Со стороны катание на дертсерфе выглядит безумием. На самом деле это проще, чем кататься на велосипеде без рук.

Dirtsurfer — универсальный, спортивный снаряд, которому подвластны все стихии: асфальт и серпантины, горы и бездорожье, ветер и воздух
Dirtsurfing, подобно сноуборду, дает ощущение полета над дорогой в бесконечном ритме поворотов, плавно сменяющих друг друга
Первая серийная модель, выпущенная Атти, называлась Dirtsurfer GP (General Purpose). Она представляла собой алюминиевую раму с 16-дюймовыми велосипедными колесами без тормозных механизмов. Чуть позже Dirtsurfer обзавелся велосипедным тормозом, управляемым с помощью рычага calf lever. Чтобы затормозить, достаточно было слегка отклониться против хода движения и надавить икрой задней ноги на рычаг.
Мария Есютина- победительница Dirtsurfer Moscow Open

К знакомству с этим спортивным снарядом я долго готовился. Морально готовился. Рассматривая фотографии опытных дертсерферов в интернете, я мог подумать только одно: эти ребята не дружат с головой. Когда в назначенный час я увидел опытного дертсерфера Александра Слесарева, стремительно спускающегося ко мне по одной из дорожек парка Победы (в тот момент Поклонная гора казалась мне чуть меньше Эвереста), я начал мысленно проклинать свою работу. Некоторое время спустя я, облачившись во всю имеющуюся защиту и обреченно волоча за собой доску, ловил на себе красноречивые взгляды прохожих: они уже жалели моих родителей. Почему я согласился на этот эксперимент? Да потому, что московские дертсерферы клятвенно пообещали научить меня кататься на двухколесной доске за 15 минут, не допустив ни единого падения! Поверить им на слово было трудно. Пришлось проверять на собственной шкуре.

Без посредников

Как и многие другие необычные виды спорта, будь то австралийский футбол или пятиколесный гибрид велосипеда и скейтборда, дертсерфинг родился в стране кенгуру — точнее, во Фримантле, одном из крупнейших городов Западной Австралии. Это очень молодой вид спорта: инженер и увлеченный серфер Грэм Атти изобрел его в 1998 году. «Когда я видел детей, катающихся с горки недалеко от моего дома, у меня возникало желание придумать для этого совершенный спортивный снаряд, — рассказывает Грэм. — Я начал строить простые прототипы у себя в гараже, постепенно совершенствуя концепцию. Мой снаряд впитывал в себя идеи и пожелания местных спортсменов, которые стали первыми тест-пилотами».

Грэм хотел создать снаряд, который так же естественно реагирует на наклон корпуса спортсмена, как серф или сноуборд, создавая ощущение плавного ритмичного полета над земной твердью. На наиболее близких аналогах дертсерфа, скейтборде или маунтинборде, вместо жесткой связи и прямого контроля над колесами спортсмен получает сложный опосредованный механизм поворота. Наклон доски и наклон корпуса пилота постоянно различаются, так как первый определяется радиусом поворота, а второй — скоростью движения и центробежной силой. Высокая скорость требует от спортсмена решительных движений для поддержания равновесия, при этом механизм поворота не становится менее чувствительным, поэтому маунтинборд трудно контролировать. Катаясь на дертсерфе, спортсмен напрямую управляет наклоном колес. Благодаря гироскопическому эффекту больших колес доска с ростом скорости приобретает все бóльшую стабильность и требует бóльших усилий для поворота. Эти усилия адекватны скорости и способствуют максимально естественному и уверенному управлению, как на сноуборде или серфе, только еще проще.

«Как любой фанат сноубординга, я всегда искал альтернативу любимому спорту в межсезонье, — рассказывает руководитель Dirtsurfer USA Брайан Дюваль. — Дертсерф смог подарить мне долгожданное ощущение полного единения с доской, без лживых передаточных механизмов». Неудивительно, что экстремальные и в то же время удобные, простые в освоении снаряды стали разлетаться по дилерам как горячие пирожки, не требуя особого продвижения. В 2002 году австралийская команда дертсерферов привезла образец снаряда в США. С тех пор дертсерф-движение, а заодно и разветвленная дилерская сеть стремительно разрастаются по всему миру.

Свободу колесу!

В основе конструкции снаряда Грэма Атти лежит так называемый swingarm — рычаг, который позволяет переднему колесу свободно поворачиваться и выравниваться по ходу движения, как это делают колесики тележки из супермаркета. Рычаг наклонен таким образом, что ось его сочленения с рамой находится ниже оси колеса. Благодаря этому наклону колесо стремится вернуться в положение «прямо» под весом спортсмена, даже когда снаряд не находится в движении. Площадка для ног располагается между колес и ниже колесных осей, что обеспечивает наилучшее расположение центра тяжести для скоростной езды. В движении при наклоне рамы «свободное» колесо само начинает поворачивать, повинуясь гироскопическому эффекту. По такому же принципу можно ездить на велосипеде, не держась за руль. На любой скорости дертсерф всегда стремится стабилизироваться и вернуться к прямолинейному движению.

Дертсерф с жесткой рамой, будь то GP-16 или GP-20 (с 20-дюймовыми колесами от велосипеда BMX), позволяет развивать наибольшую скорость на ровном асфальтовом покрытии. Такие модели используются в дорожных гонках. На извилистых горных серпантинах гонщики разгоняются до скоростей свыше 100 км/ч. Чтобы свести к минимуму аэродинамическое сопротивление, они принимают максимально низкую стойку. На такой скорости изменение курса аппарата требует очень больших усилий. Поворот легче выполнить, держась за раму руками. В настоящее время международный чемпионат по дорожному дертсерфингу включает этапы в США, Канаде, Австралии, Германии, Швеции, Швейцарии, Австрии и других странах.

В 2003 году Атти представил новую концепцию дертсерфа, разделив переднюю и заднюю части рамы гибкой декой из стекловолокна и клена. Пружинящая дека гасит колебания, возникающие при езде по бездорожью, позволяет совершать прыжки и трюки. Flexideck (гибкая доска) также выпускается в двух вариантах: с 16-дюймовыми и 20-дюймовыми колесами для даунхилла, внедорожного спуска с горы.

Счет на минуты

Прежде чем залезть на дертсерф, я прочитал множество рассказов довольных новичков, выслушал массу оптимистичных обещаний своих наставников, но все равно слегка беспокоился. Для начала я попросил Сашу подставить мне дружеское плечо, чтобы потренироваться вставлять переднюю ногу в крепление (задняя нога всегда остается пристегнутой). Во время одного из моих упражнений Саша вдруг толкнул меня вперед, побежал, разгоняя доску все сильнее и сильнее, и наконец отпустил. Перестав извергать проклятия сквозь шлем, я поймал себя на мысли, что довольно уверенно еду на дертсерфе. Увидев приближающиеся ступеньки, я заставил себя сосредоточиться, отклониться назад и нажать на рычаг тормоза. Дертсерф плавно остановился и позволил мне опустить переднюю ногу на землю.

Пожалуй, самое трудное для новичка — научиться стартовать с места. В отличие от скейтборда, на дертсерфе отталкиваться нужно передней ногой. Из-за свободного переднего колеса доска, не начавшая движение, так и норовит завалиться набок. Для успешного старта нужно научиться достаточно резко вставлять ногу в крепление, чтобы обеспечить надежный контакт с доской на все время поездки, — иначе снаряд не будет наклоняться вместе с наездником в повороте. Не стоит пытаться сильно разогнаться: дертсерф приобретает стабильность на очень низкой скорости, и, чтобы начать движение, достаточно одного толчка ногой. Натренировавшись, можно совершать по несколько мощных толчков. Опытные дертсерферы могут ездить даже по ровной поверхности, без уклона.

С энной попытки я оттолкнулся, поймал ногой крепление и, удержав равновесие, отправился в путешествие с горки. «С момента начала обучения прошло 4,5 минуты!» — торжественно объявил Саша. «Но я же еще не научился!» — запротестовал я. «Научился», — заверил меня опытный дертсерфер. Действительно, вскоре мы отправились на более крутую и длинную горку, с которой я катался в свое удовольствие. Следовало помнить лишь о двух простых правилах: поворачивать плавно (гироскоп не любит резких движений) и смотреть только вперед. Через часок Саша засобирался на работу. Я же решил, что рабочий день и так удался на славу, и отправился домой. «Классная у тебя работа», — заметил на прощанье дертсерфер. И я не смог с ним не согласиться.

Dirtsurfer FS предоставлен на тест компанией «Недетские доски»

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2008).