Когда Рэй Ли был маленьким, он часто летал во сне. Повзрослев, он решил воплотить свои любимые сны в реальность. Этим летом изобретенный Рэем ранец JetLev появится в продаже

Рэймонду Ли удалось осуществить то, перед чем были бессильны создатели ракетных ранцев. Ранец его конструкции весит всего 14 кг, а непрерывно летать на нем можно около двух часов! Примечательно, что на этот ранец уже принимаются заказы. Первые покупатели должны стать обладателями персонального летательного аппарата уже в июне 2009 года — через девять лет после того, как канадца китайского происхождения Рэя Ли посетила гениальная идея. Как это часто бывает, она родилась не на пустом месте. Насколько Рэй себя помнит, он частенько летал во сне.

Рэй с удовольствием рассказывает о своих снах: «Иногда я был в большом зале и летал над другими людьми и предметами, а порой взлетал вверх по огромной лестнице, приземлялся и летел вниз прямо над ступеньками, не касаясь их ногами. От подобных снов я получал невероятное удовольствие и поэтому страшно не любил вставать по утрам». Много лет спустя взрослый Ли вычитал в интернете, что почти каждый третий человек видит похожие сны. Но в детстве он был уверен, что лишь ему знакомо подобное наслаждение.

«Моя судьба была определена, — продолжает свой рассказ Рэй, — когда я увидел фильм про Джеймса Бонда «Шаровая молния» 1965 года выпуска». Картина знаменита тем, что Шон Коннери летает в ней с помощью ракетного ранца и к тому же напыщенно заявляет, что без этого устройства мужчина не может считать себя джентльменом. После просмотра фильма Рэй Ли отправился в местную библиотеку, где собрал всю возможную информацию о ракетах и турбореактивных двигателях. Но проведенные школьником расчеты заставили его отказаться от создания собственного ранца. Слишком опасно и дорого. Кроме того, формулы убедительно показывали, что такое устройство будет слишком тяжелым и едва ли способным на более-менее продолжительный полет. «Я был разочарован, — подытоживает Рэй свой рассказ, — но моя мечта создать свой ранец не умерла».

Ранцевая эпоха

Скептические расчеты юного Рэя оказались вполне правдоподобными. Шестидесятые годы прошлого века были эпохой невероятного технического прорыва: первый полет в космос, первый полет на Луну… Человечество было очаровано собственными достижениями, и, когда на сцену вышел ракетный пояс, многие легко поверили, что именно таким будет транспорт будущего. В США по заказу военных вовсю велись опыты с ракетными ранцами. Но после того как в 1969 году от сердечного приступа скончался Уэнделл Мур, главный в Америке разработчик и энтузиаст ракетных ранцев, увлечение этим видом персонального транспорта сошло на нет. Стало понятно, что недостатки ракетного ранца неустранимы. А поскольку время полета на ранце было ограничено всего лишь 20 секундами, а управление требовало особенного мастерства, вскоре про эту техническую диковину забыли.

Правда, некоторые продолжили дело Уэнделла Мура. Среди них, например, уже известный нашим читателям мексиканец Хуан Мануэль Лозано («ПМ» № 9'2006). Ему удалось немного увеличить длительность полета (до полуминуты) и сделать управление ранцем проще. Но что такое даже 30 секунд? Чуть зазевался — и свалился с высоты в несколько метров, повезет, если ничего не сломаешь.

Иные ранцы

Несмотря на то что работы над совершенствованием ракетных ранцев так и не принесли ощутимых результатов, устройство не было забыто. В СССР, например, в конце 1960-х — начале 1970-х годов разрабатывали проект лунного поселения, и часть специалистов в рамках проекта занималась проектированием ракетного ранца. Если на Земле такой ранец выглядел не более чем игрушкой, то в лунных условиях — при меньшей силе гравитации и в отсутствие сопротивления воздуха при полетах — он проявлял себя во всей красе: за счет значительно меньшего расхода топлива на одной заправке космонавт мог переместиться на расстояние 30 км, причем всего за несколько минут. Оптимальная скорость полета на полную дальность составляла 350−400 км/ч. Но лунная база так и осталась проектом, и работы по созданию лунного ранца прекратились на уровне разработки прототипов.

Все конструкторы ракетных ранцев в конце концов попадали в замкнутый круг. С одной стороны, чтобы повысить длительность полета, стоит увеличить количество баллонов с топливом. С другой стороны, такая мера увеличивала массу пилота. Под возросший вес требовалось увеличить тягу ракетного двигателя, а соответственно, и расход топлива. В результате длительность полета либо оставалась на прежнем уровне, либо снижалась.

Впрочем, замкнутый круг можно было обойти. Еще в 1965 году Уэнделл Мур начал работать над ранцем с турбореактивным двигателем. Впервые такой аппарат был испытан в апреле 1969 года: продолжительность полетов достигала 5 минут. Причем теоретически такой ранец мог находиться в воздухе до 25 минут. Увы, достоинства этого аппарата терялись на фоне недостатков: ранец был невероятно тяжелым и сложным в обращении. И хотя современные конструкции турбореактивных ранцев стали легче и проще, революционного прорыва в области не произошло.

Любопытно, что у ракетного и реактивного ранцев есть еще одна альтернатива — ранцы вертолетного типа. Так, относительно недавно в США был представлен ранец Martin Jetpack. Вопреки названию аппарат приводится в движение обычным двигателем внутреннего сгорания: последний раскручивает до необходимых оборотов два подъемных винта. По данным разработчиков, аппарат ориентировочной стоимостью около $100 000 может летать около получаса, но вопрос, насколько он безопасен, так и остается открытым. Так что пока из всего многообразия подобной техники лишь одну конструкцию можно назвать вполне безопасной — это JetLev Рэймонда Ли.

Рюкзак по‑венециански

«В 2000 году я прогуливался на автомобиле с женой и сыном в окрестностях Ньюфаундленда (Канада). Был прекрасный летний день, и когда возле одного из озер мы увидели точку по прокату гидроциклов, решили непременно попробовать», — рассказывает Ли о знаменательном в его жизни дне. Рэй никогда ранее не ездил на гидроцикле, поэтому был впечатлен тем, какую тягу дает небольшой мотор с водометом. В тот же день Рэй решил оценить возможность полета с использованием водометных двигателей.

Расчеты показали, что такой полет возможен, и Ли приступил к разработке своего ранца. На первых рабочих эскизах летающая часть конструкции включала бак для топлива и двигатель, а от аппарата вниз спускалась труба для забора воды. Но со временем аппарат претерпел элегантную трансформацию. На пилота теперь надевается только относительно легкий 14-килограммовый ранец, а все остальное — мотор, топливный бак, насос — размещается в лодке. Лодка и ранец соединены прочным и эластичным шлангом.

«На первых порах я был единственным человеком на земле, кто верил, что мое устройство будет работать», — вспоминает Ли. Инженеры убеждали изобретателя, что добиться стабильного полета на подобном ранце не удастся. Рэю стоило огромного труда убедить семью в осмысленности его дела, а большинство его друзей решили, что он просто сошел с ума. В такой обстановке Рэю было тяжело всерьез заняться проектом, но в 2002 году в его жизни случился переломный момент. Ли посмотрел документальный фильм о том, как в 1982 году в Северной Атлантике затонула буровая платформа Ocean Ranger. Хотя на помощь тонущей платформе прибыли спасательные корабли, из-за шторма они не смогли оказать помощь. В итоге спастись не удалось никому. «Я подумал, что если бы у моряков было в наличие водометные ранцы, то многие жизни были бы спасены», — вспоминает Ли. Именно тогда он и решил продолжить заниматься своим проектом, несмотря на давление окружающих.

«На первых порах было очень сложно добиться устойчивости в полете, — продолжает канадец свой рассказ. — Достаточно всего лишь небольшой силы, отклоняющей от нормального положения, чтобы пилот потерял равновесие». На решение этой проблемы энтузиасту пришлось потратить почти полтора года. Конструкция модернизировалась пять раз, прежде чем Ли удалось добиться желаемого результата.

Триумф реактивной левитации

День 5 марта 2005 года стал одним из самых счастливых в жизни Рэя. В этот день во Флориде был произведен первый пилотируемый полет на ранце, названном JetLev (сокращение от Jet Levitation, «реактивная левитация»). Уже тогда аппарат демонстрировал хорошую устойчивость. С тех пор летающий ранец Ли опробовало около 30 пилотов, на нем было совершено свыше 200 полетов и в ходе работы над ним было произведено около 100 усовершенствований. Всего же команда Ли построила три варианта летающих ранцев и пять прототипов лодок.

В 2008 году была сконструирована предсерийная демонстрационная модель, а в январе 2009-го дебютировала на яхтенной выставке в Дюссельдорфе серийная модель JetLev-Flyer. Ее по лицензии вскоре начнет выпускать гамбургская фирма MS Watersports. Первые владельцы, которые захотят отдать за аппарат ¤99 000, получат его уже в июне 2009 года. Причем команда Рэя Ли полна уверенности в том, что такие люди найдутся, даже несмотря на мировой кризис.

Сумасшедшие лодочники

«Отношение тяги к весу нашего аппарата вместе с пилотом составляет примерно 2,3 к 1, — объясняет Рэй Ли. — Это выше, чем у самых передовых самолетов вертикального взлета и вертолетов». Так что пилоту JetLev гарантирована масса удовольствий, и, в отличие от пилота традиционного ракетного ранца, их он получит без риска свернуть себе шею.

Создатель JetLev хорошо знает, какое у его аппарата главное конкурентное преимущество, и в разговоре всегда рад коснуться тем безопасности. Ли посвятил несколько месяцев изучению спортивных инцидентов и сделал JetLev настолько безопасным, насколько это возможно. В частности, из соображений безопасности разработчики ранца ограничили подъем высотой 8,5 м. Вообще-то упасть в защитной экипировке с высоты в 10 м тоже вполне безопасно, но разработчики решили подстраховаться по объективным причинам. Во‑первых, пилот может упасть в воду на мелководье, а во-вторых, он может при падении наткнуться на лодку с двигателем. «Такое падение будет мягче, чем если бы пилот просто упал на землю, — уверяют разработчики, — но он все равно может получить травмы».

Самая приятная особенность ранца JetLev заключается в том, что научиться летать на нем действительно просто. Самые способные ученики осваивают самостоятельное управление уже за несколько минут. Ракетный ранец куда опасней в освоении, дороже и сложнее.

Сопла устройства расположены выше центра тяжести пилота, поэтому вертикальное положение пилота устойчиво. Причем шланг и вода внутри него добавляют вес ниже центра тяжести. Благодаря этому чем выше полет, тем он стабильней. Мало того, если пилот все-таки упадет в воду, он легко может снова взлететь без посторонней поддержки.

Первая модель, которая выходит на рынок, оснащена двигателем мощностью 155 л.с. — с таким серьезным мотором пилот будет способен развить скорость выше 35 км/ч. А ближе к концу года запланировано появление новой, еще более мощной, 215-сильной модели. Такой ранец сможет потягаться по скорости со многими катерами.

«Удивляете, наверное, окружающих своим ранцем?» — интересуюсь я, задавая в ходе интервью последний вопрос. «Случается». Однажды Ли стал летать над рекой вблизи автомобильного моста, не задумываясь о последствиях. На мосту остановились три фуры и куча легкового транспорта, практически перегородив дорогу. Дорожное движение было восстановлено, только когда Ли улетел подальше от этого места.

В другой раз, когда Рэй Ли летал неподалеку от моста во Флориде, патрульная машина обнаружила компанию зевак, остановивших автомобили на мосту. Местный шериф вышел из машины и появился перед Рэем, держа в обеих руках небольшой предмет. «Мужчина выглядел как полицейский, который направил на меня пистолет! — живо рассказывает Рэй. — Но когда я к нему подлетел, оказалось, что это телефон с фотокамерой. 'Не против, если я вас сфотографирую? — поинтересовался шериф. — Иначе никто не поверит, что я увидел такое в своем округе».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2009).