Зачем автогонщики носят странную конструкцию, напоминающую ошейник

Система под названием HANS призвана повысить безопасность в автогонках в случае аварий.
Зачем автогонщики носят странную конструкцию, напоминающую ошейник
Getty Images

На шее гонщиков можно встретить необычный элемент, напоминающий ошейник, но на самом деле это важная для здоровья и жизни спортсменов система HANS.

Каждый, кто хоть раз смотрел автогонки, видел, что в экипировку современного гонщика входят не только привычные шлем, комбинезон, ботинки, перчатки и специальное несгораемое нижнее бельё и носки, но и необычный «ошейник», который пристёгивается к шлему. Зачем он нужен?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот элемент стал обязательным для использования в гонках под эгидой Международной автомобильной федерации FIA с 2000-х годов, когда специалисты изучили ряд смертельных аварий в автоспорте и нашли способ повысить безопасность гонщиков, снизив риск получения серьёзных или даже фатальных травм во время столкновений. Устройство под названием «Система защиты шеи и головы» (Head And Neck Support device, HANS) защищает от хлыстовой травмы шеи из-за резкого её сгибания и последующего резкого разгибания, а также от переломов основания черепа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без системы HANS, представляющую собой своеобразный «ошейник» (обычно из углепластика), который надевается на шею — поверх его плечевых элементов проходят ремни безопасности, а пластина со стороны затылка имеет крепления коротких ремешков к шлему пилота. Именно они ограничивают диапазон перемещения шеи и головы гонщика в безопасных пределах, так что даже при резком торможении в момент удара голова защищена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо защиты от хлыстовой травмы HANS также бережёт гонщиков от переломов основания черепа, которые были более чем реальны до внедрения системы. Всё из-за тех же резких знакопеременных перегрузок, когда на короткий момент времени вес головы кратно увеличивается, она с большой скоростью наклоняется вперёд и затем резко с такой же высокой скоростью возвращается назад. «Ошейник» удерживает шлем и позволяет существенно снизить риск травм в авариях. В современных гонках без системы HANS нельзя выйти на старт кольцевых и раллийных гонок, а также других спортивных дисциплин.