РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наедине с небом: Реактивный Карлсон

На высоте четырех километров над землей от самолета отделяется человек. Проведя пару секунд в свободном падении, он раскрывает... нет, не парашют, а настоящие крылья. Синхронно включаются четыре реактивных двигателя и начинают неспешно раскручивать турбины. Спустя еще полминуты крылатый летчик стабилизирует высоту, резко выстреливает вперед и превращается в точку на горизонте. Это не кадры из последнего фильма о Джеймсе Бонде, а описание реального полета человека-ракеты Ива Росси.

«Когда я вырасту, я стану пилотами! Именно так, во множественном числе», — уверенно заявлял маленький Ив Росси. Он оказался на удивление последовательным в своих высоких стремлениях. В 20 лет Росси поступил в ВВС родной Швейцарии. Будучи военным летчиком, он пилотировал истребители Hunter и Tiger F-5, налетал более тысячи часов на Mirage III со скоростью, вдвое превышающей скорость звука. Спустя восемь лет Росси пересел на гражданские Douglas DC-9 и Boeing 747 компании Swissair. В настоящее время Ив — командир экипажа Airbus.

Осуществив собственную мечту, Ив Росси взялся за исполнение древнейшей мечты всего человечества. Все свое свободное время он посвятил полетам в чистом виде, в наиболее буквальном смысле этого слова: не сидя внутри крылатой машины, а сам по себе, как птица, один на один с небом. По гамбургскому счету, все спортсмены, претендующие сегодня на свободный полет (бейсеры, скайдайверы, скайсерферы), скорее падают, чем летают. Летать свободно, маневрировать, поддерживать и набирать высоту — такого смог достичь только Ив Росси со своим реактивным крылом.

Супермен

Если уж кто-то должен был нацепить на себя крыло с несколькими турбореактивными двигателями, то лучшего кандидата, чем Ив Росси, было не найти. Фанат экстремальных видов спорта, опытный парашютист, скайдайвер и скайсерфер, любитель параплана и дельтаплана, Росси как никто другой знал, что делать, оставшись наедине с воздушной стихией. В 1996 году Ив попал в Книгу рекордов Гиннесса как первый скайсерфер, прыгнувший с вершины купола воздушного шара. В том же году он вновь поставил экстремальный рекорд: совершил полет, держась руками за крылья двух бипланов. Эффектное шоу Ив продемонстрировал в фильме «Сверхзвуковой серфер», паря верхом на масштабной модельке Mirage III вместо серфа. С 1999 года Росси разрабатывал надувное крыло собственной конструкции, которое в 2002-м позволило ему преодолеть 12 км, разделяющие берега Женевского озера. Тогда спортсмен вплотную подошел к идее установить на крыло двигатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немецкая компания JetCat с энтузиазмом отнеслась к предложению Росси о сотрудничестве. JetCat производит турбореактивные и газотурбинные двигатели для масштабных радиоуправляемых моделей самолетов и вертолетов. Масса таких моделей сопоставима с массой пилота, а значит, именно их двигатели идеально подходят для того, чтобы превратить человека в птицу.

Подбор правильного материала и геометрии крыла, выбор модели, количества и расположения двигателей осуществлялся методом проб и ошибок. Первая попытка совершить полет состоялась в марте 2003 года. Тогда Ив Росси просто установил двигатели на собственное надувное крыло, которое считал лучшим в мире. Надувная конструкция казалась выгодной потому, что перед полетом пилоту предстояло выпрыгнуть из самолета, а это невозможно сделать с расправленными крыльями. К сожалению, в тот момент Иву не удалось добиться успеха — крыло оказалось недостаточно жестким, чтобы нести на себе реактивные двигатели.

Четыре минуты свободы

К 2004 году Ив Росси завершил разработку нового жесткого крыла. Легкое карбоновое крыло имело складную конструкцию и могло расправляться и вновь складываться с помощью электроприводов. Поначалу все шло не очень гладко. На крупнейшем авиашоу в Аль-Аине (ОАЭ) Ив вошел в штопор. Совершив несколько тщетных попыток восстановить контроль над ситуацией (управлять полетом он мог, лишь перемещая вес собственного тела), пилот отстегнул крыло и порвал парашют. Сам Ив тогда отделался легким испугом, воспользовавшись запасным парашютом, но дорогой аппарат был серьезно поврежден.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгожданный успех ждал Росси 24 июня 2004 года. Пилот выпрыгнул из самолета над швейцарским городком Ивердон на высоте 4000 м и спустя пару секунд раскрыл крыло с двумя реактивными двигателями. Неспешно планируя, он снизил высоту до 2500 м над землей. Убедившись, что крыло хорошо управляется, Ив включил двигатели. Ему предстояло свободно парить еще 30 секунд, чтобы двигатели вышли на стабильный режим работы, — для скайдайвера это обычное дело. И лишь затем Росси смог включить двигатели на полную мощность. На высоте 1,6 км над землей он вышел на стабильный горизонтальный полет, развил скорость около 190 км/ч и поддерживал ее в течение четырех минут. К сожалению, пилот попал в зону турбулентности и был вынужден преждевременно выключить двигатели, хотя в баках еще оставалось более половины топлива. Затем Ив сложил крылья, раскрыл парашют и благополучно приземлился.

Во время полета Иву был доступен единственный орган управления, кроме собственного тела, — электронный регулятор тяги. Из приборов присутствовал лишь звуковой альтиметр, который помогал ему постоянно отслеживать высоту полета. «Я испытывал абсолютную свободу в трех измерениях, — делился впечатлениями Ив. — Я был птицей!»

Путь взлетов и падений

Реактивное крыло доказало свою работоспособность и в тот же день было запатентовано. Однако предстояло еще много работать, чтобы довести революционный летательный аппарат до совершенства. Нескольким удачным полетам в 2005 году предшествовали усовершенствования геометрии и системы складывания крыла. Но и они не помогли Росси избежать смертельно опасной ситуации, когда неконтролируемые колебания крыла заставили его распрощаться с усовершенствованным аппаратом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Целый год работы ушел на создание новой модели крыла с четырьмя двигателями JetCat P200. Установка дополнительных двигателей — это серьезный риск для пилота. Температура выхлопных газов «игрушечного» P200 достигает 690 °C, при этом сопла двигателей находятся в непосредственной близости от ног летчика. В одном из экспериментов Росси пилотировал крыло с шестью двигателями, однако эта попытка завершилась неудачей.

Новое крыло с размахом три метра и четыре реактивных двигателя наконец обеспечили аппарату ожидаемую маневренность и стабильность. Полет в швейцарском городе Бексе в ноябре 2006 года был сном наяву, длившимся целых 5 минут 40 секунд.

В том же Бексе 24 апреля 2007 года Росси вновь спустился с небес на землю, в очередной раз оставшись без крыла в результате аварии. «Такие случаи — неотъемлемая часть работы над принципиально новым проектом, — считает Ив. — В любом случае, приключения на этом не заканчиваются». В настоящее время Ив Росси сконцентрировался на постройке новой модели летательного аппарата. В его планы входит научиться взлетать прямо с земли без помощи самолета и сделать крыло достаточно мощным и маневренным для уверенного набора высоты, выполнения фигур высшего пилотажа и аэробатических трюков. Если это ему удастся, тогда, возможно, мы сможем говорить о возникновении революционного вида личного транспорта.

Загрузка статьи...