и ошеломила публику трюками с вращением змея вокруг его горизонтальной поперечной оси, продемонстрировав так называемый французский стиль (French style). Змеи удивительным образом заворачивались в свои стропы и раскручивались обратно. С этого момента можно сказать, что змей получил практически все степени свободы. Осталось только научить его делать авиационную «бочку».

Видео к статье: ссылка

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2009).