Слава или смерть

После окончания Второй мировой многие гонщики-энтузиасты пытались стать самыми быстрыми на воде. Осуществить мечту было нелегко. По статистике, только одному пилоту из пяти удавалось обмануть смерть. Остальные погибали в погоне за мировым рекордом.
Слава или смерть

Четвертого января 1967 года на душе у многих жителей Британии было уныло: в этот день на озере Конистон произошла трагедия. Страна потеряла национального героя Дональда Кэмпбелла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По стопам отца — знаменитого британского рекордсмена сэра Малкольма Кэмпбелла — Дональд пошел не сразу. В предвоенные годы в области высоких скоростей британцам не было равных. Так, в 1935 году Малкольм первым в мире преодолел барьер скорости на суше в 300 миль в час (480 км/ч), потом, тоже до войны, достижение Кэмпбелла-старшего превзошли его же соотечественники. Причем для установления рекордов скорости на суше британцы отправлялись на соляные озера Бонневиля и там перед толпами американских энтузиастов демонстрировали превосходство технологий Старого Света.

Но если последний «сухопутный» рекорд Малкольма продержался около двух лет, то водный был неприкосновенен более десятилетия. В августе 1939 года на глиссирующем катере Bluebird K4 старший Кэмпбелл пронесся по озеру Конистон (Великобритания) со скоростью 228 км/ч. В канун нового 1949 года, когда сэр Малкольм Кэмпбелл умер, он продолжал оставаться самым быстрым человеком на воде. Однако летом 1950-го британский рекорд был побит: американец Стэн Сайрес разогнался до 257 км/ч. Именно тогда Дональд решил вернуть Британии рекорд и взялся за опасное дело своего отца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кэмпбеллы против Америки

Известность отца благоприятствовала начинаниям младшего Кэмпбелла — затеянные им рекордные проекты быстро находили спонсоров. Неутомимая тяга к высоким скоростям сэра Кэмпбелла-старшего всегда поражала журналистов, но в лице его сына они нашли не менее интересного персонажа. Дональд приобрел славу реализатора самых дорогостоящих проектов. Например, машина Bluebird CN7, на которой он собирался побить мировой рекорд на суше, стоила дороже десятка «роллс-ройсов». Реактивный катер Bluebird K7 тоже оказался весьма и весьма затратным проектом. К слову, это был первый рекордный катер с реактивным двигателем: ранее невероятно высоких скоростей достигали за счет энергии гребного винта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новый принцип работы позволил Дональду сразу заметно превзойти американский рекорд. Летом 1955 года наивысшее водное достижение было увеличено с 287 до 326 км/ч. Но, отвоевав рекорд у американцев, Кэмпбелл не успокоился. Реактивная тяга очаровала его своим потенциалом, и осенью того же 1955 года он развивает на катере скорость 348 км/ч!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этот период англичанин соревнуется сам с собой: на воде ему нет достойных конкурентов. В начале 1950-х, когда Дональд только строил свой реактивный катер, все предвещало жаркую борьбу. Англичанин Джон Кобб подобно Дональду хотел отобрать рекорд у американцев, но в 1952 году при попытке установить рекорд разбился на скорости около 380 км/ч. Та же судьба постигла итальянского энтузиаста Марио Верга — в 1954 году при рекордной попытке он потерял управление над своей лодкой и погиб. Американцы серьезных попыток установить очередной рекорд не предпринимали, и осенью 1956 года благодаря стараниям Дональда рекорд поднялся до 363 км/ч, еще через год — до 385 км/ч, осенью 1958 года Кэмпбелл достигает 400 км/ч, весной следующего года — 419 км/ч... Наконец, 31 декабря 1964 года (спустя ровно 15 лет после смерти его отца) на одном из австралийских озер Дональд разгоняется до 445 км/ч!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранее, в июле того же года, Кэмпбелл установил мировой рекорд на суше — 649 км/ч. Это принесло ему славу единственного в мире человека, который за один год установил два рекорда — на воде и на суше! Последний, правда, держался недолго: осенью 1964 года он уже снова принадлежал американцу — Крэгу Бридлаву. Водный рекорд тоже оказался не живуч: летом 1967 года калифорнийский энтузиаст Ли Тейлер проехал на своем реактивном катере со средней скоростью по результатам двух заездов 459 км/ч. Британия уже не могла достойно ответить: в начале того самого года Дональд Кэмпбелл при попытке установить рекорд погиб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безумные и храбрые

Четвертого января Дональд в ходе рекордного заезда потерял управление, взмыл в небо и обрушился в воду. Чтобы не плодить водных рекордсменов-самоубийц, последний рекорд Кэмпбелла не засчитали, так что Америка снова стала главенствовать на воде, после того как Ли Тейлер проехал со скоростью 459 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смерть такого опытного рекордсмена, как Дональд Кэмпбелл, произвела впечатление на других энтузиастов скорости. Целое десятилетие попытки перебить рекорд Ли Тейлера не предпринимались. Сам же Тейлер, наученный горьким опытом Дональда, улучшением своего результата заниматься не стал. Казалось, покорение самого опасного рекорда осталось в прошлом, однако осенью 1977 года рекорд неожиданно был побит австралийцем Кеном Уэрби. Это была сенсация! Во-первых, ранее за рекорд скорости на воде сражались только англичане с американцами. А во-вторых, Кен сделал катер своими руками, обойдясь без многомиллионных бюджетов. Несмотря на скептические прогнозы, Уэрби смог разогнать свой катер Spirit of Australia до 464 км/ч и остаться целым и невредимым. А годом позже он осуществил заветную мечту смельчаков — первым в истории преодолел рубеж в 300 миль в час! Средняя скорость по результатам двух заездов в противоположные стороны составила 511 км/ч (318 миль в час). Этот рекорд 1978 года держится уже более 30 лет! Две попытки его побить стоили смельчакам жизней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще две трагедии

Первым обойти австралийца решился Ли Тейлер. В 1980 году он сконструировал ракетный катер Discovery II и 13 ноября пригласил наблюдателей и прессу на одно из озер штата Невада. Но с погодными условиями не повезло, и американец решил ограничиться тестовым заездом. К несчастью, на скорости за 430 км/ч лодка, неудачно поймав волну, затонула: тело бывшего рекордсмена смогли достать со дна озера только через три дня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторым смертником стал Крэг Эрфонс, племянник рекордсмена Арта Эрфонса. Легкий катер Крэга, сконструированный из композитных материалов, перевернулся на скорости около 480 км/ч, и пилот погиб.

Эта трагическая смерть удержала других от попыток превзойти рекорд австралийца. Но ненадолго. И сегодня на очереди испытать свою судьбу уже стоят два гонщика. Американец Расс Уикс делает ставку на высокие технологии — за стабильностью катера American Challenge будет следить компьютер. Правда, в связи с глобальным экономическим кризисом работа над этим проектом сейчас временно приостановлена. Расс ждет лучших времен. А англичанин Найджел Макнайт продолжает регулярно радовать своих соотечественников новостями на сайте: его проект пока что находится на стадии строительства рекордного аппарата под названием British Quicksilver. Проект британца примечателен тем, что к работе над катером привлечен Кен Норрис — один из двух братьев, которые строили рекордные машины для Дональда Кэмпбелла. Для Найджела это большая честь: Дональд Кэмпбелл был кумиром его юности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя в техническом плане и британская, и американская лодки являются куда более передовыми, чем новый катер Кена Уэрби — Aussie Spirit, австралиец чувствует себя вполне уверенно. По его мнению, если конкуренты со своими передовыми технологиями пойдут на рекорд, то шанс погибнуть у них будет выше, чем у него. А если рекорд вдруг будет перебит, пожилой Кен не исключает, что снова возьмется за старое дело. «Свою лодку я чувствую, как любимую женщину, — заявляет он, — а это самое главное».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока претенденты на рекорд ждут лучших времен, Кен Уэрби наслаждается довольно спокойной, по его меркам, жизнью. Несмотря на то что и для него Дональд Кэмпбелл был кумиром юности, Кен решил не ввязываться в схватку с самим собой. «Вероятность прославиться или погибнуть примерно одинакова», — объясняет он. От третьей попытки обмануть смерть Уэрби решил воздержаться.