Электромотор раскручивает лопасти планера, механик разбегается, бросает аппарат вперед — и он оказывается в небе. Наступает тревожное ожидание. Теперь вся надежда на пилота. Планер взмывает выше и выше, но на высоте около 40 м пикирует вниз. Это первый полет радиоуправляемого планера «Популярной механики»

Для своего первого полета «Популярная механика» выбрала RTF-модель планера, которая требует минимальных затрат по сборке. Именно такие модели чаще всего покупают новички
На подготовку к полету модели из коробки коллега потратил около часа. При этом больше всего времени потребовало украшение планера яркими наклейками. В ходе испытания выяснилось, что планер нуждается в доработке

К приобретению радиоуправляемого планера я шел давно. Сначала наблюдал за тем, как мои коллеги запускали в небо радиоуправляемые самолеты и вертолеты. А окончательно вдохновившись, решил, что моим билетом в небо станет самолет с электродвигателем, поскольку научиться управлять вертолетом куда сложнее и к тому же я за экологию. Но как раз в этот момент главный редактор заинтересовался свободнолетающими планерами и увлек всю редакцию занимательными историями о поисках термиков — восходящих тепловых потоков. Быть может, стоит первым делом поднять в небо планер? В ходе общения со специалистами выяснилось, что управлять планером не сложнее, чем самолетом. А обычно даже проще — планер, в отличие от самолета, дает время на обдумывание маневра.

Поэтому планеры привлекают к себе людей, склонных к созерцательности. Эта черта характера мне не чужда, поэтому вскоре мой созерцательный взгляд уже подыскивал планер в магазине радиоуправляемых моделей.

Планер для новичка

Как это часто бывает у нас в редакции, мне предложили совместить техническое увлечение с работой. С меня — обещание подготовить материал о полете планера, с редакции — средства на покупку аппарата. Заманчивое для сезона отпусков предложение сковало мою свободу. Теперь мне требовалось поторопиться, чтобы поспеть в следующий номер, который выйдет в самый разгар авиамодельного сезона. Кроме того, стало необходимым учесть интересы массового читателя при выборе модели. Другими словами, теперь я не мог поддаться искушению купить нераспространенную модель, а должен был непременно приобрести доступную, пользующуюся повышенным интересом у покупателей. Так в моих руках оказалась коробка с планером Kyosho Stratus 2000S — «очень достойным вариантом за свои деньги», как описал эту модель консультант. 7000 рублей редакционного бюджета были обменяны на практически готовый к полету мотопланер с размахом крыла 186 см.

Внутри фюзеляжа уже установлена и отрегулирована четырехканальная аппаратура Perfex Kyosho 35 МГц Mode-2, использующая три канала — руль высоты, руль направления и управление газом. Нам осталось лишь зарядить штатный никель-металлогидридный аккумулятор емкостью 1800 мАч, скрепить двухсторонним скотчем и винтами детали планера и украсить его красочными наклейками.

Перед тем как отправить наш планер на возможный убой, мы отсоединили от него крыло, аккуратно уложили в коробку и погрузили в машину.

В руках профессионалов

Несмотря на то что на моем ноутбуке установлен компьютерный симулятор запуска радиоуправляемых моделей, на котором я вот уже пару недель осваиваю полет на планере, первые натурные испытания я решаю доверить профессионалам. С организацией полета нам обещают помочь энтузиасты из Южного Бутово — опытный пилот Максим Кузнецов и руководитель лаборатории «Полет» ЮАО Москвы Андрей Притугин. Они по выходным летают на специальном поле в своем районе, а заодно бесплатно обучают начинающих — на их площадку мы и привозим наш планер.

Специалисты заверили, что, решив довериться профессионалам, мы поступили правильно. Во‑первых, перейти с управления компьютерным симулятором на пилотирование реальной модели не слишком просто. Именно на этот этап приходится большее число «смертных» случаев среди радиоуправляемых моделей.

А во-вторых, мы купили модель из семейства RTF (ready to fly, «готовая к полету», а такие модели, несмотря на то что их чаще всего покупают новички, требуют от пилота высокого мастерства управления.

Для начинающих предпочтительнее модели серии ARF (almost ready to fly, «почти готовые к полету») — благодаря установке более качественных комплектующих управлять ими проще, но потребуется затратить больше времени и денег на подготовку к полету.

Но наши консультанты утверждают: «Лучше потратить чуть больше времени и денег на начальном уровне, чем потерять модель по вине плохой аппаратуры и в конце концов прийти к тому же». Не хотелось бы нам потерять нашу модель… Тем не менее шансы, что это произойдет, высоки: специалисты рассматривают планер и остаются невысокого мнения о нашей штатной аппаратуре. «Если вы не преследовали цели запустить именно стандартный планер со штатной аппаратурой, то мы бы посоветовали не рисковать — сначала поменять аппаратуру и только после этого приступить к запускам», — таков их вердикт.

Каждый раз как последний

Поскольку облет нашей RTF-модели требует мастерства, пилот Максим сначала разминается на своем радиоуправляемом самолете, совершая на нем невероятно зрелищные трюки, и только потом переходит к нашему летательному аппарату. Запускаем электромотор машины, Андрей поднимает аппарат вверх, разбегается и кидает его вперед против ветра. Оператора ждет самый сложный и рискованный для планериста режим — подъем его в воздух после броска.

Наш планер взмывает вверх, набирает скорость — все попеременно смотрят то на него, то на Максима с пультом. Однако на высоте примерно 40 м аппарат теряет управление и падает вниз. На расстоянии полусотни метров от нас он врезается в поле, и мы направляемся к нему. Неужели наш первый полет стал последним?

К счастью, планер практически не пострадал — главным образом благодаря тому, что Максим все-таки смог приземлить его максимально аккуратно, несмотря на нештатную ситуацию.

Причиной падения стало заклинивание руля направления: он застыл в крайнем положении и никак не реагировал на команды оператора. По мнению Максима, это случилось из-за того, что аналоговые сервомашинки, которые управляют на планере рулями направления и высоты, не защищены от помех. В большом городе летать с такой аппаратурой небезопасно.

Тем не менее мы совершили еще три полета, причем в ходе одного из них даже подняли планер метров на 150, но все они заканчивались одинаково: у планера заклинивало руль направления и он стремительно терял высоту. Первоначальные прогнозы консультантов оправдались: наша RTF-модель оказалась полуфабрикатом. Прежде чем приступить к очередным полетам, нам придется заехать в магазин и приобрести необходимый набор качественной аппаратуры на сумму около 3000 рублей — соответственно, цена планера в сумме возрастет до 10 000 рублей.

Получается, что с финансовой точки зрения предпочтительнее купить «голый» планер и потратиться на хорошую аппаратуру — так удастся сэкономить около 2000 рублей. Наши пилоты советуют нам поторопиться: «Пока лето, есть возможность запустить планер в термик. Солнечные дни для планеристов — это праздник». В тот же день, когда мы летали, погода была пасмурной, солнце то и дело скрывалось за облаками и такой роскоши, как термик, ждать не приходилось.

В один из следующих полетов мы собираемся поснимать видео с планера — именно подобная небыстроходная машина лучше других радиоуправляемых моделей подходит для аэросъемки. Есть у планера и еще одна примечательная особенность (она же одновременно и недостаток): для запуска этой машины обязательно нужны два человека. Один должен бросать его в небо, а другой — управлять. Только опытные мастера способны одновременно делать и то и другое. Впрочем, в этой особенности планера тоже есть свой кайф. Именно из-за нее эти летательные аппараты часто покупают отцы, планируя запускать их вместе со своими сыновьями.

И вот мы грузим планер в автомобиль. Наша первая попытка не стала последней, а значит, полеты в термиках и аэросъемка еще впереди.

Благодарим Максима Кузнецова и Андрея Притугина за помощь в организации полета

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2008).