В 1872 году писатель Жюль Верн удивил современников: его герой Филеас Фогг, используя существовавшие в то время средства передвижения, совершил кругосветное путешествие всего за 80 дней. Спустя 122 года другой француз, Бруно Пейрон, не меньше удивил мировую общественность. Используя только силу ветра, он совершил кругосветное путешествие под парусом за 79 дней 6 часов и 16 минут

Маршрут кругосветки Участники кругосветного плавания, претендующие на приз Жюля Верна, стартуют в проливе Ла-Манш с воображаемой линии, соединяющей маяки на острове Ушан и на мысе Лизард. Далее яхтсмены спускаются на юг по Атлантическому океану, огибают мыс Доброй Надежды, австралийский мыс Луин и мыс Горн, поднимаются на север и вновь пересекают линию старта. Средняя протяженность маршрута — 50 000 км  
Тримаран Geronimo Верфь: Multiplast (Франция) // Длина корпуса: 34 м // Высота мачты: 43 м // Вокруг света за 63 дня и 14 часов. Судно одного из самых упорных кругосветных гонщиков Оливье де Керсосона. В 2004 году он с третьей попытки установил новый рекорд кругосветного плавания, но его результат был самым лучшим недолго
Катамаран Orange II Дизайн: Gilles Ollier Design Group (Франция) // Верфь: Multiplast (Франция) // Длина корпуса: 36,8 м // Высота мачты: 45 м // Вокруг света за 50 дней 16 часов и 20 минут. Аппарат нынешнего рекордсмена и держателя приза Жюля Верна Бруно Пейрона. В 2005 году французский яхтсмен побил на этом катамаране тогдашний мировой рекорд более чем на неделю
Тримаран IDEC II Верфь: Marsaudon Composites // Длина корпуса: 29,7 м // Высота мачты: 32 м // Вокруг света за 57 дней 13 часов 34 минуты. Судно нынешнего рекордсмена одиночного плавания француза Франсуа Жуайона, на котором он установил рекорд в конце 2007 года. Рекорд Жуайона превосходит предыдущее достижение англичанки Эллен Макартур более чем на две недели
Бруно Пейрон Возраст: 53 года // Призвание: яхтсмен, держатель нынешнего рекорда кругосветного плавания // Кредо: хождение под парусом — самый гармоничный способ передвижения, когда-либо придуманный человеком. Контроль над парусом означает абсолютное спокойствие в море. Это достигается опытом, а не просто компетентностью
Правила гонки По правилам яхты должны приводиться в движение только силой ветра и мускульной силой команды. Электричество может применяться лишь для обеспечения навигации, связи, автоматических рулевых систем, для освещения и других подобных целей. Им нельзя пользоваться для управления парусами и судном, а также для перекачки водяного балласта, подъема якорей. Согласно правилам судно может быть любой формы и размера, но на маршруте не допускается никакой помощи команде извне
Французам принадлежит и «спринтерский» рекорд скорости среди парусных судов. Правда, пока неофициальный. В конце 2008 года французский тримаран на подводных крыльях l′Hydroptere преодолел скоростной барьер 50 узлов: его скорость составила 52,86 узла

Как известно, первое кругосветное путешествие было довольно долгим. 20 сентября 1519 года 270 моряков на пяти кораблях под командованием Фернана Магеллана вышли в плавание из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда, а 6 сентября 1522 года в этот же порт, обогнув Землю, вновь вошел корабль «Виктория». На борту его находились 17 измотанных моряков и их командир Хуан Себастьян Элькана.

«Можно ли на парусном судне обогнуть Землю в десять раз быстрее, чем это сделали моряки Магеллана?» — такой вопрос стал чаще звучать с появлением скоростных катамаранов и тримаранов. Поэтому, когда в 1984 году французский яхтсмен Ив Корне предложил, подобно герою Жюля Верна, обойти вокруг света за 80 дней, но исключительно под парусом, яхтенные энтузиасты с интересом отнеслись к этой затее. Цель казалась вполне достижимой: ведь, чтобы обогнуть планету на яхте за 80 дней, достаточно было каждый день двигаться со средней скоростью около 11,5 узла.

В начале 1990-х к делу подключились известные во Франции яхтсмены Титуан Ламазу и Флоренс Арто. Художника и писателя Ламазу в 1980-х годах пригласили выступить иллюстратором книги Эрика Табарли, знаменитого французского яхтенного гонщика и рекордсмена. Между мужчинами завязалась дружба, и вскоре Табарли обучил художника управлять яхтой. Ламазу настолько увлекся мореплаванием, что уже в 1990 году победил в гонке Vendee Globe и установил рекорд безостановочного кругосветного плавания. Художник стал пользоваться авторитетом у моряков. А Флоренс Арто была ему подходящей парой. В Трансатлантической одиночной гонке Route du Rhum 1990 года эта смелая женщина на 60-футовом катамаране пришла первой, опередив мужчин.

В 1992 году на свет появилась организованная этими яхтсменами ассоциация Tour du Monde en 80 jours, а вскоре был учрежден приз Жюля Верна и разработаны правила его присуждения. Согласно им, этот приз существует в единственном экземпляре и присуждается тому, кто установит рекорд кругосветного плавания, совершив его не более чем за 80 суток. Победитель хранит приз до тех пор, пока его рекорд не будет побит, а затем передает его новому рекордсмену.

Был проложен маршрут: экипаж яхты должен был стартовать из определенного места пролива Ла-Манш, пройти вдоль западного берега Африки, обогнуть мыс Доброй Надежды, мыс Луин в Австралии и мыс Горн и вновь пересечь линию старта.

Организаторы гонки — Титуан Ламазу и Флоренс Арто — намеревались первыми завоевать новый приз. Но их планы не осуществились. Флоренс не удалось найти спонсоров для постройки новой яхты. Ламазу яхту построил — его судно Tag Heuer имело впечатляющую длину 43 м. Но во время первого же рейса из-за конструктивных просчетов и брака в корпусе яхта дала течь. Так и не удалось однокорпусному судну поучаствовать в состязании. Все другие участники делали ставки на катамараны и тримараны.

В первой гонке 1993 года стартовали три команды. Две из них были французскими: Оливье де Керсосон шел на тримаране Charal, а Бруно Пейрон — на катамаране Commodore Explorer. Конкуренцию им составила новозеландская команда на катамаране ENZA с двумя шкиперами — Питером Блейком и Робином Нокс-Джонстоном. Из трех экипажей в тот раз только Пейрону удалось благополучно пересечь Индийский океан, остальные столкнулись с айсбергами. Удача была на стороне француза: к финишу Explorer пришел через 79 дней 6 часов и 16 минут после старта и с первой попытки стал обладателем приза. Достижение было впечатляющим: ведь предыдущий рекорд, установленный Титуаном Ламазу (правда, в ходе одиночного плавания на однокорпусном судне), был равен 109 дням. Пейрон обошел свет на 30 дней быстрее.

Однако приз Жюля Верна пребывал во владении Пейрона недолго: уже в 1994 году ENZA снова вышла в бой, конкуренцию ей составил тримаран Leonnalise des Eaux (модернизированный Charal). На этот раз фортуна благоприятствовала Питеру Блейку — ему удалось обойти свет за 74 дня 22 часа и 17 минут. Этот рекорд дался Питеру нелегко. Позже Блейк, опытнейший яхтсмен, за плечами которого было уже 550 000 пройденных миль и многие победы в соревнованиях, назовет это мероприятие «путешествием во имя жизни». «При просмотре видеозаписи путешествия на ENZA у меня до сих пор бегут мурашки по коже», — вспоминал позже Блейк. Яхта то и дело попадала в шторма. «Мы постоянно спрашивали себя, наступит ли для нас завтра, — делился шкипер своими впечатлениями. — Немногие люди могут привыкнуть постоянно ходить по лезвию ножа, как мы. Эти ощущения интересно испытать однажды, от силы дважды в жизни».

В том плавании Оливье де Керсосон тоже обогнул планету на своем судне, но Блейк был быстрее. Тем не менее французский шкипер не сдался и проявил невероятное упорство в достижении своей цели. Он снова предпринимает попытки побить рекорд в 1995 и 1996 годах, но цели не достигает. Керсосон продолжает бороться, и 1997-й становится его годом. На своем тримаране, переименованном в Sport-Elec, он совершает кругосветку за 71 день 14 часов и 22 минуты. Приз Жюля Верна возвращается на родину.

Через год попытку превзойти рекорд предпринимает женщина — англичанка Трэйси Эдвардс. В 1989—1990 годах женский экипаж под руководством Трэйси принимает участие в кругосветной регате Whitbread (нынешняя Volvo Ocean Race), теперь англичанка решает попробовать свои силы в безостановочной кругосветке. Трэйси покупает уже прославленный катамаран ENZA, переименовывает его в честь своего спонсора — страховой компании Royal & SunAlliance — и выходит с другими бесстрашными женщинами в море. Но англичанку ждет неудача: при порывах ветра до 50 узлов у катамарана переламывается мачта — дальше продолжать гонку бессмысленно.

Попытка Трэйси — последняя в ХХ веке. К этому времени становится очевидно, что те три парусника, которые были построены в начале 1990-х годов и принимали участие в гонке под разными названиями, уже исчерпали себя. Для улучшения рекорда необходима новая, крайне дорогая техника. Поэтому несколько лет попытки улучшить рекорд кубка Жюля Верна не предпринимает ни один яхтсмен, но в 2002 году состязание разгорается с новой силой. Этому поспособствовало организованное Бруно Пейроном безостановочное кругосветное соревнование The Race. Победитель получал $2 млн. Организаторы смогли отлично прорекламировать новую гонку, которая побудила многих создать новые рекордные катамараны и тримараны. Один из катамаранов под названием Innovation Explorer участвует в гонке The Race под руководством Лойка Пейрона, а затем переходит к его брату Бруно, который собирается вновь вернуть себе приз Жюля Верна. Под именем Orange (так называлась телекоммуникационная компания, которая спонсировала кругосветное плавание Бруно) катамаран отправляется во второе путешествие вокруг Земли. Пейрон вновь возвращается победителем и снова заметно улучшает рекорд — 64 дня 8 часов и 37 минут.

В борьбу с соотечественником вновь ввязывается азартный француз Керсосон. В том же 2002 году он выступает на тримаране Geronimo, однако превзойти достижение Пейрона ему не удается. Керсосон, известный своим упорством, в 2003 году снова заявляет о желании участвовать в кругосветке. Его новой соперницей становится отчаянная молодая англичанка Эллен Макартур, которая приобретает катамаран Orange у Пейрона. По сложившейся традиции судно получает новое имя — Kingfisher-2, но переименование не идет на пользу делу. Эллен постоянно сопутствуют неудачи: торжественный старт кругосветки едва не был сорван из-за поломки каретки, прикрепленной к краю паруса. Эллен выручает ее соотечественница Трэйси, предложив ей эту деталь со своего катамарана, построенного по тому же проекту. Но Эллен, как и Трэйси, терпит фиаско: в районе мыса Доброй Надежды у катамарана сломался шверт, а затем переломилась мачта. Самый молодой шкипер гонки рекордсменом стать не смог. Зато Оливье де Керсосон был в этом году более чем близок к победе. Когда на своем 112-футовом тримаране Geronimo Керсосон достиг мыса Горн, он шел с опережением на двое суток. Но неожиданно возникший антициклон лишил его ветра. Керсосону пришлось смириться с мыслью, что и следующий год его жизни будет посвящен покорению кругосветного рекорда.

Но упорство Керсосона в конце концов привело его к победе: в 2004 году он обошел планету за 63 дня и 14 часов. Увы, рекорд продержался недолго. В том же году американец Стив Фоссет на катамаране Cheyenne обогнул Землю за 58 дней 9 часов и 33 минуты. Правда, формально приз остался у Керсосона: Фоссет не оплатил стартовый взнос для участия в гонке на приз Жюля Верна. Но его рекорд был официально признан организацией World Sailing Speed Record Council. Впрочем, неразбериха вокруг рекорда длилась только год. В 2005 году Бруно Пейрон решает снова тряхнуть стариной и на катамаране Orange II в третий раз устанавливает рекорд. Бруно в очередной раз заметно превосходит достижение соперника — обойти мир ему удается за 50 дней 9 часов и 33 минуты. Если бы Пейрон прошел маршрут на 10 часов быстрее, ему удалось бы ограничить кругосветку всего лишь 50 днями.

Очевидно, это задача для его последователей. Их, впрочем, пока немного. За все это время перебить достижение Пейрона решился его соотечественник Франк Кама в 2008 году на тримаране Groupama 3. Но он перевернулся во время шторма в районе Новой Зеландии. Не исключено, что в скором времени в известном состязании примет участие и наш соотечественник — Федор Конюхов. Он предложил известному французскому яхтенному бюро VPLP стать создателем самого большого спортивного парусного тримарана в мире. Большие размеры парусника обеспечат большую скорость, а новые технологии сделают аппарат легче. Примечательно, что Конюхов уже предварительно договорился с яхтсменами, участвовавшими в предыдущих проектах приза Жюля Верна, и они согласились принять участие в качестве членов команды российского синдиката. Так что скоро мы можем ждать новых рекордов!