Бытует мнение, что если в Формуле-1 результат выступления зависит на 80% от качества машины и лишь на 20% от мастерства пилота, то в велотриале, напротив, исход состязания определяется только талантом и трудолюбием спортсмена, его физической подготовкой, чувством равновесия, способностью концентрироваться. Однако и здесь не все так просто. Даже если живую легенду велотриала Ханса Рея посадить, скажем, на шоссейный велосипед, он вряд ли пройдет и десятую часть дистанции

Движущиеся мостики-качельки Классический атрибут трасс для велотриала под открытым небом
Не цирк, а кайф В последнее десятилетие велотриал стал частью городского стиля и перестал считаться «цирковым» видом спорта для избранных
Шлем Шлем-фулфейс с развитой защитой подбородка — неотъемлемый атрибут экстремального стиля
При падении с такой высоты спасет только защитный костюм — «черепашка»
Ближайшим родственником триала является фрирайд, сочетающий в себе скоростную езду по городу и бездорожью, преодоление препятствий и сумасшедшие трюки на трамплинах

Где нельзя пройти — проедем

Считается, что история велотриала началась в Америке в середине 1970-х, когда чемпион Техаса по мотоциклетному триалу Эдди Кесслер предложил участникам соревнований тренироваться на велосипедах. Талантливые европейские райдеры быстро переняли заокеанский опыт и стали побеждать на мировых чемпионатах, а увлечение велотриалом распространилось по всему миру.

Суть триала состоит в преодолении препятствий на колесной технике. Для опытных велосипедистов не составляет труда запрыгнуть на полутораметровый пьедестал или спрыгнуть с трехметрового, забраться вверх по лестнице маленькими шажками, проехать на одном колесе (заднем или переднем) по бревну шириной с компакт-диск.

Для соревнований по велотриалу строятся специальные трассы. Трасса может быть возведена где угодно, будь то естественные условия (горы, лес, даже водопад), городской ландшафт, крытый стадион или даже школьный спортзал. В ход идут любые подручные материалы — камни, стволы деревьев, деревянные ящики, старые покрышки. Для особой зрелищности возводятся подвесные мосты, качели, движущиеся конструкции.

Цель заезда — пройти всю трассу, не касаясь ногами земли. За каждое касание начисляются штрафные баллы. Райдер, набравший меньше штрафов, побеждает. Сложность трассы рассчитывается таким образом, чтобы даже очень опытный райдер хоть раз да оступился.

В последнее десятилетие велотриал стал частью городского стиля, а заодно перестал считаться «цирковым» видом спорта для избранных. Все больше молодых райдеров катаются для собственного удовольствия, не принимая участия в соревнованиях. Городской ландшафт изобилует разнообразными препятствиями: это и тротуарные бордюры, и фасады крупных зданий, и пьедесталы многочисленных памятников. Да и благодарные зрители в городе всегда найдутся. Наибольшим уважением пользуются спортсмены, которые умеют выполнять максимальное количество трюков: езда и прыжки на заднем или переднем колесе, вращения и пр. Настоящий любитель триала стоит и перемещается на велосипеде не менее уверенно, чем на собственных ногах.

Начать заниматься велотриалом достаточно просто. Для этого необходима общая физическая подготовка, недюжинный запас терпения, опытный наставник или хотя бы пример для подражания, комплект защиты и, что немаловажно, специальный велосипед.

Mod или stock?

Велосипеды для триала бывают двух типов: мод-байк и сток-байк. Разница между ними заключается в размере колес: у модов (modified, модифицированный) они 20-дюймовые, как на BMX, а у стоков (stock, стандартный) — 26-дюймовые, как на обычных горных велосипедах.

Мод-байки обладают рядом достоинств. Меньшие габариты и небольшие колеса позволяют им более остро управляться и точнее «прицеливаться» перед прыжком. Мод-байк ниже стока, поэтому падать с него не так больно.

К тому же рама мода располагается настолько низко, что об нее практически невозможно повредить колено, а для стока такая травма нередка.

Мод значительно прочнее стока: погнуть 20-дюймовые колеса от BMX практически невозможно, тогда как 26-дюймовые колеса — это расходный материал. В то же время мод легче, а значит, на нем можно легче и выше прыгать.

Мод-байки имеют ряд особых черт. Например, в связи с малым диаметром колес на моды не устанавливаются ни задние переключатели скоростей (передних в триале вообще не бывает), ни дисковые тормоза — эти узлы оказались бы слишком низко и были бы повреждены о первое же препятствие. Мод-байки — это экстремальные триальные снаряды, не предназначенные ни для чего другого.

Они не лишены недостатков. Прежде всего, маленькие колеса означают плохую проходимость. Препятствия, незаметные для стока (корни, ямы), могут оказаться губительными для мода. Мод-байк годится только для асфальта и специальных трасс. Из-за отсутствия переключателя скоростей мод не позволяет с комфортом добраться до места тренировки.

Мод-байк — это и не горный велосипед, и не BMX. Запчасти для него — это такая же редкость, как и сам мод. Он прочен, но если поломка все же произойдет, справиться с ней будет нелегко. Наконец, если вы катаетесь на мод-байке, практически невозможно объяснить окружающим, что у вас не BMX (20-дюймовые колеса — его верный признак), а триал-байк и вы не можете скользить по перилам и кататься в рампе для скейтбордистов.

Подавляющее большинство райдеров катается на сток-байках. Триал на велосипедах с большими колесами более зрелищен, лучшая проходимость сток-байков расширяет горизонты, а между тренировками на стоке можно с комфортом продефилировать по городу.

Ничего лишнего

Многие технические новинки, без которых не мыслят существования современные велосипедисты, не прижились в триале. Например, ставшим уже стандартом для горных велосипедов алюминиевым рамам любители триала предпочитают более тяжелые хром-молибденовые. Причина проста — алюминиевые рамы при триальных нагрузках запросто ломаются. Триальная рама должна быть короткой, ростовку следует выбирать на два размера меньше, чем предписано производителем.

Маленькая рама меньше стесняет движения райдера, поэтому позволяет переносить вес тела за заднюю или переднюю ось. Седло при его наличии используется только на пути к трассе и для отдыха. В триале не используются амортизационные вилки — они лишь ухудшают чувство байка. Широкий руль триального байка позволяет более точно управлять поворотом колеса и распределением веса. На него никогда не ставятся «рога» — при катании они не помогут, а при падении могли бы стать причиной серьезных травм.

Для повышения прочности конструкции используют специальные колесные втулки с более толстыми осями, педальные шатуны повышенной прочности, толстые спицы и двойные обода колес. Зачастую выносливость достигается ценой лишнего веса. Скорости в триале пешеходные, важен крутящий момент, поэтому с велосипедов снимают две передние звездочки, оставляя самую маленькую. На место остальных звезд ставится рокринг — прочный диск, защищающий звездочку и цепь при контактах с препятствием. Иногда рокринг используют даже как дополнительную точку опоры. Задний переключатель скоростей в триале часто бывает укороченным — чтобы не повредить его о препятствие.

Дисковые тормоза, доказавшие свою эффективность на горных велосипедах, в триале непопулярны: их легко повредить о препятствие. Чаще всего используется обычный ободной V-brake с тросиком — как на самых дешевых маунтин-байках. В последнее время набрали популярность гидравлические ободные тормоза Magura. Они обеспечивают лучшую обратную связь. Для выполнения трюков важно, чтобы тормоза сразу намертво блокировали колесо. Для этого некоторые спортсмены даже намазывают обода колес гудроном.

Гордость владельцев триальных байков — широченные шины с развитым протектором. Для установки этих «катков» иногда приходится расширять проем в раме, использовать специальные изогнутые скобы тормозных механизмов. Способ «впихнуть» шину на велосипед часто становится предметом горячих дискуссий среди спортсменов. Широкие покрышки делают байк более устойчивым, а «зубастый» протектор помогает цепляться за края препятствий. При обилии острых преград важно сохранить камеру от пробоя. Для этого используются специальные защитные ленты, помещаемые внутрь покрышки, или камеры из более толстой резины.

Для катания по городу или соревнований важно, чтобы байк не только классно управлялся, но и выглядел на все сто. Украшению своих боевых коней райдеры уделяют не меньше времени и средств, чем техническому совершенствованию.

Остаться одним куском

Велотриал — травмоопасный вид спорта. Чтобы получить удовольствие от катания и сохранить здоровье, следует выполнять два правила. Во‑первых, в триале нельзя использовать контактные педали, пристегивающиеся к ботинкам, и педали с туклипсами (ремешками). Спортсмен должен быть готов в любой момент поставить ногу на землю. Классические педали для триала — платформы от BMX.

Во‑вторых, ни в коем случае не стоит пренебрегать защитой. Как минимум должны присутствовать наколенники и специальные щитки для защиты голеней — ноги легко «пропечатать» шипованными педалями. Не повредят налокотники и защита кистей рук — на них, возможно, придется падать. Для особенно экстремальных трюков используется «черепашка», сочетающая в себе защиту груди, спины, плеч и рук. И, разумеется, спортсмены используют шлем, причем не обычный велосипедный, защищающий только часть головы, а так называемый «фулфейс» (full face) с защитой подбородка — неотъемлемый атрибут экстремального стиля. Потому что как и в других видах экстремального спорта, самой главной частью тела для любого спортсмена остается голова.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2005).