Страх полета, Часть 1: Фобия

Недавняя загадочная катастрофа авиалайнера над Атлантикой всколыхнула старые фобии. Наверное, все мы хотя бы раз в жизни, находясь в воздухе, испытывали внезапный страх, представляя всю «хрупкость» скорлупы фюзеляжа и всю глубину «неминуемого» падения... Что же такое – фобия полета, отчего она случается, чего стоит бояться и чего нет? Часто ли самолеты падают? И как сделать перелет максимально безопасным? Представляем наш краткий гид.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Фобия

Фобия полета, ее природа и суть — это весьма сложный психологический вопрос, с развитием авиаперелетов становящийся все более актуальным. Чтобы не перегружать никого «наукообразной» терминологией, скажем, что с точки зрения психологии она относится к группе тревожных расстройств. Его интенсивность может нарастать не только во время полета, но и при подготовке к нему — в аэропорту, при регистрации на рейс, посадке. Подобные страхи накрепко связываются с личным опытом, и куда реже — с реальными рисками, связанными с ними. Мало кто опасается выпить горячий кофе на борту, хотя по статистике, риск получить серьезный ожог вполне реален.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но наша психика устроена не слишком рационально, и фобии полетов, как правило, связаны с целым набором страхов разной степени обоснованности. Стоит назвать: страх высоты и страх полета над водой, страх темноты (полета ночью) и неизвестного, страх несчастного случая или преднамеренных действий (террористов, угонщиков), страх замкнутого пространства и страх толпы.

Все это усугубляется вынужденным бездействием, которое тянется зачастую долгими часами, существенным ограничением свободы движений, всеми требованиями безопасности, которые мы вынуждены выполнять в аэропорту и на борту, почти полной зависимостью от других людей (экипажа) и техники. Еще хуже то, что средний человек слабо представляет, что такое нормальный полет, когда и чего стоит бояться, а чего — нет. Совсем плохо становится, когда самолет попадает в зону турбулентности, и его начинает заметно «потрясывать». Тут уж паника охватывает всех пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, что авиакомпании всего мира тщательно стараются «не раздувать» проблему фобии полета и, видимо, всячески препятствуют серьезным исследованиям данного вопроса. Иначе как объяснить, что несмотря на реально существующую и довольно массовую проблему, изыскания на этот счет не слишком популярны?

Важнейшие работы на эту темы были проведены еще в 1980-х, когда исследователи из Boeing показали, что в США связанными с авиаперелетами фобиями страдает 18,1% взрослого населения, причем если проводить оценку уже в ходе полета, то это количество возрастает до 30,7%. Коротко говоря, летать боится каждый третий. При этом примерно половина из этого числа признавали свой страх, как факт — но лишь 6% всерьез считали, что современные самолеты небезопасны. В более свежем исследовании за 1999 г. сказано, что около половины опрошенных людей хотя бы иногда испытывают приступы страха в полете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, страх есть. Но то, как люди реагируют на него, может быть совершенно различным. Обычный способ — летать поменьше. Есть немало людей, которые всячески избегают перелетов, а некоторые знаменитости, которые могут себе позволить подобное, даже заранее планируют свои поездки таким образом, чтобы вообще не использовать самолеты. Но чаще всего люди просто терпят — и переносят все связанные с подавлением страха психосоматические эффекты, включая дрожащие коленки, избыточное потоотделение, учащенное сердцебиение и дыхание, нередко — рвоту. Еще одна группа людей подавляют страх использованием алкоголя или наркотиков на борту или перед полетом, что, прямо говоря, только повышает опасность полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чаще всего, чтобы показать беспочвенность фобии полета, приводят вполне впечатляющую статистику, которая свидетельствует, что самолеты сегодня — дело совершенно безопасное. Но разве самые убедительные цифры хоть немного способны противодействовать внутренней тревоге и страху? Даже если шансы на то, что случится беда, составят одну миллионную долю процента, этого будет достаточно: ведь страх нашептывает, что именно этот рейс может оказаться тем самым...

Самое реальное в страхе — сам страх. Этот факт нужно осознать и понять, что вы боитесь не столько самого полета, сколько собственного страха. Но если вас это успокоит, давайте выясним самые распространенные вопросы, связанные с фобией полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие места в самолете самые безопасные?

Проще всего сказать, что таких мест нет — а точнее, все места одинаково безопасны. В ситуациях, когда самолет получает серьезные повреждения, в результате которых один или больше людей бывают травмированы или гибнут, серьезность этих травм зависит от огромного числа факторов — и множество из них вообще невозможно учесть, не зная обстоятельств конкретной аварии. Не думайте, что пассажиры, сидящие ближе к носу самолета, лучше защищены. Лучше защищен тот, кто не паникует: известно несколько случаев, когда после серьезного задымления салона легче отделывались те, кто спокойно и аккуратно покинул его, заодно помогая и остальным.

Какие неприятности встречаются чаще других?

На каждую реальную аварию в авиации приходятся десятки «происшествий», которые не заканчиваются никакой настоящей опасностью. Вы вполне можете столкнуться с необходимостью покинуть салон через систему эвакуации. В таких случаях ни за что не паникуйте, нередко это делается лишь как мера предосторожности, не связанная с непосредственной опасностью для жизни. То же самое касается кислородных масок, которые могут выбрасываться автоматически, или по команде экипажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А главное — как часто самолеты падают?

Опять же, если считать аварией любой случай, приведший к человеческим жертвам, то сюда стоит отнести также случаи угона бандитами или террористических актов. Но даже в этом случае ответ будет краток: очень редко. Хотя стоит заметить, что в странах Западной Европы, США и Канаде этот показатель совсем низок: на них приходится 2/3 мирового пассажирского авиатрафика, и при этом менее ¼ всех катастроф.

Чтобы разобрать вопрос подробнее, перейдем к статистике. Заходите к нам завтра, и мы продолжим рассказ. А пока — если в вас еще не угасло детское любопытство и волнует вопрос «а что у него внутри» — читайте статью «Секреты авиалайнеров».

stalker-2012
stalker-2012 10 Июня 2009, 02:06
Летать можно и не бояться,если не задумываться,что летишь на древней тушке,выпущенной еще в советское время.С каждым годом становится все страшнее,хотя лет 10 назад вообще не боялся.
oddworld
oddworld 09 Июня 2009, 15:06
Дмитрий,то что было на примре посадки в реку Гудзон, можно конечно считать некой авиакатастрофой, но чиста символически.А по сути это нештатная ситуация.Речь идет не о нештатных ситуация в воздухе, которых я согласен великое множество происходит и самолет садится благополучно.У меня отец 35 лет пролетал в гражданской авиации и на Ил-18 и потом на Ил-62.Ситуаций было очень много и двигатиели горели и приходилось садится один раз на обычную дорогу,не шоссе конечно, но где-то в на дальнем востоке и т.д. Но речь идет именно о авиакатасрофах, в которой всегда 100% смерть.Кстати вот пример с Конкордом, последним.КТодумал что какая-то железочка на которую наедет при взлете конкорд попадет в крыло и пробьет его и топливо станет выливаться и от двигателя вспыхнет? А что в этот моментдумают пассажиры? ВОт это пугает.Ты летишь, выйти некуда и ты понимаешьчто это конец.Вот что больше всего опасаются все.Как из подводной лодки, никуда не выйдешь идеваться некуда.
maxim87
maxim87 09 Июня 2009, 14:06
Лично я полностью согласен с Kosh. Правда, спор с Дмитрием Мамонтовым напоминает разговор глухого со слепым. Kosh говорит о полете на самолете не как о процессе перемещения в пространстве, а как времяпрепровождении, исчисляемом в часах, а не в км.
oddworld
oddworld 09 Июня 2009, 12:06
Согласен с Натальей,что авиакатасрофы в своем большинстве или все поголовно заканчиваются 100% летальным исходом.Это и пугает,что если вдруг что, шансов нет и понимание этого только подогревает страх.
oddworld
oddworld 08 Июня 2009, 18:06
Господа,всё же конечно я согласен что сравнение с ДТП неверным.КОнечно да, в ДТП за год, только в России гибнет порпядка 30 000 человек.Ни одна авиакатастрофа не переплюнет сей рубеж.Боязнь всё же , как мне кажется, ка ки говорил заключается в том что ты довряешь свою жизнь чужому человеку.Это также как и врачи.Ты отдаешся ему и упаваешь на его опыт и мастерство и верное принятое решение в той или иной ситуации.Но лично я боюсь именно мучительной смерти.То что тут сказали про воду.Вода тоже самое,долгая и мучительная смерть,когда ты потихоньку барахтаясь понимаешь, что силы на исходе и скоро умрешь и пойдешь на дно.В воздухе тоже самое.Разгермитизация,удар при пасадке, пажар и т.д. Это всё очень мучительно страшно от понимания и осознования, что умирать будешь долго.Вот думаю основные причины.Как и говорил, в ДТП всё как правило быстро происходит.даже не успеваешь задуматься что уже конец пришел.
weise-sport
weise-sport 08 Июня 2009, 17:06
еще не летал, но очень хочется!!! пожалуй парашют личный захвачу)))
oddworld
oddworld 08 Июня 2009, 14:06
Ну,как правильно замеченно в статье, безопасных мест быть не может.К примеру при авариях в горах смерть 100% всегда.Правда были некие исключения,когда при аварии в горах оставались в живых люди.А так, на саомом дел смотря на авиакатастрофы,я для себя понял, что к примеру хвост практически всегда остается целый, в отличии от всего фезюляжа.Так что возможно в хвосте есть немного спасения.
freeskydiver
freeskydiver 08 Июня 2009, 13:06
По своему опыту знаю, что например многие парашютисты боятся летать на самолете - они считают что больше шансов разбиться при взлёте, чем при самом прышке)) Помню в Men′s Health была классная статистика в процентах какие места в самолёте более безопасные, а какие нет.
oddworld
oddworld 08 Июня 2009, 10:06
Несомненно летать страшно мне.Последний раз когда летал на Юг в 2004 году специально выбрал Аэрофлот и Ил-86, как один из безаварийных самолетов за всю историю гражданской авиции СССР и России.Но,конечно в ДТП погибнуть куда больше шансов,но страх полета, как мне кажется не в том что страшно, а что если что-то случится, то это будет неменумо относительно долгая и мучительная смерть.ВОт что больше всего страшно.Падать с 10 км высоты из разломившегося самлета - это просто пипец.Зоны турболентности тоже ощущение что, если что случится, смерть будет долгая и очень страшная и мучительная.При ДТП, смерть практически мгновенная,что не так устрашает.Но и конечно авиапарк наших некоторых компаний,который оставляет желать лучшего.Да и подготовка экипажей не то что во времена СССР.Сейчас к сожалению страха добовляет то что все понимают, что компания за экономией средств или наживы пойдет на многое.И экипаж собирет с маленьким налетом часов для этого класса самолетов или самолеты дерьмовые, дабы сэкономить средства и т.д. Вот это всё еще больше нагнитает страха и полет в таком случае превращается в атракцион-цена которому может быть жизнь.