В маленьком магазине, разместившемся в подвале московского дома, от обилия развешанных на стенах роликовых коньков с разноцветными ботинками и блестящими рамами рябило в глазах. И сначала я не смог понять, что же не так в одной из пар. Не отвлекла внимания даже симпатичная покупательница, которая, опираясь на руку продавца, выписывала неловкие круги по демонстрационной площадке на обычных роликах. Я снова взглянул на эти красно-серебряные Rollerblade, и тут до меня дошло: у них… пять колес.

Без комфорта

В магазине мне сказали, что лучше их продавца-консультанта Александра Сухорукова об этих «пятиколесниках» мало кто расскажет. Александр, которого любители роликов, райдеры, знают как «Сухаря», занимается спортом профессионально. На соревнованиях по слалому он катается на роликах класса фитнес (таких большинство в магазинах, на ногах любителей, да и многих профессионалов). Но захотелось чего-то нового, и вот уже полтора года, как он привез себе из Штатов такие коньки — беговые. После этого в прошлом году одну пару завезли в магазин. Так никто и не купил.

«В России людей, которые занимаются спидскейтингом (скоростным бегом), можно пересчитать по пальцам, — рассказал прорайдер. — Есть еще те, которые увлекаются даунхиллом (катанием с заасфальтированных горок). И представленные в России фирмы-изготовители — Fila, K2, Roces, Rollerblade, Salomon, Technica почти не везут такие ролики».

Зато в Европе и Америке спидрайдеров множество. Проводятся чемпионаты по спидскейтингу и даже круглосуточные марафоны.

«Сухарь» объяснил малую популярность «спидов» тем, что наш райдер избалован. В этих коньках ради скорости и уменьшения веса производители пренебрегли комфортом, а спортсмены готовы это терпеть. У «спидов», сказал он, нет ни тормоза, ни амортизаторов, ни антишоковых подушечек. И действительно, в его паре Rollerblade под пяткой отсутствует желтая эластомеровая подушечка, которую конструкторы компании назвали ShockEraser («ластик для стирания шока»). А ведь владельцы прошлогодней фитнесовой модели Rollerblade Lightning 05 как раз нахваливали ее за то, что, катаясь по выщербленному асфальту, больше чувствовали вибрацию пальцами, чем пяткой. Поэтому нога меньше уставала.

У «спидов» нет чаще всего и двойного «сапожка» — внешнего пластикового, предназначенного держать ногу, и вынимающегося мягкого, который бережет стопу не только от вибрации, но и от скапливания микробов. Некоторые внутренние сапожки можно даже стирать. А компания Roces и вовсе разработала для них 4 разные подошвы: стандартные, ANTISHOCK — с подавляющим удары гелем, сетчатые — для улучшения вентиляции и анатомические — повторяющие форму подошвы.

Однако все эти «нет» искупаются скоростью. И тем, что как изготовители спортивных автомобилей отрабатывают на них технологии, применяемые потом в потребительских сериях, так и роликовые фирмы многое испытывают на «спидах».

Ferrari для райдера

Вот как описывает свои впечатления от перехода с фитнесроликов TR9 2000 от Salomon на беговые TR Vitess голландский райдер Мик ван Ерп: «При гораздо большей (примерно на 20%) скорости они все еще очень удобные».

В магазине он надел ролики и встал на 15 минут под специальный воздушный нагреватель, а потом еще 15 минут не снимал их. И ботинок Salomon TR Boot принял форму его стопы: пройдя горячую опрессовку, во время которой углеродное волокно, входящее в состав материала, стало при нагревании мягким, а затем застыло, изменив форму.

Расхваливая же раму, ван Ерп говорит, что, уменьшив толщину и усилив жесткость, Salomon сделал ее похожей на модель Cirrus фирмы K2. Ее рама выточена из прессованного алюминия, применяемого в авиастроении. И голландец упоминает американскую фирму K2 не случайно. Во многих технологиях она первопроходец. Например, ей принадлежит патент на «мягкие» ботинки SoftBoot, которые значительно легче жестких. У них от внешнего сапожка осталась только твердая подошва и прикрепленные к ней снаружи стопы возле пятки шарнирные манжеты поддержки, выполненные по технологии Exotech (крепятся снаружи) или Endotech (внутри ботинка). Они поддерживают боковую устойчивость ноги и, сгибаясь вперед, как и лодыжка, обеспечивают эргономичную подвижность и возможность быстрой, энергичной езды.

Именно такие «пятиколесники» от K2 (и сразу две модели) «Популярная механика» обнаружила в одном из больших московских магазинов.

Мягкие, плотно охватывающие ногу ботинки SoftBoot «спидов» MOD 10.5 как раз оснащены манжетой Exotech и потому подходят райдерам с любой подготовкой. Фиксацию голеностопа усиливают ремешок с липучкой PowerStrap и нетянущийся шнурок QuickLace, который фиксируется системой «шнуровки без шнурков» Slip On. Колодка выполнена на основе эксклюзивной разработки конструкторов K2 FitLogix III. Более плотные материалы, чем, например, у любительских роликов с колодкой FitLogix I (с мягким внутренним сапожком), обеспечивают фиксацию стопы и лучшую передачу усилия с ноги на колесо. Верх из сетки улучшает вентиляцию, а две петли, расположенные и на пятке, и на язычке ботинка, облегчают надевание.

Алюминиевая рама Response (HighLow) отличается от рам фитнесовых роликов тем, что ее колеса разного диаметра (два передних — 80 мм, следующие два — 84 мм, а заднее — 82 мм). Наклоняя стопу вперед, эта конструкция позволяет принять наиболее удобную для бега стойку, улучшает несвойственную беговым конькам маневренность и увеличивает скорость разгона. При этом можно менять конфигурацию, устанавливая сзади два колеса по 84 мм. Подшипники колес изготовлены одной из самых известных фирм — Twincam, а цифра «7» после аббревиатуры названия ABEC говорит о том, что они предназначены для «быстрых» роликов (в отличие, например, от самых простых ABEC 1 или ABEC 3 — для спокойного катания).

На раме этой модели красуется надпись «Power Transfer 6.0» (передача усилия). Здесь тоже важна цифра, обозначающая тип рамы и ее материал, а также конструкцию и способ крепления к подошве. 6.0 свидетельствует о том, что это полупрофессиональные или профессиональные ролики.

Вторая модель — самые профессиональные коньки от K2, MOD X Pro, похожи по многим параметрам на уже описанные, однако отличаются от MOD 10.5 еще большей жесткостью рамы по отношению к скручивающим нагрузкам и конструкцией ботинка. Он выполнен из кожи и усиленного кевларом (арамидовым синтетическим волокном, из которого делают самые современные бронежилеты) лавсана (на Западе этот сложный полиэфир на зывают «mylar»). Легкий и прочный, ботинок подгоняется по ноге при помощи горячей формовки.

Когда мы расставались с «Сухарем», он признался, что, только надев «спиды», почувствовал настоящую скорость. А еще — что стал больше и быстрее думать, потому что маневрировать на них труднее и надо готовиться заранее. Зато более устойчивые, из-за более длинной рамы и расположенного дальше за пяткой заднего колеса, беговые ролики позволили ему иногда расслабляться, скатываясь с горы. Может быть, как раз это ощущение и переломит отношение к ним россиян. Катаются же многие с гор только потому, что им лень двигать руками и ногами на лыжне.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2003).