Владелец роскошного спортивного купе зачастую скрывается от восхищенных взглядов за тонированными стеклами. Водитель кабриолета виден лишь наполовину. Мотоциклист виден весь, но на голову надевает шлем. Хотите купаться в восторженных взглядах целиком? Прокатитесь на Easy-Glider!

Договариваясь о тест-драйве Easy-Glider, я заранее знал, где лучше всего испытать это необычное транспортное средство. Нет, самое лучшее место для этого — не пустая парковка перед супермаркетом, не велотрек, не картинговая трасса и даже не дорога от дома на работу. Стихия Easy-Glider — многолюдные парки и площади, где сам снаряд и его владелец смогут собрать максимально богатый урожай восхищенных взглядов. Загадочное колесо без спиц, улыбающиеся фары, оригинальная асимметричная ручка — все это выдает в Easy-Glider не только оригинальную идею, но и труд профессиональных дизайнеров. В технических характеристиках аппарата рядом с максимальной скоростью 20 км/ч стоило бы указать степень концентрации внимания окружающих — не менее 95%.

Долой лишние колеса

А начиналось все в январе 2001 года, как всегда, с лени — главного двигателя прогресса. Увлеченный спортсмен из Швейцарии, роллер Стефан Содер устал отталкиваться от асфальта ногами и придумал буксировочное устройство. Жертвой экспериментов Стефана пал китайский электрический самокат с поворотной подвеской от скейтборда вместо переднего колеса. Изобретатель приладил к трехколесному основанию длинную ручку и смог кататься следом, поворачивая аппарат за счет наклона. Так родился Easy-Glider X1. С его помощью Стефан смог убедиться в самом главном: кататься на роликах следом за буксиром оказалось легко и приятно.

Вскоре X1 претерпел ряд изменений и остался лишь с одним колесом. Фактически аппарат представлял собой заднюю часть самоката с ведущим колесом и приваренную к ней длинную рукоять. Прототип Easy-Glider X2 продемонстрировал Стефану основное достоинство «буксировочной езды»: если обычно в повороте спортсмен на роликах ощутимо теряет скорость, то с «глайдером», напротив, может даже разгоняться. Это дает принципиально новые ощущения в повороте: большие перегрузки и возможность максимально эффективно использовать траекторию и сцепные свойства колес. Другими словами, катание за глайдером — это больше скорости и больше адреналина.

Основным недостатком X2 было то, что самые тяжелые элементы конструкции — батарея и двигатель — располагались практически посередине между колесом и рукояткой. Во время катания спортсмену приходилось удерживать как минимум половину веса конструкции на руках. С этим недостатком Стефану удалось покончить в прототипе Easy-Glider X3. С рамой от самоката наконец-то пришлось распрощаться. Новую раму изобретатель сварил так, чтобы масса всех силовых элементов равномерно распределилась вокруг колеса. Ручка стала предельно легкой и служила лишь для передачи тяги и управления.

Стефан и его соратники, несмотря на столь веселое увлечение, всегда были людьми серьезными и понимали, что потенциальным инвесторам нужно продемонстрировать сногсшибательно эффектный продукт, а не груду металла, пусть даже отлично работающую. Поэтому при разработке концепта Easy-Glider X4 во главу угла был поставлен дизайн. Аппарат представлял собой каплевидный снаряд в стиле стимпанк. В характерном ретро-стиле были выполнены и фары, и цифровой спидометр, и даже динамики встроенной аудиосистемы с MP3. X4 никого не мог оставить равнодушным, и неудивительно, что предприятие встало на надежные капиталистические рельсы — с богатыми инвесторами, талантливыми дизайнерами и штаб-квартирой сначала в Оберглатте, а затем в Берне.

Стиль от фары до звонка

Easy-Glider X6 привлек широкое внимание прессы и специалистов в области промышленного дизайна, едва появившись на свет. Среди его многочисленных наград — главный приз ежегодной международной выставки спортивного оборудования ISPO в Мюнхене, который называют «Оскаром» спортивной индустрии. В основе его конструкции лежит колесо без спиц. Внутри колеса располагаются аккумуляторы, электродвигатель и блок управления. Такая компоновка обеспечивает идеальное распределение веса: центр тяжести 25-килограммового аппарата сосредоточен чуть ниже центра колеса, точно посередине в поперечной плоскости. Благодаря этому усилие на руле минимально, аппарату не требуется поддержка: он едет сам и тянет за собой наездника. Easy-Glider не стремится завалиться вправо или влево, стабильно удерживая траекторию. Вся конструкция крепится внутри колеса на трех роликах, один из которых ведущий. Пружины, прижимающие ролики к ободу, отчасти выполняют функции подвески, улучшая плавность хода.

Электродвигатель мощностью 360 Вт способен разогнать аппарат с дополнительной тележкой до 20 км/ч, при этом ускорения могут достигать 1,5 м/с2. На роликах можно ехать еще быстрее — до 24 км/ч. Разумеется, максимальная скорость зависит от массы наездника. То же можно сказать и о запасе хода, который составляет 25−30 км. Аккумулятор полностью заряжается от обычной бытовой сети за восемь часов. Дополнительные киловатты капают в батарею на торможении или при езде с горки.

Разработчики предусмотрели все необходимые мелочи, которые делают Easy-Glider полноценным транспортным средством: это и галогеновые фары, и звонок, и удобная подножка, которая автоматически убирается легким движением руля, и даже опциональная аудиосистема — четыре динамика с входом для MP3-плеера. Недаром швейцарские дорожные власти еще в 2004 году сертифицировали Easy-Glider как транспортное средство, пригодное для движения по дорогам общего пользования. Владелец глайдера может установить на него номерной агрегат, как у мотоцикла, и пользоваться всеми благами страхования гражданской ответственности.

Кстати, как и у мотоцикла, у Easy-Glider есть ключ, точнее, даже три: красный, синий и зеленый. Зеленый электронный ключ рекомендуется использовать при обучении: с ним аппарат ездит очень медленно и мягко. Синий режим — тоже щадящий, но уже весьма динамичный, красный же дает максимальную мощность уверенным наездникам.

Меньше железа, больше свободы

Существует как минимум три способа кататься с Easy-Glider: на роликах, на скейтборде и на специальной тележке, которая поставляется в комплекте и подсоединяется к глайдеру на свободном шарнире. Тележка позиционируется как наиболее простой способ, пригодный для повседневных поездок по городу. Она оснащена дополнительным ножным тормозом, весьма хватким.

Освоение Easy-Glider я начал с катания по просторной асфальтовой площадке. Зеленый ключ на старт, встаю на тележку и плавно поворачиваю рукоятку тяги на себя. Надо сказать, поначалу это довольно страшно: кажется, что, когда стоишь на маленькой тележке, любое резкое движение может вывести из состояния равновесия. Однако к глайдеру быстро привыкаешь. Главное — наклоняться в поворотах, противодействуя центробежной силе. Приноровившись, можно закладывать действительно захватывающие виражи: соскользнуть с тележки не позволяют удобные боковые упоры. Несмотря на все ухищрения конструкторов, езда на глайдере дает очень серьезную нагрузку на руки. Чтобы наклонить колесо, нужно приложить значительное усилие. Вместо наклона можно отвести руль чуть в сторону, однако этот способ позволяет поворачивать лишь на очень малые углы.

Признаться, надевая ролики, я очень сильно жалел, что не взял с собой защиту и шлем. Руки еще не отошли после езды на тележке, а в голове уже вовсю зрели картины, как я нажимаю на тормоз и мои ноги отправляются вдогонку за глайдером. Опасения по поводу сложного торможения и вообще езды на роликах не оправдались ни в коей мере. Сделав пробный круг по площадке, я сразу же отправился за красным ключом. Езда на роликах с Easy-Glider органична и легка. Она вовсе не так нагружает руки. Во‑первых, нагрузку можно варьировать, отпуская и вновь догоняя глайдер: всегда можно выкроить секундочку для отдыха. Во‑вторых, тяжелый глайдер, скованный гироскопическим моментом, вовсе не обязательно наклонять, чтобы выполнить поворот. Его можно просто «объехать» на роликах. Не обремененный семикилограммовой тележкой, Easy-Glider гораздо живее реагирует на «газ». При этом рывки можно сглаживать руками. Наконец, чтобы снизить скорость, достаточно просто перенести вес тела вперед, упереться в руль и нажать на тормоз. Глайдер плавно остановит и себя, и наездника.

Использование Easy-Glider в качестве средства передвижения по городу возможно с определенной долей сноровки и осторожности. Главный враг глайдера — бордюрные камни. Съезжать с них можно исключительно перпендикулярно: если спрыгнуть по касательной, пластиковая крышка глайдера получит удар об бордюр. 25 кг веса с лихвой хватит, чтобы с первого раза разбить хрупкий пластик. Забраться даже на невысокий бордюр глайдер может только с разгона (сердце кровью обливается, когда дорогущий гаджет получает фронтальный удар в колесо). Забраться на камень аккуратно мешает очень слабый крутящий момент. И дело здесь вовсе не в двигателе, а в пробуксовывающем ролике, приводящем колесо. По схожим причинам глайдеру противопоказана и езда по мокрой дороге: обод колеса намокает и становится скользким, вызывая пробуксовки ролика. Так что самый эффективный стиль езды на Easy-Glider — быстрый, но с плавными разгонами и торможениями.

Почем популярность?

И все же, при всех своих замечательных транспортных и спортивных качествах, Easy-Glider — это прежде всего стильный гаджет. Его истинное предназначение — привлекать внимание, удивлять, приковывать к себе восхищенные взгляды. Маневренность при этом только на руку: зеваки могут смело замирать в изумлении, не опасаясь быть задавленными.

Сколько может стоить всеобщее внимание? Для кого-то оно бесценно, для кого-то — ничтожно. Владельцу Easy-Glider X6 оно обойдется в сумму чуть более ?1000. Складной велосипед Strida стоит вдвое дешевле. Электрический скейтборд с беспроводным управлением — вчетверо. А вот эффектный, хотя уже слегка приевшийся Seagway стоит более чем вдвое дороже. Так что Easy-Glider занял свое особое место на рынке диковинок на колесах. Жаль только, что люди, которые имеют возможность покупать себе такие игрушки, очень часто стесняются надевать ролики. К костюму и галстуку, знаете ли, не идут.

Easy-Glider X6 предоставлен компанией «2025 год»

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2009).