Как взъехать на 45-градусный склон, выплыть из зыбучих песков и карабкаться на громадные валуны, не опрокидываясь (почти никогда) на спину подобно майскому жуку. Добро пожаловать в мир настоящей внедорожной езды. Здешние покатушки — достойная забава для крутых парней, хотя строилось все это совсем не забавы ради.

Тактический момент В этом году «Праулер» поступит в продажу для частных лиц (водитель-спецназовец в базовый комплект не включен)
The Everest Для чего нужно ездить на вездеходе по горным склонам? Да просто так! В этой комплектации гусеницы от танка «Абрамс» заменяют штатные задние колеса, а передок поддерживается лыжами. Лебедка компании Warn с тяговым усилием 8 т втянет машину на самые крутые склоны. Сияющий на солнце тент можно убрать, оставив только скромный пакет, затянутый арктическим камуфляжем
The Oakland Езда в большом городе преподносит свои сюрпризы. Здесь необходимы панорамные окна, бронированные пленкой BlastGARD. Передние подъемные вилы компании Case помогают радикально решать проблемы парковки, а 6 всепогодных громкоговорителей Klipsch CA-SW-8T, смонтированных вдоль бортов автомобиля, обеспечивают 111 дб звука концертного качества
The Baja Для прогулок вдоль побережья корпусные панели заменяются алюминиевым судовым корпусом компании CoolAmphibious. В воде специальная трансмиссия вращает спаренные винты, а как на корме организуется купальная платформа. На суше складной солнечный тент, под которым помещается мультимедийный центр, сделает наш автомобиль привлекательным для любой компании
Воздушный десант «Праулер» умещается внутри вертолета, так что может служить отличным легким ударным военным транспортным средством
Прежде, чем решитесь покупать «Джип», «Хаммер»… Не тяните с заказом — этих игрушек на складах не так уж много. Сверху вниз: RST-V, Iguana FV4, Iguana, ASV

Я пристегнут к сиденью «Праулера», который представляет собой что-то вроде багги, сильно раскормленного на анаболиках. Мы застряли на полдороге вверх по чуть ли не вертикальной насыпи где-то на окраинах Феникса, у самой границы пустыни. Из-под шлема, сквозь пылезащитные очки я таращусь прямо вверх, в широкое голубое небо Аризоны, напоминая себе астронавта, который собирается с духом перед пуском главного двигателя. За моей спиной отчаянно крутятся могучие задние колеса, безуспешно пытаясь хоть за что-нибудь зацепиться.

Кто вытащит меня из этого дурацкого положения? Кавалерия? Морская пехота? Снизу, с того места, откуда я начал путь, отчетливо слышу железный голос Рокки Сенатора.

«Брось педаль газа! — орет сержант в зеленом берете, приставленный ко мне для обучения езде по пустыне (стоило это сделать, и движок сразу притих). — А теперь воткни заднюю!»

Вряд ли это правильный совет. Всего одно неверное движение, и я кубарем покачусь вниз, так что издали будет не отличить, где выхлопная труба, а где дуги ограждения. Однако Сенатор — не тот парень, с которым стоило бы спорить. Так что я сжимаю зубы, осторожно сдвигаю дрожащую ногу с педали газа на тормоз, а потом на сцепление, и… «Праулер» мягко соскальзывает задним ходом вниз по склону.

Тем временем Сенатор читает нотацию: «Когда угол подъема превышает 45 градусов, на сцепление с грунтом полагаться уже нельзя. Никакой буксовки, только инерция. А где ее взять? Разгонись до того, как подъем станет слишком крутым».

Итак, начинаю вторую попытку. На этот раз изо всех сил жму на газ, «Праулер» шустро взбегает по склону и гордо взлетает над бровкой. В момент приземления подвеска принимает на себя удар мягко, как батут, и дальше аппарат катится беспечно, как ни в чем не бывало.

А я хочу такого, как Хаммер!

Итак, еще раз добро пожаловать в мир вездеходов, которым не страшен за рулем никакой идиот. В борьбе за контракты Пентагона автостроительные фирмы способны творить чудеса. Стремясь предоставить на рынок новый «Джип», «Хаммер» или «Страйкер», горстка отчаянных и находчивых предпринимателей так и норовит проскочить поближе к министерству обороны, минуя его традиционных поставщиков. Именно в этой свалке и возникают новые стремительные и неуловимые вездеходы, достойные стремительных и неуловимых солдат XXI века. Но не будем пока говорить о военных аспектах — некоторые из этих новинок оказываются чертовски привлекательны для любого гражданского автофаната, умеющего ценить мужественный стиль и бешеный момент на низких оборотах.

«Праулер» может прельстить как «бойца», играющего в войну по выходным, так и солдата настоящих вооруженных сил. Возник он как плод фантазии Амоса Дикона, калифорнийского предпринимателя, а попутно и большого любителя прогулок по бездорожью. Ему хотелось создать более безопасную альтернативу обычным квадроциклам. Вскоре эта игрушка попала в поле зрения джентльменов из Diamondback Tactical, которые сбывают военным множество разных безделушек — от нательной брони до ремкомплектов к автопротекторам. Компания предположила, что «Праулер» найдет свое место на поле боя. Если его сбросить с вертолета, он может быстро преодолеть несколько километров до цели и предпринять неожиданную атаку, после чего так же быстро отступить. Некоторое количество «Праулеров» уже используется в Афганистане и Ираке.

Дожидаясь серьезного прорыва в отношениях с оборонщиками, владелец Diamondback Джейсон Бек планирует наступательную операцию в направлении рынка спортивного снаряжения. «Праулер» сконструирован на базе двигателя и трансмиссии квадроцикла Yamaha Grizzly 660, но снабжен клеткой безопасности на случай переворота, в нем опущен центр масс, а мотоциклетный руль заменен баранкой вроде автомобильной, что добавило уверенности в поворотах. В результате получился экипаж с внушительной проходимостью, и при этом с отличной «защитой от дурака».

К концу весны Бек планирует начать продажу одноместного аппарата в варианте для самостоятельной сборки. По предварительным прикидкам цена должна составить около $20 000 (Grizzly модели 2005 года сейчас продается примерно за $7000). Тот Праулер, на котором мне довелось покататься, ничуть не показался слабаком (на нем стоял стандартный 34-сильный движок, а весил он 400 кг). Вариант, планируемый для продажи в виде сборочного комплекта, предполагается комплектовать полноценным автомобильным двигателем, причем из относительно мощных. Это будет оттюнингованная версия 190-сильной «Хонды VTEC», которую не стыдно поставить и на спортивный седан. Если даже нынешний «Праулер» на пределе способен выдать 110 км/час, легко себе представить, сколь устрашающей будет рыночная модель.

Сбруя к любимому коню

Овраг за офисом Diamondback оказался вполне удобным местом для проверки возможностей «Праулера». Перескочив через бровку и катясь вниз по откосу, на который только что забрался с таким трудом, я увидел разлетающийся в стороны мир, как из тележки на американских горках. «Праулер» стремительно слетает вниз, потом легко проскакивает по пустырю, усыпанному булыжниками размером с баскетбольный мяч. Когда я качусь по парковке к складу, управление этим мини-монстром оказывается настолько схожим с автомобильным, что, обгоняя какой-то «Додж-Караван», я машинально тянусь к поворотнику.

Мы снова в офисе Бека. Сенатор и его босс излагают планы завтрашней вылазки подальше в пустыню. Меня отвлекают раскиданные вокруг груды разных примочек к «Праулеру». Если бы я был покупателем, то не устоял бы перед соблазном украсить свою игрушку несколькими забавными прибамбасами. Кому-то по душе блестящие молдинги, колпаки и оглушительное стерео, а вот я бы выбрал крепеж для автоматической винтовки М-16 или, на худой конец, спутниковую тарелку.

Бек перебивает мои мечты веселым рассказом о том, как однажды зимой в снегопад, оттягиваясь по горным тропам, он не заметил края обрыва и скатился кубарем, перевернувшись шесть раз через борт и два раза через нос. Остановиться удалось только на 30 метров ниже отправной точки. «Ну, я отстегнулся, — вспоминает Бек, — вылез, мы лебедками втянули машину обратно на тропу и поехали дальше». Спасибо хромомолибденовому защитному каркасу и крепящимся в пяти точках ремням безопасности! Мораль этой истории: «Покуда не высовываешь руки наружу, пораниться в этой клетке почти невозможно».

«А вот я предпочитаю не ездить вверх ногами, — успокоил меня Сенатор, когда Бек уже не мог нас услышать. — В бою быстро усваиваешь один урок. Трудно обезвредить врага, если висишь кверху задницей».

Автошкола, дубль два

На следующее утро мы погрузили три «Праулера» в кузов грузовика и направились к горам White Tank в получасе езды от города. Когда из всей растительности вокруг только громадные башни кактусов сагуаро, а под ними какая-то похожая на щетку дрянь, кажется, будто ты укатил от цивилизации на тысячи миль. Впрочем, за следующим поворотом пейзаж оживляется ржавым холодильником по одну сторону дороги и грудой стреляных гильз — по другую.

«Похоже, сезон охоты на холодильники уже открыт», — сострил Сенатор с невозмутимым выражением лица.

Когда мы выгрузили «праулеры», он указал на тропу, круто уходящую вверх от подошвы холмов. На сегодня это была наша первая задача. Условия, приближенные к боевым, поясняет Сенатор, состоят в том, чтобы ехать очень медленно по немыслимо пересеченной местности, зачастую прокладывая дорогу там, где ее никогда раньше не было. Похоже, мы попали на идеальную учебную площадку — кругом острые выступы, вся земля усыпана колотым гранитом. Вспоминая вчерашние наставления Сенатора, я стараюсь жать педаль в пол. Когда «Праулер» натыкается на камень величиной с хороший арбуз, одно из колес взлетает в воздух, а потом шлепается об землю.

Но вот раскрутившееся колесо снова сцепляется с землей, и Праулер по собственной инициативе кидается с тропы в сторону. Когда мне удается нащупать педаль тормоза, я уже оказываюсь лицом к лицу с трехметровым кактусом, а мой аппарат начинает крениться как Пизанская башня.

«Все в порядке?» — спрашивает Рокки. Я поднимаю вверх оба больших пальца, изображая уверенность в себе, которой в самом деле вовсе не испытываю.

«Воткни заднюю!»

Усвоен еще один урок: правило «когда сомневаешься, жми на газ» справедливо только в ситуациях плохого сцепления с грунтом. На скалах, где высокий протектор наших шин всегда найдет, за что зацепиться, на повестке дня стоит обучение ползать по‑пластунски. Еще минута, и тропа слева обрывается, а левое переднее колесо зависает на высоте больше полуметра. «Вперед, не останавливаться!» — подбадривает Рокки.

Вау! Весь мир выскальзывает из-под меня. Я держусь изо всех сил за баранку, а «Праулер» кренится влево, еще, еще левее, потом резко отшатывается назад, выравнивается и бежит дальше по тропе. Если бы я попробовал хоть один из этих дурацких фокусов на обычном внедорожнике, отдыхать бы мне уже на полу вертолета скорой помощи.

Наконец заканчивается вся наша дневная программа. Последний на сегодня этап — «возврат на базу». Берем курс к подножию холмов и на плоскую, просторную пустыню. Теперь можно выключить полный привод, дать газу до отказу и поднять пыль до неба, распугивая гремучих змей и кидая «праулеры» в такие заносы, каким позавидует любой лихач.

По дороге домой нам попалась цепочка из крутых трамплинов, связанная парой наклонных виражей. Этот пустынный аттракцион когда-то сделали мотоциклисты-кроссовики, но пройти его на «Праулере», болтаясь в привязных ремнях, хватая ртом воздух и забывая о силе тяжести, оказалось ни с чем не сравнимым удовольствием. Запроси по доллару за сеанс, и очередь выстроится до горизонта. Я проношусь мимо друзей, мою глупо улыбающуюся рожу шлифует летящий навстречу песок, и в какой-то момент замечаю, что на деревянной физиономии Сенатора тоже проступает улыбка.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2005).