Увидев на столе у коллеги великолепную модель Ferrari, присмотрись. Она может оказаться самым настоящим гоночным болидом

С приходом холодов редакции пришлось оставить мысль в совершенстве овладеть управлением моделью самолета собственной сборки (см. «ПМ» за декабрь и январь): она заводится и летает на морозе отлично, но руки отмерзают мгновенно. Логический шаг — спуститься в небес на землю, благо во всех хобби-магазинах полки ломятся от радиоуправляемых автомобилей как на электрическом ходу, так и с двигателями внутреннего сгорания. Оказалось, что трасс в Москве для таких моделей нет. Ни открытых, ни, тем более, зимних и крытых. Единственная трасса уцелела с советских времен в Тамбове, где бессменно и проводятся чемпионаты страны. В других городах любителям погонять обычно приходится полулегально арендовать на выходные пустующие асфальтовые стоянки и устраивать импровизированные заезды там. Наш энтузиазм стал иссякать.

Лягушонка в коробчонке

Но Анатолий, наш консультант по техническим видам спорта, подсказал выход — офисные рейсинговые гонки, которые в последний год стали резко набирать популярность во всем мире. Своему рождению они обязаны японской компании Tomy и бурному развитию сотовых телефонов. Сверхминиатюрный (6 мм в диаметре и 11 мм в длину) довольно мощный электродвигатель появился как результат адаптации технологии вибрационного вызова мобильных телефонов. После того, как мотор оказался в руках японских инженеров, им не составило труда запихнуть в размер спичечного коробка радиоуправление, аккумулятор, передаточные шестерни, рулевую машинку для передних колес и миниатюрную подвеску!

Микромашинки продаются в разобранном состоянии — правда, сборка элементарна. Первым делом устанавливаем двигатель, который, как у Porsche, располагается сзади. Закрыв его металлической крышкой, устанавливаем передаточную шестерню, а потом и заднюю ось с дисками, на которые нужно предварительно надеть покрышки. После этого в покрышки также «обуваются» передние колеса. Осталось надеть корпус, и машинка готова.

Пульт управления японцы остроумно совместили с зарядным устройством. Через 45 секунд зарядки миниатюрные машинки готовы к двухминутным гонкам. Осталось из кружек для кофе, клавиатуры и пары книжек соорудить на столе трассу, и стартуем.

Управлять, оказывается, довольно трудно: машинки мгновенно набирают скорость и также молниеносно тормозят. Стоит немного не рассчитать скорость, как задняя ось начинает срываться в занос. Дополнительные проблемы создает дискретная система управления: у машинок есть одна скорость вперед, назад и простой поворот налево или направо без промежуточных положений. Поэтому поворачивать приходится небольшими толчками, более продолжительное нажатие на клавишу приводит к мгновенному заносу.

Зрелище оказалось на удивление азартным, страсти в пятницу вечером в редакции разгорелись нешуточные. Через пару часов стало окончательно ясно, что красный Mitsubishi Lancer нашего фоторедактора стал явно сдавать моей Subaru Impreza.

В воскресенье Алексей поспешил в магазин и промышленный шпионаж доложил, что в понедельник его Mitsubishi будет блистать новым спортивным двигателем за 410 рублей и более скоростными передаточными шестернями по 240 за три пары.

Я тоже решил подойти к предстоящим гонкам серьезно и приобрел три комплекта спортивной резины за 240 рублей. Теперь ждем пятницы.

Купи себе немного Шумахера

Обзавестись своей настольной гоночной «конюшней» стоит около 1600 рублей. Сгоревшая резина и полетевшая трансмиссия обойдутся не больше чем сто рублей в месяц. А вот участие в королевских офисных гонках «Формула-1» потребует четырехкратного увеличения бюджета. Ну, так ведь это «Формула»!

Тут все уже гораздо серьезнее: профессиональные пульты управления, нешуточные скорости, великолепная управляемость и недетский азарт. Болиды масштаба 1/24 полностью собранными поставляет японская компания Kyosho. Под капотом машины прячутся 4 алкалиновые батарейки AAA. Мощный двигатель пришел явно не из мира сотовых телефонов — ревет очень даже по‑формульному. Да и гоняться по столам уже не получится — пришлось расчищать трассу на полу редакции. В машинах и пультах управления легко заменяются кварцы подстройки частоты, так что одновременно можно устраивать заезды 12 машин. Подготовка к заезду довольно простая — достаточно снять корпус болида, прикрутить антенну, вставить батарейки, привинтить полупрозрачный бампер под переднее антикрыло и поставить корпус на место. На одной машине мы проигнорировали инструкцию по установке бампера, за что впоследствии и поплатились.

Как и положено серьезной модели, машина первоначально калибруется специальными регуляторами на пульте управления: при нейтральном положении газа машина должна стоять, а при нейтральном руле — ехать строго по прямой. Специальным регулятором можно также настроить предельный угол отклонения передних колес, что очень полезно для первоначального обучения: слишком большой угол поворота закручивает скоростную машину на трассе волчком. Перед стартом производитель настоятельно рекомендует попрактиковаться, выписывая на полу восьмерки.

Ну вот, последние разогревочные круги и «Старт!». Скорости маленьких болидов более чем достаточно: полностью «надавить на газ» можно только на очень небольшом куске нашей импровизированной трассы, а она занимает половину баскетбольного поля. Машины удивительно точно слушаются руля, четко вписываясь в поворот. Ну вот, сглазил. Через десять кругов Williams на полной скорости врезается в ведро для бумаг и ломает переднее антикрыло — именно на этой машине мы и поленились поставить предохранительный бампер. Новый корпус обойдется в 1200 рублей. Неслабо! Так что гонки откладываются до прихода запчастей. Помимо убывающих естественным путем запасных антикрыльев и обтекателей, компания выпускает огромное количество деталей для «зарядки» болида: подшипники, передаточные шестерни, амортизаторы, пружины, шины, мощные двигатели и даже загадочные карбоновые «Rear Sus Plate», назначение которых я так и не понял. Можно заказывать и различные корпуса. Самые популярные — конечно, Ferrari Шумахера — в московских магазинах уже давно раскуплены.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2003).