Если этой осенью вам доведется пересекать Атлантический океан на лайнере, вы имеете все шансы столкнуться с кораблем — или даже с несколькими кораблями — без экипажа. Но не пугайтесь: скорее всего, это не флотилия мрачных и таинственных «Летучих голландцев», а участники первой в истории трансатлантической регаты роботов.
Ро/ботики: трансатлантическая регата роботов

Соревнования Microtransat проводятся уже в третий раз, но до сих пор их участники решались лишь на довольно скромные заплывы. В 2006 году первая тройка полностью автономных яхт попробовала свои силы на озере, в 2007-м уже четыре команды соревновались в Ирландском море. И только в этом году разработчики отважились отпустить свои детища порезвиться в настоящем океане. Взять штурмом Атлантику — это проблема совершенно нового уровня, и первая попытка стартует в конце сентября.

Microtransat — регата в классическом понимании этого слова, поскольку одно из условий ее состоит в том, что суда могут двигаться лишь на парусной тяге. Яхты длиной до 4 м выйдут из португальского порта Виана-ду-Каштелу и должны будут добраться аж до Карибского моря, покрыв расстояние в 4000 морских миль (почти 6500 км). Невидимая финишная черта — отрезок западного меридиана 60 градусов между 10 и 25 градусами северной широты — проходит примерно в районе острова Мартиники. Ожидается, что путешествие займет у пока несовершенных роботов не меньше 2−3 месяцев.

Идея подобных соревнований пришла в голову уэльского профессора и большого любителя яхтенного спорта Марка Нила, который и создал главную головную боль для их участников — требование полной автономности кораблей. Помогать им в управлении разработчики смогут лишь в самом крайнем случае, если яхте будет грозить неминуемая гибель. В этом случае они будут гарантированно исключены из числа победителей, но хотя бы смогут сохранить свое детище для новых гонок.

Название: «Робоут» (ASV Roboat) Название: «Робоут» (ASV Roboat) Страна: Австрия // Водоизмещение: 260 кг // Длина: 3,75 м // Победительница майской регаты претендует на то, чтобы именно ее название стало эталонным для таких кораблей — как «ксерокс» стало нарицательным, обозначающим любые копировальные машины. Монолитный корпус из стекловолокна венчает легкая алюминиевая мачта, зато паруса используются из традиционных материалов. На «Робоуте» имеются и GPS-навигатор и компас, датчики ветра и видеокамеры, в трюме найдется помпа, готовая откачать незначительную течь, а на «палубе» установлен и сирена для туманной погоды. Питание обеспечивают бортовые аккумуляторы.

В своем стремлении к автономности организаторы весьма последовательны. Мы уже упомянули, что двигаться яхты должны исключительно силой ветра. Вдобавок всю энергию для рабочих систем они могут получать либо от Солнца, либо от аккумуляторов на борту — никаких дозаправок и подзарядок не предусмотрено. В ориентировании роботы смогут положиться только на бортовые GPS-навигаторы, а для связи — на бортовые телефоны или модемы (тут каждый выбирает на свой вкус). Сведения о текущем местоположении яхты команды должны передавать организаторам ежесуточно.

Название: «Пинта» (Pinta) Название: «Пинта» (Pinta) Страна: Великобритания // Водоизмещение: 150 кг // Судя по всему, название яхты заимствовано у одного из трех кораблей Колумба. Вообще, о морской эрудиции разработчиков «Пинты» свидетельствует хотя бы тот факт, что другой их проект — более сложный и тяжелый «Бигль Б», напоминающий о судне, на котором совершил свое знаменитое путешествие Чарльз Дарвин. Рисковать «Биглем» команда пока не решается, и выставляет на регату яхту попроще — «Пинту». Впрочем, в мае на предварительной регате «Пинта» стала второй, уступив только австрийской команде. Солнечные батареи обеспечивают необходимой энергией приводы, меняющие положение паруса и управляющие румпелем. По словам разработчиков, стоимость «Пинты» составила чуть меньше 5 тысяч долларов, при этом развивать она способна до 4 узлов (7,4 км/ч).

Важным условием является и дешевизна аппаратов. Пока ни военные, ни коммерческие структуры не проявили серьезного интереса к подобным разработкам, они имеют только исследовательский интерес, а значит — сильно ограничены по бюджету. По мнению Марка Нила, в будущем такие роботизированные «морские волки» смогут вести постоянный мониторинг мирового океана, его химического состава и биоценоза. На них можно разместить датчики, отслеживающие содержание углекислого газа или хлорофилла, нефти или каких-либо других загрязнений, барометры, термометры и так далее. Все это — при условии действительной автономности корабликов — сделает исследования океана намного более экономными, чем теперь. А ученые будут следить за его состоянием, что называется, «в режиме реального времени».

Название: «Маст» (MAST) Название: «Маст» (MAST) Страна: Канада // Водоизмещение: 16 кг // Длина: 2 м // Судно, собранное командой канадских студентов из Университета Квинс, заняло достойное третье место на предварительных соревнованиях в Австрии, участвовало и в регате Microtransat прошлого года. Название яхты выбрано не без самонадеянности: это аббревиатура от «Команда почти полностью автономного корабля» (Mostly Autonomous Saliboat Team). Даже среди миниатюрных соперниц эта яхта — настоящая малютка и отличается умелым использованием распространенных деталей. Мачта ее сделана из обычной алюминиевой трубы, а питание обеспечивают автомобильные аккумуляторы. На борту найдутся и видеокамера, и GPS-навигатор, датчики скорости и направления ветра, скорости движения, а также — самый обыкновенный компас. В трюме установлен насос, способный откачивать воду при небольшой течи. На связь «Маст» выходит через обычный мобильный телефон, только, конечно, не разговаривает, а передает на «базу» текущую информацию. Остается надеяться, что GSM-сеть покрывает достаточную площадь Атлантического океана.

На трансатлантическую регату заявки подали уже десять команд из Великобритании, США, Канады, Австрии и Франции. Российские команды, к сожалению, не проявили инициативы. В конце мая будущие соперники почти в полном составе собрались в Австрии, на чемпионате World Robotic Sailing Championship 2008, где продемонстрировали свои достижения, а четыре команды даже совершили пробные заплывы по озеру.

Название: «Айбоут» (IBoat) Название: «Айбоут» (IBoat) Страна: Франция // Водоизмещение: 40 кг // Длина: 2,4 м // На регатах Microtrasat предыдущих лет французы представили первый действующий прототип, а для трансатлантической гонки конструируют новый. Высокотехнологичный корпус яхты сделан из стекловолокна, на верхней «палубе» его оставлен дополнительный выступ, который увеличивает площадь бортовой солнечной батареи. Из того же материала — и оба паруса «Айбоута». Для связи на нем имеется радиомодем. В отличие от первой версии, на яхте появится массив из 160ти солнечных батарей.

Победителем стала австрийская яхта «Робоут». Впрочем, без трудностей не обошлось: хотя достаточно было продемонстрировать полную автономность в двухсуточном плавании, ни один из участников, в том числе и победитель, не смог продержаться без проблем все положенное время. То одну, то другую яхту приходилось ремонтировать. Ну а во втором этапе — регате — безоговорочным лидером стал именно «Робоут», пока что один из главных фаворитов атлантической гонки.

Впрочем, до сих пор нет никакой уверенности в том, что хотя бы одна из яхт доберется до заветной черты: уж больно непосильной представляется задача. Если это случится, регату можно будет считать весьма успешной. Если же нет — победителем станет робот, сумевший ближе всех подойти к финишу или, в крайнем случае, оказаться западнее других участников. Делаем ставки, господа!

Название: «Фаст» (FASt) Название: «Фаст» (FASt) Страна: Португалия // Водоизмещение: 45 кг // Длина: 2,5 м // Имя яхты стоит понимать как «Автономный корабль Факультета инженерии Университета де Порто» (FEUP Autonomous Sailboat), а также как игру слов, поскольку ‘fast' можно перевести и как «Быстрый» — вполне достойное названия даже для эсминца. В Австрии на регате World Robotic Sailing Championship она заняла последнее — четвертое место. Но стоит сказать, что уже само участие в этих соревнованиях почетно, ведь далеко не все подавшие заявки команды сумели выставить хоть что-то уже этой весной. На деревянном корпусе «Фаста» имеется парус, дополненный стакселем (передним косым парусом), а устойчивость придает балласт и 1,2-метровый киль, укрепленный полиуретановой пеной и углеволокном. Бортовой компьютер работает на базе открытой операционной системы Linux, обеспечивая связь, ориентацию и движение на основе данных, собранных многочисленными датчиками. Здесь есть и сенсор для измерения скорости и направления ветра, скорости и направления хода, температуры, наклона и так далее. Все это залито эпоксидной смолой для полной водонепроницаемости.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2008).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.