Если этой осенью вам доведется пересекать Атлантический океан на лайнере, вы имеете все шансы столкнуться с кораблем — или даже с несколькими кораблями — без экипажа. Но не пугайтесь: скорее всего, это не флотилия мрачных и таинственных «Летучих голландцев», а участники первой в истории трансатлантической регаты роботов.

Полностью автономные парусные яхты-роботы готовятся к штурму Атлантического океана

Соревнования Microtransat проводятся уже в третий раз, но до сих пор их участники решались лишь на довольно скромные заплывы. В 2006 году первая тройка полностью автономных яхт попробовала свои силы на озере, в 2007-м уже четыре команды соревновались в Ирландском море. И только в этом году разработчики отважились отпустить свои детища порезвиться в настоящем океане. Взять штурмом Атлантику — это проблема совершенно нового уровня, и первая попытка стартует в конце сентября

Microtransat — регата в классическом понимании этого слова, поскольку одно из условий ее состоит в том, что суда могут двигаться лишь на парусной тяге. Яхты длиной до 4 м выйдут из португальского порта Виана-ду-Каштелу и должны будут добраться аж до Карибского моря, покрыв расстояние в 4000 морских миль (почти 6500 км). Невидимая финишная черта — отрезок западного меридиана 60 градусов между 10 и 25 градусами северной широты — проходит примерно в районе острова Мартиники. Ожидается, что путешествие займет у пока несовершенных роботов не меньше 2−3 месяцев.

Идея подобных соревнований пришла в голову уэльского профессора и большого любителя яхтенного спорта Марка Нила, который и создал главную головную боль для их участников — требование полной автономности кораблей. Помогать им в управлении разработчики смогут лишь в самом крайнем случае, если яхте будет грозить неминуемая гибель. В этом случае они будут гарантированно исключены из числа победителей, но хотя бы смогут сохранить свое детище для новых гонок.

В своем стремлении к автономности организаторы весьма последовательны. Мы уже упомянули, что двигаться яхты должны исключительно силой ветра. Вдобавок всю энергию для рабочих систем они могут получать либо от Солнца, либо от аккумуляторов на борту — никаких дозаправок и подзарядок не предусмотрено. В ориентировании роботы смогут положиться только на бортовые GPS-навигаторы, а для связи — на бортовые телефоны или модемы (тут каждый выбирает на свой вкус). Сведения о текущем местоположении яхты команды должны передавать организаторам ежесуточно.

Важным условием является и дешевизна аппаратов. Пока ни военные, ни коммерческие структуры не проявили серьезного интереса к подобным разработкам, они имеют только исследовательский интерес, а значит — сильно ограничены по бюджету. По мнению Марка Нила, в будущем такие роботизированные «морские волки» смогут вести постоянный мониторинг мирового океана, его химического состава и биоценоза. На них можно разместить датчики, отслеживающие содержание углекислого газа или хлорофилла, нефти или каких-либо других загрязнений, барометры, термометры и так далее. Все это — при условии действительной автономности корабликов — сделает исследования океана намного более экономными, чем теперь. А ученые будут следить за его состоянием, что называется, «в режиме реального времени».

На трансатлантическую регату заявки подали уже десять команд из Великобритании, США, Канады, Австрии и Франции. Российские команды, к сожалению, не проявили инициативы. В конце мая будущие соперники почти в полном составе собрались в Австрии, на чемпионате World Robotic Sailing Championship 2008, где продемонстрировали свои достижения, а четыре команды даже совершили пробные заплывы по озеру.

Победителем стала австрийская яхта «Робоут». Впрочем, без трудностей не обошлось: хотя достаточно было продемонстрировать полную автономность в двухсуточном плавании, ни один из участников, в том числе и победитель, не смог продержаться без проблем все положенное время. То одну, то другую яхту приходилось ремонтировать. Ну а во втором этапе — регате — безоговорочным лидером стал именно «Робоут», пока что один из главных фаворитов атлантической гонки.

Впрочем, до сих пор нет никакой уверенности в том, что хотя бы одна из яхт доберется до заветной черты: уж больно непосильной представляется задача. Если это случится, регату можно будет считать весьма успешной. Если же нет — победителем станет робот, сумевший ближе всех подойти к финишу или, в крайнем случае, оказаться западнее других участников. Делаем ставки, господа!

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2008).