Что такое «лебединая шея» и для чего она нужна: интересный факт об устройстве гоночных автомобилей

Инженеры немало решений подсматривают у живой природы, но это не тот случай.
Что такое «лебединая шея» и для чего она нужна: интересный факт об устройстве гоночных автомобилей
Porsche

Антикрыло в гоночных автомобилях — элемент сугубо функциональный, что не мешает инженерам реализовывать в его конструкции решение с изящным названием «лебединая шея».

Гоночный автомобиль невозможно представить себе без массивного антикрыла. Все дело в том, что чем быстрее может ехать автомобиль, тем сильнее на него влияет поток набегающего воздуха. Он стремится оторвать машину от дороги, образуя подъемную силу — она нужна самолетам, задача которых подняться в воздух, но совершенно ни к чему автомобилям, которым, наоборот, требуется как можно лучшее сцепление с поверхностью. Для этого используют антикрыло, профиль которого обратен профилю крыла самолета, поэтому автомобиль не взлетает, а держится за дорогу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche 911 RSR (991)
Porsche 911 RSR (991) с обычным антикрылом
Porsche

Привычным вариантом антикрыла является элемент, который крепится к кузову автомобиля с помощью двух стоек: одна их часть соединена с крышкой багажника (или капота как у представленных на этих фото гоночных Porsche), а вторая — соединена с нижней плоскостью самого антикрыла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в 2009 году появилась «лебединая шея», при которой стойки с изящным изгибом крепятся уже к верхней плоскости антикрыла. Такое решение было найдено инженерами в качестве ответа на вступившие в силу требования Западного автомобильного клуба Франции (ACO), выступающего организатором легендарного марафона «24 часа Ле-Мана».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche 911 RSR (991) с антикрылом типа «лебединая шея»
Porsche 911 RSR (991) с антикрылом типа «лебединая шея»
Porsche

Чтобы снизить риск опасных аварий, было принято решение замедлить гоночные машины в поворотах путем снижения прижимной силы. Добиться этого постарались банальным уменьшением размеров антикрыла, но инженерам удалось отыграть все потери за счет более агрессивного угла атаки плоскостей антикрыла и перехода на крепление типа «лебединая шея», которое позволило оптимизировать потоки воздуха, обтекающего элемент, и вернуть потерянную прижимную силу.