Снежные кайтеры: снегопарусники

Лет пять назад в одном из первых номеров «TechInsider» мы писали про зимние кайты и даже пытались покататься на одном из них, правда, безуспешно – не было ветра. Этой зимой мы решили вернуться к теме – с заснеженными равнинами в России пока все в порядке, и этот вид спорта как будто специально создан для нашей промерзшей страны. Что подтверждает и статистика – продажи зимних кайтов в России растут более чем на 50% в год.
Снежные кайтеры: снегопарусники

Еще лет пять назад зимний кайт почти не отличался от своего родоначальника — параплана. Как признавались нам конструкторы компании Paraavis, ведущего отечественного производителя парапланов и кайтов, новые формы надувного крыла сначала появлялись на парапланах, а уже потом мигрировали на кайты-парафойлы. Управлялись кайты довольно примитивно — при помощи двух Г-образных ручек, соединенных между собой прочной веревкой, которая при надобности зацеплялась за крюк трапеции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие катались и на летних надувных кайтах, но парафойл оказался намного лучше приспособлен к зиме. Самое главное — безопасность, ведь воды под тобой нет. Достаточно отпустить ручки — и парафойл превратится в бесполезную тряпку, а надувной кайт практически всегда сохраняет форму. К тому же парафойл не нужно надувать (кстати, довольно муторная операция), он легче и занимает меньше места. Правда, цена почему-то такая же, как и у «надувастиков».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История зимнего кайтинга — это история заимствования (в хорошем смысле этого слова) различных технологий из совершенно разных дисциплин: парашютного спорта, парапланеризма, кайтсерфинга, сноубординга и даже альпинизма. Про парапланы я уже сказал выше. Следующим прорывом стало заимствование у водных кайтов планки управления с системой «депауер», позволяющей «на лету» управлять тягой кайта. В итоге сейчас кайтер-любитель вполне может обходиться в течение всей зимы одним кайтом. В Подмосковье, как правило, для мужчины среднего веса достаточно двенадцатиметрового змея. Из виндсерфинга пришла трапеция — широкий пояс с крюком, за который и цепляют кайт, ведь на одних руках больше десяти минут не провисишь — вейкбордеры меня поймут. Доски, крепления, ботинки и даже одежда пришли из сноубординга. Впрочем, в последнее время наметилась специализация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доски

Одними из первых видоизменились доски. Главное и основное отличие кайтовых досок от сноубордических — абсолютная симметричность, ведь кайтер одинаковое количество времени едет как левым, так и правым боком, а у сноубордера всегда одна нога «передняя». Желательно также у кайтовых досок иметь большой радиус бокового выреза (кайтер едет, как правило, по прямой, а не дугами, как сноубордер) и мощный задний кант, на котором и проводит большую часть времени сноукайтер. Именно по такому принципу изготавливались уже канувшие в лету знаменитые своей низкой ценой российские доски Skyshake, а также ныне здравствующие популярные в России бренды Mushow и ABoards. На этих сноубордах можно спокойно кататься с гор и без всякого кайта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако уже появились и чисто кайтовые сноуборды, на которых с горки съехать, конечно, можно, но лучше этого не делать, — например, доски Snowtiger компании JN. Это довольно короткие (легче выполнять вращения) сноукайтборды с почти прямыми боковинами, напоминающие обрезанную с торцов доску (у стенки стоит и не падает).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судя по всему, еще пара лет — и снежные доски будет не узнать. Так же современные водные кайтборды отличаются от вейкбордов, на которых начинали кататься кайтеры.

Обвязка

Большинство «снежных» кайтеров сегодня катаются в сидячих водных трапециях, что создает определенные трудности. Во-первых, размеры кайтера в зимней одежде отличаются от размеров того же кайтера в одних серфовых шортах. Поэтому в Москве, например, водные трапеции больших размеров довольно дефицитны. А что делать тем, кто и летом катается в больших размерах, например мне? Зимой на мне ни одна водная трапеция не застегнется. Да и громоздки они очень. Однако до недавнего времени альтернатив не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году компания Ozone (не путать с книжным порталом Ozon) выпустила специальную трапецию, предназначенную исключительно для сноукайтинга, — Access XC Harness, идею для которой инженеры компании позаимствовали у альпинистской подвесной системы. Трапеция имеет очень малый вес, большую прочность, отлично поддерживает спину и никогда не задирается вверх. Я мерял на себе — действительно удобно. Прокатиться, правда, не удалось — на момент написания статьи снега и ветра в Подмосковье не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куртки

Костюмы для сноуборда давно уже преодолели границы горных склонов — действительно, трудно найти более технологичную, легкую и прочную одежду. Именно поэтому сноубордические куртки непрестанно мелькают в метро, и в них же катаются кайтеры. Недостаток у них лишь один — при активном катании куртка постепенно вылезает из-под трапеции, так что приходится останавливаться и переодеваться или же продолжать кататься с голой спиной, что чревато разными осложнениями. К нам в редакцию на пару дней попала первая (насколько нам известно) куртка, предназначенная для кайтинга. Основное ее отличие от сноубордодежды — вырезы на молнии для крюка от трапеции, которая надевается под куртку. Все это проще продемонстрировать на фотографии, чем объяснять словами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кайты

А что происходит собственно с кайтами? На воде идут непрерывные баталии — на смену двухстропным пришли четырехстропные, потом пяти- и даже шестистропные. Арочным кайтам пришлось потесниться под напором плоских. Сейчас и те и другие вынуждены сдавать позиции гибридам. Каждый год появляется что-то новое: то баллоны худеют, то усложняется (или упрощается) строповая система, то меняется система страховки и управления. По сравнению с этими страстями в сноукайтбординге почти затишье. Например, кайт Ozone Frenzy с небольшими изменениями выпускается ни много ни мало шесть лет, что не помешало легендарному Шасте стать на нем трехкратным чемпионом мира. Может, это и к лучшему — купив сейчас зимний кайт, ближайшую пятилетку можно не заморачиваться на «перевооружение», а просто получать удовольствие.