Сегодня автомобильное движение по четырехкилометровой горной дороге, соединяющей два маленьких швейцарских городка Давос и Клостер, напоминает городское: то проносятся кортежи политиков и финансистов, спешащих на очередной высокогорный саммит, то ползут в горы груженные лыжами и сноубордами машины и автобусы с горнолыжниками. А в конце XIX века дорога была пустынна и по ней гораздо чаще катались на санках, чем ездили на другом виде транспорта.

«Начинка» тобоггана. Хорошо видны направляющие ролики и тормозные механизмы
Места пилота и пассажира тобоггана. По бокам видны рычаги управления тормозным механизмом

В 1883 году по ней промчались спортсмены-любители из шести стран, дав тем самым официальное начало современному санному спорту. Победу тогда одержали санки с австрийским студентом Георгом Робертсоном и швейцарцем Петером Минхом.

Четырехкилометровую трассу они преодолели за 9 минут 15 секунд со средней скоростью 25,5 км/ч. Через сто лет современные санки проходят свои ледяные трассы со скоростью свыше 140 км/ч!

На саночках

Платой за скорость стало превращение санок в суперэлитарный вид спорта — трасс для этого спорта меньше, чем для автогонок Формулы-1. Современная санно-бобслейная трасса, позволяющая развить такие скорости, представляет собой сложную систему бетонных коробов с искусственным льдом ценой около $25 млн. В мире сейчас насчитывается всего 14 таких трасс. В федерации санного спорта есть даже специальное слово для обозначения стран, не обладающих собственными трассами — они называются «малыми». Кстати, Россия как раз такая «малая» страна — единственная санно-бобслейная трасса в СССР располагалась в Сигулде, Латвия. И теперь наши бобслеисты и саночники вынуждены тренироваться за границей.

Помимо «спорта ради спорта» развивались санки и в более демократичной плоскости. Например, натурбан — гонки на натуральном рельефе. В январе прошлого года москвичи имели возможность наблюдать соревнования по натурбану на Воробьевых горах. Однако гонки на спортивных санях как по специальным, так и по природным трассам остаются одним из самых травматичных видов спорта — ежегодно гибнет несколько спортсменов. Но существует еще одна разновидность подобного времяпровождения, самая массовая и безопасная — тобогган.

Тобогган

Вообще то слово «тобогган» позаимствовано у канадских эскимосов и обозначает бесполозные санки. В своем первоначальном значении оно уже давно позабыто и сейчас используется для обозначения разнообразных устройств для спуска с горы — как зимних, так и летних.

Самое примитивное устройство я застал еще в детстве: зимой взрослые в крутом берегу реки строили изогнутые желоба и заливали их водой. Сами транспортные средства представляли собой обычные мешки с песком, дно которых на морозе также заливалось водой. Получался своеобразный примитивный бобслей.

В альпийских горных деревушках также мастерили подобные трассы, правда, используя для спусков технологически более продвинутые устройства, напоминающие современные спортивные санки. В капиталистическом мире на одном энтузиазме дело долго оставаться не могло. Трассы стали строить промышленным способом, и был придуман летний тобогган. Сегодня, если вы увидите рекламное объявление с этим словом, то знайте, имеется в виду именно последний.

Готовь сани летом

Существует несколько разновидностей тобоггана. Самая интересная из них — это длинная (от 250 метров до 2,5 километров) трасса-желоб из нержавеющей стали, с крутыми поворотами и трамплинами. Все сегменты соединяются сварными швами или специальными скользящими соединениями, компенсирующими изменение длины конструкции при колебании температуры. Вдоль бортов трассы проходят защитные трубы, прикрывающие острые края желоба и предотвращающие выбрасывание саней из желоба.

Для катания по таким трассам используют два типа саней — полозные и роликовые.

Сани первого типа используются на более крутых склонах (12−60 градусов). Они имеют всего одну пару колес и две пары полозьев вдоль бортов, на которых они и скользят по желобу.

На покатых трассах (4−30 градусов) используют более скоростные роликовые сани, движущиеся на четырех обрезиненных роликах. Существует и самая комфортная разновидность роликовых саней — двухместный твинбоб. Это самые тяжелые, комфортабельные и скоростные сани, развивающие скорость порядка 40 км/ч.

В отличие от своих спортивных собратьев такие сани снабжены только одним механизмом управления — тормозом. В идеале на тормоз можно вообще не давить — трасса рассчитана так, что сани просто не могут вылететь с нее, а в конце всегда есть принудительное тормозное устройство. Но если страшно, то всегда есть возможность дернуть ручку тормоза.

Хотя здесь есть свои проблемы — в часто тормозящий тобогган могут въехать более быстрые преследующие сани. Приходится либо увеличивать интервалы между санями, либо оборудовать трассу специальными электромагнитными тормозами — если датчики определяют критическое расстояние между тобогганами, то электромагниты автоматически подтормаживают преследующие сани.

По идее, такая трасса может использоваться круглогодично при условии постоянной очистки желоба. Однако частые дожди или обильные снегопады делают эксплуатацию тобоггана невозможной. Поэтому в Альпах трассы делают заподлицо со склоном, а к зиме закрывают сверху специальными щитами и прокладывают поверх них обычные снежные горнолыжные трассы.

Рельсовый транспорт

В 1997 году в горах появились новые трассы для тобоггана — так называемые «альпийские горки». На них сани опираются на стальные рельсы-трубы и бесшумно скользят по ним на роликах. Плюсы новых трасс состоят в том, что они круглогодичные — трубчатые направляющие расположены на достаточной высоте и не заносятся снегом. Минусы — сани идут в буквальном смысле как «по рельсам», и нет поперечного маневра, как в желобных трассах. Однако для симуляции такого смещения компания Wiegand придумала сани Pendelino, качающиеся в виражах.

Любишь кататься

Традиционно стартовать на трассах тобоггана можно с двух позиций — сверху или снизу трассы. В последнем случае сани вместе с пассажиром вначале медленно поднимаются вверх по специальной подъемной трассе, подобно тому, как это делается на американских горках. В целях экономии средств экономии средств трассы тобоггана, особенно сезонного летнего, часто совмещают с зимними горнолыжными трассами, и тогда подъем к точке старта осуществляется на традиционных кресельных подъемниках.

Где кататься

Трассы тобоггана есть на большинстве современных альпийских курортов, однако сейчас их массированное строительство развернулось по всему миру — даже Китай уже насчитывает более двадцати. В нашей стране запущена пока только одна трасса — в подмосковном парке «Яхрома»: 553 метра спуск и 175 метров — подъем. Сейчас ведутся активные переговоры об установке новых трасс для тобогганов еще в нескольких местах — на Воробьевых горах в Москве, в Сорочанах в Подмосковье и Красной Поляне в Сочи. Так что катайтесь на здоровье!

Редакция благодарит спортивно-развлекательный парк «Яхрома» за помощь в организации съемок

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2005).