Летать на перевернутом мотоцикле без рук на высоте трехэтажного дома — это будничная работа спортсмена, выступающего в дисциплине мотофристайл.

17−18 ноября 2007 года в Москве под сводами спорткомплекса «Олимпийский» пройдет пятый этап Мировой серии по супермотокроссу SX Moscow. За эти два дня 40 000 зрителей (по 20 000 каждый день) смогут увидеть борьбу ведущих мотогонщиков за позиции в чемпионате на уникальной мотокроссовой трассе. Однако супермотокросс — далеко не единственное экстремальное зрелище, уготованное российским зрителям. Каждый этап соревнований завершится грандиозным фристайл-шоу с участием лучших спортсменов мира. Пересказывать на бумаге невероятные акробатические трюки, исполняемые мотоциклистами в воздухе на высоте более 10 м над землей, — занятие неблагодарное: это стоит увидеть собственными глазами. И все же, чтобы разогреть аппетит, мы постараемся описать один из самых сложных элементов фристайла, который будет продемонстрирован на SX Moscow. На схеме трюк Backflip Cliffhanger исполняет американский спортсмен Ней Адамс.

Мнение эксперта

Технические аспекты исполнения трюка прокомментировал многократный победитель российских соревнований по фристайлу Алексей Колесников: «Основная сложность Backflip Cliffhanger заключается в том, что большую часть времени спортсмен лишен возможности корректировать скорость вращения мотоцикла. Обычно фристайлист может увеличить или уменьшить угол, открыв газ или притормозив заднее колесо. Выполняя Cliffhanger, приходится убирать руки с руля, а ноги — с педалей. Исход трюка на 90% зависит от точного вращательного импульса, заданного в момент отрыва от рампы. Подобные трюки, в том числе базовый Backflip, спортсмены начинают тренировать на ‘суперкикере', сильно закрученной рампе с радиусом 5,5 м. ‘Суперкикер' обеспечивает высокий вылет мотоцикла, помогает инициировать вращение. Профессионалы выполняют сальто с обыкновенных ‘дальних' рамп радиусом 8−9 м, обеспечивающих вылет более 20 м в длину.

Выполняя Backflip Cliffhanger, психологически сложно полностью раскрыться и зафиксировать трюк. Когда спортсмен вытягивается в струнку и поднимает руки вверх, расстояние между его собственными руками и рукоятками руля составляет около 2 м — и это при том, что через какие-то мгновения ему предстоит вновь встретиться с твердой землей. Вращаясь на высоте более 10 м, фристайлист должен сохранять максимальную концентрацию, чтобы правильно зафиксировать ноги. Однажды, выполняя Cliffhanger в базе (без вращения), я потерял мотоцикл из-за того, что ноги соскочили с руля. Эта, казалось бы, незначительная ошибка привела тогда к серьезному падению».

Прочный и поджарый

Во фристайле используются кроссовые мотоциклы, специально доработанные для прыжков. На них устанавливают усиленные колесные обода, спицы и ступицы, прочные втулки и оси, способные выдержать жесткие приземления. Жиклеры карбюратора подбирают таким образом, чтобы сделать двигатель максимально эластичным, пусть и в ущерб мощности: фристайлисту требуются мгновенные прогнозируемые реакции на газ, необходимые для управления ориентацией мотоцикла в полете. Гоночный «подхват» здесь только вредит. И без того узкое кроссовое сидение обрезают до ширины 2−3 см, чтобы дать свободу ногам. В боковинах сидения вырезаются рукоятки — при исполнении некоторых трюков спортсмен берется за них руками. Руль ставят как можно выше, чтобы оставить место для ног при исполнении Cliffhanger. В отличие от мотокросса, рули во фристайле без перекладины — за нее можно случайно зацепиться ногами. Подготовкой мотоцикла нередко занимается сам фристайлист: ведь от тонкостей настройки машины зависят и исход трюка, и его собственное здоровье.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2007).