Нерусские горки: Народная забава, доведенная до технического совершенства

Сегодня автомобильное движение по четырехкилометровой горной дороге, соединяющей два маленьких швейцарских городка Давос и Клостер, напоминает городское: то проносятся кортежи политиков и финансистов, спешащих на очередной высокогорный саммит, то ползут в горы груженные лыжами и сноубордами машины и автобусы с горнолыжниками. А в конце XIX века дорога была пустынна и по ней гораздо чаще катались на санках, чем ездили на другом виде транспорта.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1883 году по ней промчались спортсмены-любители из шести стран, дав тем самым официальное начало современному санному спорту. Победу тогда одержали санки с австрийским студентом Георгом Робертсоном и швейцарцем Петером Минхом.

Четырехкилометровую трассу они преодолели за 9 минут 15 секунд со средней скоростью 25,5 км/ч. Через сто лет современные санки проходят свои ледяные трассы со скоростью свыше 140 км/ч!

На саночках

Платой за скорость стало превращение санок в суперэлитарный вид спорта — трасс для этого спорта меньше, чем для автогонок Формулы-1. Современная санно-бобслейная трасса, позволяющая развить такие скорости, представляет собой сложную систему бетонных коробов с искусственным льдом ценой около $25 млн. В мире сейчас насчитывается всего 14 таких трасс. В федерации санного спорта есть даже специальное слово для обозначения стран, не обладающих собственными трассами — они называются «малыми». Кстати, Россия как раз такая «малая» страна — единственная санно-бобслейная трасса в СССР располагалась в Сигулде, Латвия. И теперь наши бобслеисты и саночники вынуждены тренироваться за границей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо «спорта ради спорта» развивались санки и в более демократичной плоскости. Например, натурбан — гонки на натуральном рельефе. В январе прошлого года москвичи имели возможность наблюдать соревнования по натурбану на Воробьевых горах. Однако гонки на спортивных санях как по специальным, так и по природным трассам остаются одним из самых травматичных видов спорта — ежегодно гибнет несколько спортсменов. Но существует еще одна разновидность подобного времяпровождения, самая массовая и безопасная — тобогган.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тобогган

Вообще то слово «тобогган» позаимствовано у канадских эскимосов и обозначает бесполозные санки. В своем первоначальном значении оно уже давно позабыто и сейчас используется для обозначения разнообразных устройств для спуска с горы — как зимних, так и летних.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое примитивное устройство я застал еще в детстве: зимой взрослые в крутом берегу реки строили изогнутые желоба и заливали их водой. Сами транспортные средства представляли собой обычные мешки с песком, дно которых на морозе также заливалось водой. Получался своеобразный примитивный бобслей.

В альпийских горных деревушках также мастерили подобные трассы, правда, используя для спусков технологически более продвинутые устройства, напоминающие современные спортивные санки. В капиталистическом мире на одном энтузиазме дело долго оставаться не могло. Трассы стали строить промышленным способом, и был придуман летний тобогган. Сегодня, если вы увидите рекламное объявление с этим словом, то знайте, имеется в виду именно последний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Готовь сани летом

Существует несколько разновидностей тобоггана. Самая интересная из них — это длинная (от 250 метров до 2,5 километров) трасса-желоб из нержавеющей стали, с крутыми поворотами и трамплинами. Все сегменты соединяются сварными швами или специальными скользящими соединениями, компенсирующими изменение длины конструкции при колебании температуры. Вдоль бортов трассы проходят защитные трубы, прикрывающие острые края желоба и предотвращающие выбрасывание саней из желоба.

Для катания по таким трассам используют два типа саней — полозные и роликовые.

Сани первого типа используются на более крутых склонах (12−60 градусов). Они имеют всего одну пару колес и две пары полозьев вдоль бортов, на которых они и скользят по желобу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На покатых трассах (4−30 градусов) используют более скоростные роликовые сани, движущиеся на четырех обрезиненных роликах. Существует и самая комфортная разновидность роликовых саней — двухместный твинбоб. Это самые тяжелые, комфортабельные и скоростные сани, развивающие скорость порядка 40 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от своих спортивных собратьев такие сани снабжены только одним механизмом управления — тормозом. В идеале на тормоз можно вообще не давить — трасса рассчитана так, что сани просто не могут вылететь с нее, а в конце всегда есть принудительное тормозное устройство. Но если страшно, то всегда есть возможность дернуть ручку тормоза.

Хотя здесь есть свои проблемы — в часто тормозящий тобогган могут въехать более быстрые преследующие сани. Приходится либо увеличивать интервалы между санями, либо оборудовать трассу специальными электромагнитными тормозами — если датчики определяют критическое расстояние между тобогганами, то электромагниты автоматически подтормаживают преследующие сани.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По идее, такая трасса может использоваться круглогодично при условии постоянной очистки желоба. Однако частые дожди или обильные снегопады делают эксплуатацию тобоггана невозможной. Поэтому в Альпах трассы делают заподлицо со склоном, а к зиме закрывают сверху специальными щитами и прокладывают поверх них обычные снежные горнолыжные трассы.

Рельсовый транспорт

В 1997 году в горах появились новые трассы для тобоггана — так называемые «альпийские горки». На них сани опираются на стальные рельсы-трубы и бесшумно скользят по ним на роликах. Плюсы новых трасс состоят в том, что они круглогодичные — трубчатые направляющие расположены на достаточной высоте и не заносятся снегом. Минусы — сани идут в буквальном смысле как «по рельсам», и нет поперечного маневра, как в желобных трассах. Однако для симуляции такого смещения компания Wiegand придумала сани Pendelino, качающиеся в виражах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любишь кататься

Традиционно стартовать на трассах тобоггана можно с двух позиций — сверху или снизу трассы. В последнем случае сани вместе с пассажиром вначале медленно поднимаются вверх по специальной подъемной трассе, подобно тому, как это делается на американских горках. В целях экономии средств экономии средств трассы тобоггана, особенно сезонного летнего, часто совмещают с зимними горнолыжными трассами, и тогда подъем к точке старта осуществляется на традиционных кресельных подъемниках.

Где кататься

Трассы тобоггана есть на большинстве современных альпийских курортов, однако сейчас их массированное строительство развернулось по всему миру — даже Китай уже насчитывает более двадцати. В нашей стране запущена пока только одна трасса — в подмосковном парке «Яхрома»: 553 метра спуск и 175 метров — подъем. Сейчас ведутся активные переговоры об установке новых трасс для тобогганов еще в нескольких местах — на Воробьевых горах в Москве, в Сорочанах в Подмосковье и Красной Поляне в Сочи. Так что катайтесь на здоровье!

Редакция благодарит спортивно-развлекательный парк «Яхрома» за помощь в организации съемок