Экспериментаторы учли очевидное условие: тонущий корабль наверняка будет иметь крен. Кроме того, в бурном море волны кидают судно с одного борта на другой. Поэтому макет коридора с трапом длиной в 21 ступеньку был установлен на гидравлических опорах, раскачивавших и наклонявших его на 20 градусов в разные стороны. Выяснилось, что большинство пассажиров не имеют четкого представления о конструкции судна и просто не знают, куда бежать и как попасть на нужную палубу. Более того, макетные испытания показали, что стандартные коридоры и трапы плохо приспособлены для перемещения толп людей, если судно кренится даже незначительно.
Перемещение участников эксперимента записывалось видеокамерами, а затем обрабатывалось на компьютерах. Оказалось, что, поскольку на многих лайнерах спасательные жилеты хранятся в каютах, во время катастрофы часть пассажиров бросается туда, создавая встречный поток тем, кто уже надел жилеты и спешит покинуть судно. На трапах трудности и заторы появлялись из-за того, что в спасательных жилетах люди не видели своих ног и мешкали на ступенях, опасаясь падения.
Ситуация в коридоре становилась еще более драматичной, если выключить свет (на «Адмирале Нахимове» аварийное освещение погасло через две минуты после столкновения, и судно тонуло в полной темноте) или наполнить коридор дымом. А ведь, например, на борту парома «Скандинавская звезда» в апреле 1990 года пожар начался сразу после выхода из порта Осло и продолжался двое суток. Это стоило жизни 158 пассажирам, остававшимся на борту. Следователи выяснили, что тридцать человек прошли мимо выхода и погибли буквально в трех метрах от спасения.
Исследователи из Международной морской организации предлагают лишь одно эффективное решение проблемы безопасности существующих пассажирских судов — сокращение числа пассажиров. Однако скорее всего понадобятся еще годы международных переговоров, пока судовладельцы перестанут сопротивляться назревшим переменам, в которых сегодня видят только попытку ограничить их прибыли.